Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся древнерусская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории российской. Именно для того, чтобы добраться до истины, я взяла темой курсовой работы Древнюю Русь.

Содержание работы

Введение стр………………………………………………………………………3
Образование Древнерусского Государства стр…………………….4-11
Общественно-политический строй и социальная структура древнерусского государства стр……………………………………………11-15
Культура Древней Руси стр…………………………………………………….15-19
Заключение стр……………………………………………………………………...20-21
Приложение стр……………………………………………………………………..22-24
Список литературы стр…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 716.92 Кб (Скачать файл)

                     Министерство образования и науки Российской Федерации

ВУЗ

Москва

 

 

Факультет экономики

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: “История”

Тема: “ Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура.”

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

дневного отделения

группы № 2436

Блинова Анна Юрьевна

Подпись __________________

 

 

Научный руководитель:

Профессор. Доктор Исторических Наук 
Бухвостов Анатолий Петрович

Оценка ___________________

Дата _____________________

Подпись __________________

 

 

 

 

 

 

                                                  Москва

                                                   2013

 

Содержание:

  1. Введение      стр………………………………………………………………………3
  2. Образование Древнерусского Государства стр…………………….4-11
  3. Общественно-политический строй и социальная структура древнерусского государства стр……………………………………………11-15
  4. Культура Древней Руси стр…………………………………………………….15-19
  5. Заключение стр……………………………………………………………………...20-21
  6. Приложение стр……………………………………………………………………..22-24
  7. Список литературы стр…………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Откуда  и когда взяла свое начало древняя  Русь? На эти вопросы до сих пор  нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся  древнерусская история построена  на основании практически одной  только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник  не на сто процентов. То же можно  сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о  Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных  теорий относительно подлинной истории  российской. Именно для того, чтобы добраться до истины, я взяла темой курсовой работы Древнюю Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБРАЗОВАНИЕ  ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Появление племенных союзов, возвышение одних родов и племен и упадок других, выделение родоплеменной  знати свидетельствовало о кризисе  родовых отношений. В прошлое  уходит равенство внутри рода и между  родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война становится основным занятием. Появляется имущественное  неравенство, одно из условий возникновения  неравенства социального.

Новое качество приобрели  межплеменные отношения. Возникли союзы  племен, а с ними -- борьба за первенство. В рамках военной демократии выделялись князья, дружинники, родовая знать, занявшие привилегированное положение. Утрачивая прежнюю однородность, общество уже не могло функционировать исключительно на кровнородственных связях. Обычаи и традиции, самодостаточные для разрешения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими регуляторами. Эту функцию берет на себя обособившаяся и возвысившаяся над обществом публичная власть. Она создает свою, еще достаточно архаичную, систему управления и готова преступить родовые традиции и прибегнуть к насилию.

Формируется государство, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население  от внешней опасности. Эти общественные функции, в выполнении которых было заинтересовано большинство населения, со временем дополняются еще одной -- стремлением государства защитить интересы привилегированных слоев -- тех, кто стоял у власти и пользовался властью.

Таким образом, государство  выступало в роли универсального регулятора интересов и отношений, которые возникали в обществе.

Первые предгосударственные образования -- племенные княжения -- возникли у восточных славян на рубеже VIII--IX вв. Исследователи говорят о нескольких центрах, главные из которых -- Среднее Поднепровье с Киевом и Северо-запад, где поднимается Новгород. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии -- Киевской и Новгородской землях.

Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь  лишь выделилась, но она еще не обрела династической преемственности. Подчеркивая  промежуточное состояние -- еще не государство, но уже и не родовое общество -- многие исследователи относят эти княжения к предгосударственным образованиям.

В Среднем Поднепровье из восточнославянских племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром. Поляне раньше других освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» называет первыми правителями в земле полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город, который будто бы они построили на берегу Днепра, был назван именем старшего брата -- Киевом.

В IX в. здесь появляются русы, в которых большинство историков видят выходцев из Скандинавии -- варягов. С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Черное и Каспийское моря. Носили они преимущественно грабительский характер. Впрочем, варяги выступали и в роли купцов. О масштабах походов косвенно свидетельствует тот факт, что в IX в. Черное море называли Русским. Из военных предприятий русов особенно известны поход и осада Константинополя в 860 г. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. Греки вынуждены были заплатить большую контрибуцию и разрешить русам торговать на византийских рынках.

Приблизительно в середине IX в. местное население изгнало  иноземцев. Однако вскоре среди племен, входивших в союз, начались распри. По летописной легенде, чтобы прекратить губительные столкновения, в 862 г. из Скандинавии вновь были приглашены правители-князья, которые должны были поддерживать порядок в северных землях. Первыми князьями были варяги -- братья Рюрик, Трувор и Синеус. Согласно «Повести временных лет», Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус -- на Белоозере, Трувор -- в Изборске. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли.

Легендарное известие о призвании  варягов послужило основой для  возникновения так называемой норманнской  теории. Историки-норманисты утверждали, что Древнерусское государство возникло благодаря варягам, поскольку славянские и финно-угорские племена оказались просто неспособными создать его самостоятельно. В последующем подобное утверждение стало исходным для построений, далеких от науки: в призвании видели не только доказательство низкого уровня развития восточнославянских племен, но и неспособность славянского этноса к творческо-созидательной деятельности.

Сама легенда о призвании  появилась в начале XII в., в связи  с необходимостью обосновать права  Владимира Мономаха, занявшего в 1113 г. престол великого князя Киевского  в нарушении старшинства, по призванию  жителей древней столицы. В момент написания «Повести временных лет» события двухвековой давности, по-видимому, были уже плохо известны и понятны летописцу.

Важно подчеркнуть, что основа складывающейся государственности  в новгородских землях с самого начала носила полиэтничный характер. При этом, по мнению многих историков XIX --начала XX в., князь Рюрик выступает скорее не как завоеватель края, а как правитель, появившийся здесь, согласно договору (соглашению, «ряду») с местными «мужами». В этом некоторые исследователи видели принципиальное отличие древнерусской государственности от западноевропейской: там государство возникает вследствие завоевания, на востоке -- добровольного признания.

Рюрик укрепился в Новгороде, подчинив и передав «в кормление» центры подвластных территорий своим «мужам». В летописи среди подвластных ему центров упомянуты Полоцк в земле кривичей, Ростов, Белоозеро, Муром в землях финно-угорских племен. Характерно, что под власть Рюрика попали племена, не принимавшие, согласно летописному известию, участия в призвании варягов.

Варяги стремились контролировать торговые пути в Византию и на арабский Восток, в первую очередь путь «из варяг в греки». По одной из версий, Рюрик послал своих дружинников Аскольда и Дира на юг, для захвата опорных пунктов. Аскольд и Дир обосновались в Киеве и, по-видимому, даже приняли участие в упомянутом выше походе на Царьград в 860 г. Упоминание о скандинавах, звавшихся русью, попало в византийские хроники. «С этого времени,-- замечает автор «Повести временных лет»,-- стала прозываться Русская земля».

После смерти Рюрика власть перешла к Олегу, на попечении которого оказался малолетний сын Рюрика Игорь. В 882 г. Олег, собрав дружины варягов, словен, кривичей, чуди и мери, выступил на юг. Возможно, поход был вызван тем, что обосновавшиеся в Киеве Аскольд и Дир не желали признать власть нового правителя. По дороге были взяты Смоленск, Любеч и Киев. Аскольд и Дир как «самозванные» правители Киева, не принадлежавшие к роду Рюрика, были убиты.

В Киеве Олег провозгласил: «Да будет Киев матерью городам  русским». Вложенные в уста князя  слова -- вымысел летописца. Тем не менее в них отразилось стремление Олега перебраться в Киев. Завоеватели сознавали преимущества расположения города на Днепре. Согласно летописи, объединение двух восточнославянских центров произошло в 882 г. Традиционно этот год считается датой создания Древнерусского государства.

Упрочившись в Киеве, Олег подчинил древлян, а позднее северян  и радимичей. Подчинение означало прежде всего установление даннических отношений: последние, ранее платившие дань хазарам, отныне должны были посылать ее киевскому князю.

Современные исследователи  подчеркивают, что отношения славянских племен с завоевателями не сводились  лишь к дани. Диапазон был шире. В  противном случае едва ли Олегу и  его окружению удалось бы надолго  подчинить многочисленное славянское население, разбросанное на огромной территории. Устанавливались не только даннические, но и взаимовыгодные торговые отношения.

Славянские «мужи» получали возможность участвовать в военных  предприятиях варягов. После завоевания Киева входившие в дружину Олега варяги и славяне воспринимались на юге как единое сообщество. Этноним «русь» был распространен на всех. Таким образом, этническое название варягов трансформировалось в политический термин.

С именем князя Олега связан поход варягов и подвластных  союзных ему племен на Константинополь  в 907 г. Застигнутые врасплох византийцы должны были пойти на заключение невыгодного  для них договора, предусматривающего уплату огромной контрибуции. Договор  приоткрывает состав киевского войска. При заключении договора варяги клялись  Перуном, славяне -- «скотьим богом» Волосом, бывшим одновременно и богом богатства. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Царьграде. Примечательно, что в русско-византийском договоре слово «Русь» подразумевало уже не одну княжескую дружину, но и все подвластные Олегу земли.

После смерти Олега (912 г.) власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Следовательно, впервые князь получил власть не путем вооруженного захвата или по приглашению веча, а по наследству.

Первые годы княжения Игоря  оказались непростыми. Некоторые  племена, подчиненные Олегом, отказались платить ему дань. Игорю пришлось вновь завоевывать эти территории. Столкнулся князь Игорь с кочевняками-печенегами, появившимися в южнорусских степях. Осложнились отношения Киева с Константинополем.

В 941 г. Игорь возглавил  поход на столицу Византийской империи. Из-за ограниченности источников трудно сказать, чем был вызван поход: истечением срока действия прежнего договора с  греками, заключенного на 30 лет, или  иными обстоятельствами, но предприятие  окончилось неудачей. Греки сожгли ладьи киевского князя.

Только в 944 г., перед угрозой  нашествия русского и союзного с  ним печенежского войска, греки пошли  на заключение нового торгового договора. Примечательно, что при заключении договора Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Часть русских послов давали клятву как христиане.

Дань, взимаемая с подвластных  племен, шла на содержание князя  и его окружения. Собиралась она  достаточно архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства. Зимой князь с родственниками и дружинниками отправлялись из Киева  в полюдье -- объезд подвластных земель. Часть собранной дани в последующем отправлялась по Днепру и Черному морю в Константинополь--на продажу.

В 945 г. во время полюдья  в землях древлян князь Игорь  был убит. Причиной восстания послужили  недовольство властью киевского  князя, стремление родоплеменной знати  древлян освободиться от обременительной  опеки Киева и жадность Игоря. Он вернулся к древлянам с «малой дружиной» для вторичного сбора  дани.

Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова  Игоря сначала расправилась в  Киеве с послами древлян, а  затем организовала карательный  поход в их земли. Племенной центр  древлян, город Искоростень, был сожжен, жители перебиты или обращены в рабство.

Информация о работе Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура