Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения древнерусского государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть предпосылки и особенности формирования возникновения древнерусского государства;
2. рассмотреть этапы образования древнерусского государства
3. рассмотреть теории образование древнерусского государства.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дату возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Разными историками это событие датируется по-разному. Большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к 9 в.

Актуальность рассмотрения образования  древнерусского государства является сегодня вполне обоснованным с точки зрения государственно-правового подхода еще и потому, что институциализация политических и правовых структур происходила на протяжении длительного исторического периода, а условия, способы и механизмы властеотношений именно в этот период приобретали системообразующее значение.

Объект исследования - возникновение древнерусского государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения древнерусского государства.

Цель данной работы состоит в  рассмотрении возникновения древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть предпосылки и особенности формирования возникновения древнерусского государства;

2. рассмотреть этапы образования древнерусского государства

3. рассмотреть теории образование древнерусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Славянские племена - одно из важнейших  этнических образований Европы.

Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся  к 1-2 вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под  именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского  моря.

Начиная с 6 в. источники о славянах становятся многообразными и достаточно содержательными. По византийским источникам установлено, что славяне в 6 в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и де-лились на три большие группы: склавинов, антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, вторые - в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье, третьи - в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Однако источники 6 в. не содержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов.

Единство славян находило выражение  в их общественном устройстве. Основой  общественной организации у славян стала патриархальная семейная община. Наряду с народным собранием существовали племенные вожди или князья. Вожди  славянских племен принадлежали к зарождавшейся  родоплеменной знати, выделявшейся по своему имущественному положе-нию из основной массы населения. Племенная раздробленность еще не была преодолена славянами. Однако тенденция к созданию более прочного единства у них уже имелась.

Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно  пашенным. Обработка земли велась с помощью тягловой силы орудиями плужного типа, возделывался широкий  круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобовые и волокнистые культуры. Большое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота и рыболовство были распространены повсеместно.

Распространение пашенного земледелия на всей территории расселения славян означало огромный прогресс по сравнению  с подсечной системой, бытовавшей прежде. Другим важным показателем роста производительных сил у восточных славян было развитие ремесла. В некоторых славянских поселках обнаружены десятки домниц, в которых выплавлялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на обмен.

Ремесленное производство создало  предпосылки для возникновения  городов как центров ремесла. К началу X в. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленного производства.

Вместе с тем 7--9 вв. явились временем развития внешних экономических  связей восточных славян со странами Востока, Византией, а также со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточных славян с племенами Среднего Поволжья и  дальше - через Хвалынское (Каспийское) море - с Востоком. Днепровский путь связал восточных славян с Византией. А к концу 9 в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» получили свое продолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

В целом имеющиеся источники (Русская  летопись, арабские источники) делят  славянские племена на две группы: южную, состоявшую из полян, северян  и вятичей, и северную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряд неславянских племен. Эти два союза славянских племен явились ядром складывавшегося Древнерусского государства.

Складывание государства Русь завершилось  только к концу 10 в. с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств были посажены наместники киевского князя.

Особенности формирования Древнерусского государства были обусловлены следующими факторами:

Географический фактор - огромные слабонаселенные пространства, не имеющие четких природных границ, которые могли бы стать государственными границами (горные хребты, моря), обусловили возможность возникновения огромной (по западноевропейским меркам) страны.

Этнический фактор - на территории Восточно-Европейской равнины проживали  восточнославянские, финно-угорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, рыболовство, охота), языческих верований, отсутствие территориальных притязаний обусловили возможность образования  государства с полиэтни-ческим составом населения.

Экономический фактор - прохождение  через территорию, населенную восточнославянскими  племенами, путь «из варяг в греки», выгода сосредоточения которого в одних руках была очевидна (централизованная охрана, отсутствие таможенных пошлин) ускорили объединение Новгородской и Киевской земель в единое Древнерусское государство с центром в Киеве (882 г.).

Религиозный фактор - господство сходных  языческих верований в момент возникновения государства не противопоставило одни племена другим.

 
ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУСКОГО  ГОСУДАРСТВА

 

В своем развитии древнерусское  государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

Князь варяжский Рюрик, родившийся предположительно в 817 г. В 862 г. он был призван некоторыми племенами славяно-чудского союза на княжение.

Летописец отмечает (под 862 годом), что  славяне сумели изгнать варяг  за море. Но вскоре между ними вспыхнула  распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. «борьба престижей»). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Рюрик скончался в 879 г. но уже при нем с верховной княжеской властью в России утвердилась система феодальная по типу европейской, когда награждённые монархом бояре и любимцы, оставаясь подданными, властвовали как государи своих уделах.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты», ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытаясь укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, становится замена Владимиромплеменных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская  власть; простейший государственный  аппарат в лице дружины и наместников  князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Отрывок из Повести временных лет, принятый на веру рядом историков, положил начало построению норманнской концепции происхождения Русского государства. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.

Хотя данное построение было впервые  упомянуто составителем летописи и  с тех пор на протяжении шести  веков обычно включалось во все сочинения  по истории России, общеизвестно, что  официальное распространение норманнская  теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена «бироновщины», когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории мгновенно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. В. Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме.

Вильгельм Томсен в 1891г. опубликовал «Начало Русского государства», где были с наибольшей полнотой и ясностью сформулировал основные аргументы в пользу норманнской теории.

В норманистской историографии существовало четыре основных теории:

1) Теория завоевания: Древнерусское государство было, согласно этой теории, создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает «второсортность» русской нации.

2) Теория норманнской колонизации, принадлежащая Т.Арне. Именно он доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний. Норманисты утверждают, что варяжские колонии были реальной основой для установления господства норманнов над восточными славянами.

3) Теория политической связи Шведского королевства с Русским государством. Из всех теорий эта теория стоит особняком из-за ее фантастичности, не подкрепленной никакими фактами.

Информация о работе Образование Древнерусского государства