Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Да и откуда им взяться, если вся древнерусская история построена на основании практически одной только “Повести временных лет”. Причем не подлинника, а поздних списков, которые повторяют подлинник не на сто процентов. То же можно сказать и об истории других народов, а ведь различные упоминание о Руси присутствуют и в их летописях. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной истории российской. Именно для того, чтобы добраться до истины, я взяла темой курсовой работы Древнюю Русь.

Содержание работы

Введение стр………………………………………………………………………3
Образование Древнерусского Государства стр…………………….4-11
Общественно-политический строй и социальная структура древнерусского государства стр……………………………………………11-15
Культура Древней Руси стр…………………………………………………….15-19
Заключение стр……………………………………………………………………...20-21
Приложение стр……………………………………………………………………..22-24
Список литературы стр…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 716.92 Кб (Скачать файл)

Однако киевская княгиня  действовала не только силой оружия. Она упорядочила размеры полюдья. Были введены уроки, определявшие размеры  дани, и установлены места, куда она  свозилась -- станы и погосты. Своеобразная реформа Ольги положила начало созданию системы налогообложения, без которой государство не может успешно функционировать; места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Летопись сообщает о погостах-поселениях на Луге, Мете, Десне (в городищах на погостах дружинники жили наездами, гостили--отсюда «погост»).

Опираясь на скандинавские  обычаи и окружение покойного  мужа, Ольга стала регентшей при  малолетнем сыне Святославе. Киевская традиция рисует ее мудрой и твердой  правительницей, «мудрейши всех человек». В лестных пассажах летописца заключалась, по-видимому, большая доля правды, хотя самой Ольге не чужда была и жестокость, и коварство.

Ольга одна из первых осознала необходимость сближения с Византией  как потребность государственную. Обращая взор на империю, она надеялась  найти здесь, в отличие от своих  предшественников, не богатую добычу, а выгоды, способствующие упрочению  Древнерусской державы. В 957 г. она  возглавила посольство в Византию и  была принята императором Константином Багрянородным. Результат поездки Ольги -- политическое сближение с Византией.

Во время этой поездки  Ольга крестилась. Символично, что  в крещении Ольга приняла имя  Елены, в честь матери Константина  Великого. В христианской традиции Елена выступила покровительницей и заступницей православной веры, первой христианской императрицей. В  Византии, вероятно, надеялись с  помощью Ольги распространить христианство на Руси, но пока крещение осталось как  бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен: во-первых, на Руси предпочитали принимать восточное христианство, во-вторых, христианство проникает в элиту общества.

Святослав, несмотря на славянское имя, наиболее ярко унаследовал черты, свойственные князю-варягу. Он выше всего  ставил воинскую доблесть и, возмужав, большую часть жизни провел в  военных походах. Активная военная  деятельность Святослава способствовала расширению границ Древнерусского государства. Перед киевским князем трепетали  соседи и заискивали монархи. Но при  этом Святослав уделял мало внимания внутреннему управлению. Киевляне устами летописца не раз упрекали князя-витязя в легкомыслии, которое не к лицу истинному правителю: «Ты, князь, чужой  земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся».

Святослав начал с походов  на восток. Он подчинил вятичей. Затем  через труднопроходимые окско-волжские леса достиг Волжской Болгарии, захватил и разграбил ее столицу город  Булгар.

Около 965 г. Святослав прошелся огнем и мечом по территории Хазарского каганата, погромив главные города и крепости -- Итиль, Саркел. Удар был настолько силен, что клонившаяся к упадку Хазария уже не сумела после него оправиться. Затем Святослав победил ясов-алан и касогов-черкесов, упрочив положение Тмутаракани -- опорного пункта своего владычества в Причерноморье и на Северном Кавказе.

Между тем на Балканах происходили  важные события. Византия, изнемогавшая в борьбе с молодым Болгарским царством, искала союзников. Правители  Византии, опираясь на прежние договоры, обратились к Святославу с призывом о помощи. В 967 г. Святослав разгромил  болгар. Под контроль победителя перешла  часть Дуная с г. Переяславец. Киевский князь стал открыто говорить о своем желании остаться на Дунае, сделав Переяславец новой столицей.

Святослав, согласно летописи, объявил город «серединой моей земли», куда сходились «все блага». Планы  Святослава напугали византийцев. После  того, как киевский князь разгромил  болгар, он стал не просто не нужным -- опасным. Опытные греческие дипломаты натравили печенегов на Киев, заставив Святослава поспешить с дружиной на помощь столице. Но вскоре Святослав вновь появился на Дунае. На этот раз ему пришлось иметь дело с византийцами, потребовавшими чтобы русские рати покинули Придунавье. Киевский князь не подчинился и продолжил войну.

В 971 г. превосходящие силы византийцев оттеснили Святослава к крепости Доростол на Дунае. Ожесточенные столкновения не выявили победителя. Попытки русских дружин вырваться из кольца окружения также не удались. Святослав вынужден был пойти на заключение мира с обязательством не нападать на Византию и Болгарию. В свою очередь византийцы пропускали его дружины на родину. Святослав с небольшой частью сил двинулся к Киеву через Днепровские пороги. Здесь весной 972 г. его перехватили печенеги и убили. С гибелью Святослава завершился первый этап в истории Древней Руси. Характерным для этого времени было расширение правителями Киева подвластной территории, активная экспансия на юг от Прикаспия и Северного Кавказа до Дуная, незначительное внимание к устроению Русской земли.

Взгляд варягов на Древнерусское  государство как на родовую собственность  Рюриковичей отразился на порядке  наследования княжеских престолов  и организации управления. Долгое время власть киевского князя  была скорее властью старшего в роде. Отсюда способ передачи власти: по старшинству  в роде.

Наконец, нельзя не обратить внимание на еще одну особенность становления древнерусской государственности, связанную с варягами. Стержнем государственной территории стал путь «из варяг в греки». В подобном географическом устроении Древней Руси легко ощутить заинтересованность варягов, традиционно стремившихся контролировать торговые пути в Восточной Европе.

Ограниченность и противоречивость источников открывают большой простор  для научных споров о варягах. Один из самых острых -- проблема этнической принадлежности варягов, норманнов, русов: кто это -- один народ или же это термины, под которыми подразумеваются разные этносы ? Так, ряд исследователей выступают против отождествления норманнов с варягами. Они считают, что варяги -- это поморские племена, принадлежавшие к вандальской группе народов. Поскольку в IX в. они ославянились, то вся история призвания варягов «из-за моря» приобретает новый культурологический и этнический смысл. В целом диапазон споров об этнической принадлежности варягов чрезвычайно широк: от скандинавов и западных славян до варягов -- выходцев из южногерманских и даже кельтских племен.

Остается предметом спора  и этническая принадлежность руси. Отдельные исследователи отрицают идентичность «варягов» и «руси», их принадлежность к скандинавам. По их мнению, славяне пришли на земли Восточной Европы, где помимо угро-финских племен уже проживали русы, или россы -- этнос отнюдь не славянский.

Родиной последних признается южная Прибалтика, откуда русов вытеснили готы. Скудные остатки языка русов, имена и топонимика указывают будто бы на их германское происхождение. Таким образом, русы не отождествляются с норманнами. Ко времени пришествия Рюрика земли полян уже назывались Русью. Это свидетельствовало о сближении славян и русов, формировании славянорусской общности.

2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Историки-демографы  не располагают точными данными  о численности населения Древней  Руси. Бесспорно, основная масса людей  проживала в сельской местности.

Самым распространенным видом поселений  на Руси были деревни и села. Многие села стали центрами княжеских и  боярских вотчин. На ранних этапах истории  Древней Руси в состав сел-вотчин входили только двор владельца и  жилища его слуг. Позднее в селах  стали появляться хозяйства зависимых  крестьян.

Обязательной  принадлежностью села был храм, куда собиралось на религиозную службу окрестное  население (церковный приход). Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом. Рядом с селами располагались деревни, или веси,-- поселения в один или несколько дворов. Деревни, как правило, располагались на небольшом расстоянии друг от друга.

Центрами  государственной, экономической, административной, общественной и духовной жизни были города. Число городов росло постоянно. Историки пишут о 25 городах в X в., 64 -- в XI в., 135 -- в XII в. Средняя численность населения города была небольшая -- около 1--1,5 тыс. человек. Выделялись лишь крупные центры, со временем превратившиеся в самостоятельные княжения. К ним исследователи относят около 30 городов с населением 5--10 тыс.человек. В Новгороде середины XIII в. насчитывалось 30--35 тыс. человек, в Киеве -- более 40 тыс. Это была большая цифра-- Киев превосходил по численности населения большинство европейских столиц. Иностранные путешественники, побывавшие в начале XI в. в Киеве, писали о 8 рынках и 400 церквах города.

К городам тянулись пригороды. В пригородах отсутствовало собственное вече, поэтому все решения городского веча были для них обязательны. Основными  занятиями большинства горожан  являлись ремесло и торговля. Уровень  ремесленного развития Древней Руси был чрезвычайно высок. Историки и археологи насчитывают более 150 изделий, выпускаемых только русскими кузнецами.

Характерная черта русского города -- его тесная связь с сельской местностью. Жители городов занимались торговлей и ремеслом, имели подсобное хозяйство, промышляли охотой, рыболовством и даже бортничеством. За городскими стенами находились сады и огороды, поля и пастбища, на которых горожане пасли свой скот. Часть продуктов питания и сырья, необходимого для ремесленного производства, закупалась в близлежащих селах и деревнях.

Археологические раскопки показали, что в русском  городе преобладали усадебно-дворовые застройки (отсюда -- меньшая плотность и численность населения в сравнении с западноевропейским городом). При этом дома горожан были просторнее крестьянских изб. Богаче и разнообразнее была и утварь. Находки в Новгороде позволили историкам утверждать, что предметы декоративно-прикладного искусства, вызывающие сегодня удивление специалистов, даже для простых новгородцев были вещами доступными и привычными. Высоким был и уровень грамотности -- свидетельство культурного развития города Древней Руси.

Конечно, древнерусские города отличались от западноевропейских. Но различия эти еще не были настолько существенными, чтобы говорить о принципиально ином пути развития городов Киевской Руси. По интенсивности хозяйственной жизни, по численности населения они мало в чем уступали европейским городам.

Город и на востоке Европы выступал носителем  нового. Это связано с особенностями  городской жизни, ее укладом, средоточием  материальных и духовных ценностей, наконец, с большими возможностями  города -- политического центра земли-волости -- влиять на события.

В города под защиту княжеской власти стекались люди, разные по общественному  положению и этнической принадлежности. Здесь усваивались, перерабатывались и осмысливались разнородные  культурные традиции, что в сочетании  с местными особенностями придавало  Древней Руси неповторимое своеобразие.

Княжеская власть была центральным элементом  в государстве. Глава Древнерусского государства -- киевский князь -- выступал высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении находилась внешняя и внутренняя политика. Князь должен был «судити суд истинен и нелицемерен», защищать «обидимого от руки обидящего». Таким образом, на княжескую власть возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли.

Киевский  князь правил, рассаживая своих сыновей  и родственников по землям-волостям. Внутри своей волости такой князь  обладал большими правами: он управлял, судил, собирал дани -- княжил. В будущем утвердившийся взгляд на объем княжеской власти сделает его суверенным государем, самостоятельным удельным князем. Но в эпоху существования единого Древнерусского государства власть местных князей в наиболее важных частях была ограничена в пользу старшего в роде -- князя Киевского.

Власть  киевского князя не была абсолютной. Он должен был считаться с волеизъявлением  свободного населения, которое собиралось на народное собрание -- вече. Ни один закон не определял компетенцию вече: оно действовало, исходя из традиции, которая предполагала участие вече в решении наиболее важных для земли-волости дел. Вече могло приглашать на престол нового князя, обсуждать и решать вопросы войны и мира. Иногда князь обращался к вече с просьбой о сборе необходимых ему материальных средств. Нередко важные решения принимались совместно -- вече и князем. Случалось, что вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт и изгоняло из города. В Древней Руси князь нередко участвовал и даже руководил вече. Но руководить -- не значит господствовать.

Однако  и вече не могло обойтись без князя. В этом заключалась одна из важных особенностей политической организации  Древнерусского государства: верховная  власть делилась в нем между князем с дружиной, с одной стороны, и  вече -- с другой.

Князя и дружинников связывала дружба, которая подкреплялась взаимными  личными обязательствами. Князь  должен был справедливо распределять то, что он добыл в бою совместно  с дружиной. Дружина, в свою очередь, поддерживала и защищала своего князя. Если одна из сторон нарушала условия  такого договора, он расторгался. Князь  прекращал защищать своего бывшего  дружинника и выделять ему часть  дани, а тот переставал служить  прежнему государю.

Подобная  модель, характерная для первого  периода существования Древнерусского государства, с возвышением княжеской  власти утрачивает прежнюю простоту и патриархальность. В период расцвета Древнерусской державы великий  князь -- это монарх, окруженный многочисленными дружинниками.

Каждый  из князей опирался на свою дружину. Самой  многочисленной и сильной была дружина  киевского князя, великокняжеская  дружина. Дружина делилась на старшую  дружину, бояр, которые были ближайшими советниками и помощниками князя: с ними он держал совет, думу, им давал  разнообразные ответственные поручения, отправлял по городам посадниками. В состав младшей дружины входили  отроки, детские, выполнявшие в походах  обязанности воинов и слуг, а в  мирное время -- мелкие административные поручения.

Информация о работе Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура