Образ Александра Невского в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Российские императоры Александр I, Александр II, Александр III с честью носили имя своего покровителя – святого Александра Невского. Святой Александр Невский особо почитался А.В. Суворовым, он был небесным покровителем Александра Васильевича. Во времена правления династии Романовых орден Святого Александра Невского получали за заслуги перед Отечеством. Талантливые боевые командиры, отдельные воинские части в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. награждались орденом Александра Невского.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Рождение, происхождение, юные годы и воспитание великого князя Александра Невского ………………………………………………...5
2. Исторические события, происходившие на Руси, во времена княжения святого благоверного князя Александра Невского.
2.1 Крестовые походы немецких рыцарей. Захват прибалтийских
земель……………………………………………………………..
2.2 Битва на Неве ……………………………………………………..
2.3 Ледовое Побоище…………………………………………………
3. Политическая деятельность великого князя Александра Невского во
время татаро-монгольских нашествий на Русь.
3.1 Первая и вторая поездки Александра Ярославича в орду к хану
Батыю и в Великую Монголию……………………………………
3.2 Папские послания Александру Ярославичу с предложениями о
слиянии православия с католичеством……………………………..
3.3 Третья поездка князя в Зотолую Орду………………………………
3.4 Последний поход в Орду.
Кончина св. бл. кн. Александра Невского…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат по Истории.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Андрей, собрав тридцать пять тысяч воинов, пошел навстречу  неврюевой рати. 24 июля, в Борисов день, произошло сражение. Потерпев поражение, Андрей бросил свое войско и бежал вначале в Новгород, затем в Псков, Колывань, а оттуда в Швецию. Вместе с ним бежали жена Доброслава и бояре.

Татары же взяли Переяславль Залесский, убили жену князя Ярослава и его детей, сам же князь укрылся в Ладоге, а позже переехал во Псков.

Предвидел ли подобное развитие Александр?

Вряд ли. Но выводы для  себя сделал и повел еще более  осторожную политику в отношении  Орды.

Придя с ярлыком из Орды, он сел на великое княжение во Владимире  и принялся восстанавливать город, укреплять его стены, строить  церкви…

Князь Андрей возвратился  из Швеции и был принят Александром  с любовью. Старший брат дал ему  в кормление Городец-Радилов и  Нижний Новгород, а вскоре добыл  в Орде для него ярлык на Суздаль. От князя Андрея пошел род нижегородско-суздальских князей.

 

 

 

 

 

3.2 Папские послания Александру  Ярославичу с предложениями о

       слиянии  православия с католичеством

Ближе к зиме 1252 года  во Владимир приехали папские послы  – кардиналы Галд и Гемонт. Они привезли послание папы Иннокентия IV «герцогу Суздальскому». Князь принял послов, оказал подобающую честь. Послание было большим, но суть его сводилась к одному: Александр во имя спокойствия и мира должен принять католическую веру, а для начала построить католический храм во Пскове. Александр поблагодарил послов и отпустил, заверив, что скоро они получат ответ.

Александр уже знал, что  папа еще летом 1245 года собрал Вселенский собор в Лионе, на который был  приглашен волынский епископ  Петр Акерович. От лица черниговского князя Михаила Всеволодовича и галицкого Даниила Романовича он призывал к совместному походу на татар. Собор даже принял решение об организации крестового похода, но папа Иннокентий IV  для этого ничего не сделал. Он подталкивал русских князей выступить против Орды и тем самым ослабить Русь, чтобы облегчить продвижение Ливонского ордена на восток.

Понимая двурушническую политику папы, Александр дал отрицательный ответ на предложение принять католическую веру.

Своим отказом принять  веру латинян Александр приобрел незыблемую поддержку Русский православной церкви, любовь и преданность русского народа, что способствовало не только укреплению Руси, но и повышение ее международного авторитета.

Летом 1255 года с новгородского  престола вече прогнало Василия Александровича и пригласило Ярослава Ярославича. Возмущенный столь несправедливым отношением к своему старшему сыну великий князь Александр Ярославич  поднял войско и двинул его на Новгород. Новгородцы поклялись драться на смерть, и только вмешательство епископа Далмата предотвратило кровопролитие. После заключения мира и целования креста на верность Василий Александрович вновь занял новгородский княжеский стол. Александр  в отношении Новгорода повел себя властно, жестко, невзирая на прежние льготы и вольности Великого Новгорода, отнимал земли у бояр, захватывал ловы и покосы, чинил суд по своему разумению а не по «Русской правде». Новгородцы ворчали, но терпели, понимая, что князь Александр уже не тот, что не потерпит своеволия.

Не прошло и года как  новгородцы вновь обратили свои взоры  в сторону Владимира. В самом  начале 1256 года объединенное войско шведов, эстонских датчан, суми и еми во главе с рыцарем Дитрихом фон Кивелем вторглись в новгородские земли. Вражеский флот стал в устье Наровы. Укрепляя свои позиции, шведы начали строить крепость. Цель их была предельно ясна: завоевать Водскую и Ижорскую земли.

Собрав войско, Александр  пошел в Новгород. Узнав об этом, немецкие рыцари бросили недостроенный  город и ушли. Александр приказал срыть крепость на Нарове, сам с войском пошел к Копорью. Его цель стала Южная Финляндия, завоеванная Швецией в 1250 году. Коренное население было обложено непосильной данью и не раз через новгородцев обращалось к великому князю владимирскому с просьбой об  освобождении их от шведов. Услышав о подходе Александра Невского к Тавастландии ( то есть земли тавастов), емь восстала. Тавастландия была освобождена от шведских рыцарей, и новгородцы с победой, без потерь, с большой добычей вернулись в Новгород.

 

 

 

 

    1. Третья поездка князя в Зотолую Орду.

Кончина св. бл. кн. Александра Невского

       В 1257 году великий князь в третий раз отправился в Орду к хану Улавчию – третьему сыну хана Бату, ушедшего из жизни в 1255 году. По приказу хана он вел с собой братьев Андрея и Ярослава, а также князей Бориса Васильковича Ростовского и Глеба Васильковича Белозерского.

После принесения множества  богатых подарков хану князья Андрей и Ярослав были прощены. Улавчий объявил волю хана Мункэ: для упорядочения сбора дани поставить на Русь главного баскака Китата и учредить в городах Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Курске, Смоленске, Угличе, Твери, Рязани, Муроме, Костроме, Переяславле баскаков, которые бы, имея в своем распоряжении особые военные отряды, собирали дань. По сути дела эта была татарская оккупация Руси. Русским князьям в Сарае было объявлено, что они должны принять чиновников из Орды для переписи населения. Именно с переписи населения началось по-настоящему порабощение Руси.

Уже в феврале 1257 года на Руси появились ханские чиновники. Переписав жителей, они ставили  над ними десятников, сотских, темников и наместников для собирания  дани. Освобождалось от даней только духовенство.

 Но не все князья  приняли ханских чиновников со  смирением. Константин Всеволодович, князь ярославский, встретил отряд татар дружиной. Произошло сражение под Ярославлем, князь во время сражения был убит.

В 1258 году Александра вновь вызывают в Орду, где ему была объявлена новая воля хана: Новгород и Псков также должны платить поголовную дань. Новгородцы восприняли эту весть как попрание вольностей. Горожане кипели возмущением, их поддержал князь Василий, но узнав, что на город идет отец с войском, убежал во Псков.

Вечевое собрание сказало  твердое нет ханским послам и  баскакам. Они уехали во Владимир, оставив  Александра самого добиваться решения  ханской воли. Непросто было Александру решиться применить силу против новгородцев, но делать было нечего. Русь не была готова воспротивиться власти Орды. Князь  жестоко расправился с ослушниками. Своего сына он приказал схватить и  в оковах доставить в Суздаль. Василий умрет в изгнании в 1271 году в возрасте тридцати одного года. Мятежных бояр князь приказал убить, а дворы их разорить.

В Новгород приехали ханские  численники и приступили к работе. Однако новгородцы вновь заволновались, но под угрозой нового усмирения  согласились «дать число». Закончив перепись и нагрузив возы серебром и мехами, баскаки удалились. Князь  Александр же заключил новый уряд с новгородцами, дал им в князья своего шестилетнего сына Дмитрия и затвердил «число». Таким образом, Новгород Великий потерял свои вольности и, как и все города русские, стал данником Орды.

В 1263 году князь Александр  Невский отправился в Орду. Лишь в конце марта хан принял его. За проведенное в Орде время Александр  узнал, что хан Берке готовит большой поход на запад и ему нужны не только деньги, но и большое войско. Все подвластные углусы войско уже поставили, и только Русь осталась в стороне.

Хан был к русскому великому князю благожелателен. Он посадил  его возле себя, преподнес чашу вина. Путем дачи огромного количества подарков и увеличения дани Орде князь  вымолил неучастие русской рати в ханском походе. Хан еще долго  удерживал князя подле себя. За время множества бесед Александр  выучил монгольский язык и свободно изъяснился с ханом. Говорили о европейских  делах, о положении Константинополя  под никейским императором Михаилом VIII, о необходимости торговли Руси через Орду с Египтом и другими странами Средиземного моря.

Хан оценил ум и прозорливость  русского князя и увидел в нем  не только полководца и политики, но и угрозу для Орды. В конце октября хан решил отпустить князя Александра Ярославича на Русь.

В его честь он созвал пир, на котором ему была поднесена  прощальная чаша с вином. На память князю был подарен чудесный восточный  шлем. С чувством выполненного долга  покидал Александр ставку хана Берке. Предстоял трудный и длительный путь домой.

Холодные осенние дожди  сменились мокрым снегом. Ехать стало  труднее. А тут еще непонятная болезнь затруднила путь. Темнота  в глазах и тошнота все чаще останавливали князя и его  свиту для незапланированного отдыха. Появилась тяжесть в груди. Силы  таяли, и усилия лекаря уже не приносили  облегчения. Благо, что дошли до русских  пределов, а вскоре «доиде до Нижнего Новгорода и пребыв ту мало и идее на Городец». Александр, почувствовав себя совсем плохо, приказал везти в Федоровский монастырь. У монастырских ворот повозку и конников встретил игумен Пафнутий.

Князя вынесли из повозки  и осторожно перенесли в игумновы покои.

Александру Ярославичу стало  еще хуже. Он понял, что конец близок. В келье Федоровского монастыря  принял схиму с именем Алексей  и под утро 14 ноября 1263 года тихо преставился.

Новгородский летописец  по 1263 годом записал: «Тако пристави Бог угодника своего, иже много трудися за Новгороди за Псков, и за всю землю Русскую живот свой отдавая».

В этот день митрополит Киевский и Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе Владимира. Во время службы ему явился Александр  в сиянии. Кирилл остановил службу и сквозь слезы произнес: «Чада  мои! Разумейте, яко же заиде солнце земли Суждальской! Уже бо не общается таковый князь ни един в земле Суждальской!» И все молящиеся откликнулись на его слова плачем и стенаниями.

В морозный день 23 ноября митрополит  Кирилл со всем церковным причтом  и со всем народом владимирским встречал тело князя у Боголюбова. По всеми пути от Городца через Стародуб до Владимира стоял народ вдоль дороги с плачем и причитаниями, чтобы проститься с великим заступником Земли русской.

Погребение великого князя  Владимирского Александра Ярославича состоялась 23 ноября во Владимире в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Общерусский собор в Москве 26 февраля 1547 года официально канонизировал  князя Александра Ярославич как  общеруского святого и установил церковное празднование 23 ноября. В 1550 году владимирский инок Михаил составил житие и службу святого Александра Невского быстро распространяется по всей России. В его честь возводятся церкви и соборы, искусные изографы создают иконы, архимандрит Рождественского монастыря Иона Думин в 1591 году создает новую редакцию жития. Это наиболее полное жизнеописание и собрание чудес, связанных с именем князя-схимника.

Русские летописи донесли  до нас далекие события XIII века, когда в тяжелейших условиях татаро-монгольского ига и агрессивной политики немецко-шведских рыцарей-крестоносцев Русь смогла выстоять, чтобы позже, накопив силы, сбросить ненавистное ярмо и возродиться. Основу этому заложил великий князь владимирский Александр Ярославич Невский. Все свои силы, душу, свою жизнь отдал князь на защиту земли Русской и нам, своим потомкам, завещал любить и оберегать свое Отечество! Вечная ему память!                                            

 

 

 

                                             Заключение

       Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших русских князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитой решил отбиться от Запада.

Глубокая и настойчивая  политическая работа Александра Невского привела к великим последствиям. Даниил имел в своем распоряжении исключительно благоприятные историко-географические силы: несравненный плацдарм в сердце Средней Европы; используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог бы прочно утвердить Русь и православие в Восточной и Средней Европе. Александр, наоборот, имел данные историко-географические из рук вон плохие.

Северо-западный угол Европейской  России не открывал перед ним широких международных перспектив. Но если Александр мало мог приобрести, он мог очень много – если не все – потерять. Он мог потерять не только «окна в Европу» - Новгород и Псков: речь шла о самом существовании Руси, ее культуры и самобытности, о срединном очаге этой культуры. Предстояло поддержать живую энергию русской культуры – православие – и обеспечить сохранность основного уже в то время источника этой энергии – родины русской народности. Если бы латинский запад разгромил Новгород, Псков, Тверь, могло бы оказаться, что остаток Северо-Восточной Руси был бы уже слишком слаб для самостоятельной жизни, мог бы вовсе раствориться в татарской стихии, а не ее растворить в себе (как это произошло затем в действительности).

Историческая задача, стоящая  перед Александром, была двоякой: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Для решения той  и другой задач нужно было отчетливо  сознавать и глубоко чувствовать  инстинктом, нутром, так сказать исторический смысл своеобразия русской культуры – православие. Спасение православной веры и было основным камнем политической системы Александра. Православие для него не на словах, а на деле – «столп и утверждение истины». Раз основа была неколебимой и прочной, Александр уже не боялся искать любых исторических союзников, чтобы эту основу утвердить. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинян, а не от монголов. Монголы несли рабство телу, но не душе. Латиняне грозили исказить самое душу. У них была воинствующая религиозная система, стремившая подчинить себе и по своему образцу переделать православную веру русского народа. У монголов не было вовсе религиозной системы, а лишь культурна-политическая.

Яркий след в истории Руси XIII века оставил выдающийся полководец, дипломат, государственный деятель, охранитель Православия и защитник Земли Русской великий князь Александр Ярославич Невский. Вся его жизнь – это пример беззаветного служения своему народу в очень сложное время – время татаро-монгольского ига, когда Русь оказалась между двух огней: с востока – Орда, с запада – алчущий земель орден крестоносцев. Судьба отвела Александру Ярославичу всего сорок три года жизни, но это была яркая, полная трагических событий, побед, вызывавших восхищение у противников.

Информация о работе Образ Александра Невского в истории России