Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа
Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся древнерусская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории российской. Именно для того, чтобы добраться до истины, я взяла темой курсовой работы Древнюю Русь.
Введение стр………………………………………………………………………3
Образование Древнерусского Государства стр…………………….4-11
Общественно-политический строй и социальная структура древнерусского государства стр……………………………………………11-15
Культура Древней Руси стр…………………………………………………….15-19
Заключение стр……………………………………………………………………...20-21
Приложение стр……………………………………………………………………..22-24
Список литературы стр…………………………………………………………..25
Министерство образования и науки Российской Федерации
ВУЗ
Москва
Факультет экономики
Курсовая работа
По дисциплине: “История”
Тема: “ Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура.”
Выполнила:
Студентка 1 курса
дневного отделения
группы № 2436
Блинова Анна Юрьевна
Подпись __________________
Научный руководитель:
Профессор. Доктор Исторических
Наук
Бухвостов Анатолий Петрович
Оценка ___________________
Дата _____________________
Подпись __________________
Содержание:
Введение
Откуда
и когда взяла свое начало древняя
Русь? На эти вопросы до сих пор
нет точных и однозначных ответов.
Да и откуда им взяться, если вся
древнерусская история
1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Появление племенных союзов,
возвышение одних родов и племен
и упадок других, выделение родоплеменной
знати свидетельствовало о
Новое качество приобрели межплеменные отношения. Возникли союзы племен, а с ними -- борьба за первенство. В рамках военной демократии выделялись князья, дружинники, родовая знать, занявшие привилегированное положение. Утрачивая прежнюю однородность, общество уже не могло функционировать исключительно на кровнородственных связях. Обычаи и традиции, самодостаточные для разрешения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими регуляторами. Эту функцию берет на себя обособившаяся и возвысившаяся над обществом публичная власть. Она создает свою, еще достаточно архаичную, систему управления и готова преступить родовые традиции и прибегнуть к насилию.
Формируется государство, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население от внешней опасности. Эти общественные функции, в выполнении которых было заинтересовано большинство населения, со временем дополняются еще одной -- стремлением государства защитить интересы привилегированных слоев -- тех, кто стоял у власти и пользовался властью.
Таким образом, государство выступало в роли универсального регулятора интересов и отношений, которые возникали в обществе.
Первые предгосударственные образования -- племенные княжения -- возникли у восточных славян на рубеже VIII--IX вв. Исследователи говорят о нескольких центрах, главные из которых -- Среднее Поднепровье с Киевом и Северо-запад, где поднимается Новгород. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии -- Киевской и Новгородской землях.
Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь лишь выделилась, но она еще не обрела династической преемственности. Подчеркивая промежуточное состояние -- еще не государство, но уже и не родовое общество -- многие исследователи относят эти княжения к предгосударственным образованиям.
В Среднем Поднепровье из восточнославянских племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром. Поляне раньше других освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» называет первыми правителями в земле полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город, который будто бы они построили на берегу Днепра, был назван именем старшего брата -- Киевом.
В IX в. здесь появляются русы, в которых большинство историков видят выходцев из Скандинавии -- варягов. С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Черное и Каспийское моря. Носили они преимущественно грабительский характер. Впрочем, варяги выступали и в роли купцов. О масштабах походов косвенно свидетельствует тот факт, что в IX в. Черное море называли Русским. Из военных предприятий русов особенно известны поход и осада Константинополя в 860 г. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. Греки вынуждены были заплатить большую контрибуцию и разрешить русам торговать на византийских рынках.
Приблизительно в середине IX в. местное население изгнало иноземцев. Однако вскоре среди племен, входивших в союз, начались распри. По летописной легенде, чтобы прекратить губительные столкновения, в 862 г. из Скандинавии вновь были приглашены правители-князья, которые должны были поддерживать порядок в северных землях. Первыми князьями были варяги -- братья Рюрик, Трувор и Синеус. Согласно «Повести временных лет», Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус -- на Белоозере, Трувор -- в Изборске. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли.
Легендарное известие о призвании варягов послужило основой для возникновения так называемой норманнской теории. Историки-норманисты утверждали, что Древнерусское государство возникло благодаря варягам, поскольку славянские и финно-угорские племена оказались просто неспособными создать его самостоятельно. В последующем подобное утверждение стало исходным для построений, далеких от науки: в призвании видели не только доказательство низкого уровня развития восточнославянских племен, но и неспособность славянского этноса к творческо-созидательной деятельности.
Сама легенда о призвании появилась в начале XII в., в связи с необходимостью обосновать права Владимира Мономаха, занявшего в 1113 г. престол великого князя Киевского в нарушении старшинства, по призванию жителей древней столицы. В момент написания «Повести временных лет» события двухвековой давности, по-видимому, были уже плохо известны и понятны летописцу.
Важно подчеркнуть, что основа складывающейся государственности в новгородских землях с самого начала носила полиэтничный характер. При этом, по мнению многих историков XIX --начала XX в., князь Рюрик выступает скорее не как завоеватель края, а как правитель, появившийся здесь, согласно договору (соглашению, «ряду») с местными «мужами». В этом некоторые исследователи видели принципиальное отличие древнерусской государственности от западноевропейской: там государство возникает вследствие завоевания, на востоке -- добровольного признания.
Рюрик укрепился в Новгороде, подчинив и передав «в кормление» центры подвластных территорий своим «мужам». В летописи среди подвластных ему центров упомянуты Полоцк в земле кривичей, Ростов, Белоозеро, Муром в землях финно-угорских племен. Характерно, что под власть Рюрика попали племена, не принимавшие, согласно летописному известию, участия в призвании варягов.
Варяги стремились контролировать торговые пути в Византию и на арабский Восток, в первую очередь путь «из варяг в греки». По одной из версий, Рюрик послал своих дружинников Аскольда и Дира на юг, для захвата опорных пунктов. Аскольд и Дир обосновались в Киеве и, по-видимому, даже приняли участие в упомянутом выше походе на Царьград в 860 г. Упоминание о скандинавах, звавшихся русью, попало в византийские хроники. «С этого времени,-- замечает автор «Повести временных лет»,-- стала прозываться Русская земля».
После смерти Рюрика власть перешла к Олегу, на попечении которого оказался малолетний сын Рюрика Игорь. В 882 г. Олег, собрав дружины варягов, словен, кривичей, чуди и мери, выступил на юг. Возможно, поход был вызван тем, что обосновавшиеся в Киеве Аскольд и Дир не желали признать власть нового правителя. По дороге были взяты Смоленск, Любеч и Киев. Аскольд и Дир как «самозванные» правители Киева, не принадлежавшие к роду Рюрика, были убиты.
В Киеве Олег провозгласил: «Да будет Киев матерью городам русским». Вложенные в уста князя слова -- вымысел летописца. Тем не менее в них отразилось стремление Олега перебраться в Киев. Завоеватели сознавали преимущества расположения города на Днепре. Согласно летописи, объединение двух восточнославянских центров произошло в 882 г. Традиционно этот год считается датой создания Древнерусского государства.
Упрочившись в Киеве, Олег подчинил древлян, а позднее северян и радимичей. Подчинение означало прежде всего установление даннических отношений: последние, ранее платившие дань хазарам, отныне должны были посылать ее киевскому князю.
Современные исследователи подчеркивают, что отношения славянских племен с завоевателями не сводились лишь к дани. Диапазон был шире. В противном случае едва ли Олегу и его окружению удалось бы надолго подчинить многочисленное славянское население, разбросанное на огромной территории. Устанавливались не только даннические, но и взаимовыгодные торговые отношения.
Славянские «мужи» получали
возможность участвовать в
С именем князя Олега связан поход варягов и подвластных союзных ему племен на Константинополь в 907 г. Застигнутые врасплох византийцы должны были пойти на заключение невыгодного для них договора, предусматривающего уплату огромной контрибуции. Договор приоткрывает состав киевского войска. При заключении договора варяги клялись Перуном, славяне -- «скотьим богом» Волосом, бывшим одновременно и богом богатства. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Царьграде. Примечательно, что в русско-византийском договоре слово «Русь» подразумевало уже не одну княжескую дружину, но и все подвластные Олегу земли.
После смерти Олега (912 г.) власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Следовательно, впервые князь получил власть не путем вооруженного захвата или по приглашению веча, а по наследству.
Первые годы княжения Игоря
оказались непростыми. Некоторые
племена, подчиненные Олегом, отказались
платить ему дань. Игорю пришлось
вновь завоевывать эти
В 941 г. Игорь возглавил поход на столицу Византийской империи. Из-за ограниченности источников трудно сказать, чем был вызван поход: истечением срока действия прежнего договора с греками, заключенного на 30 лет, или иными обстоятельствами, но предприятие окончилось неудачей. Греки сожгли ладьи киевского князя.
Только в 944 г., перед угрозой нашествия русского и союзного с ним печенежского войска, греки пошли на заключение нового торгового договора. Примечательно, что при заключении договора Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Часть русских послов давали клятву как христиане.
Дань, взимаемая с подвластных племен, шла на содержание князя и его окружения. Собиралась она достаточно архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства. Зимой князь с родственниками и дружинниками отправлялись из Киева в полюдье -- объезд подвластных земель. Часть собранной дани в последующем отправлялась по Днепру и Черному морю в Константинополь--на продажу.
В 945 г. во время полюдья в землях древлян князь Игорь был убит. Причиной восстания послужили недовольство властью киевского князя, стремление родоплеменной знати древлян освободиться от обременительной опеки Киева и жадность Игоря. Он вернулся к древлянам с «малой дружиной» для вторичного сбора дани.
Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Племенной центр древлян, город Искоростень, был сожжен, жители перебиты или обращены в рабство.
Информация о работе Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура