Образование Древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения древнерусского государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть предпосылки и особенности формирования возникновения древнерусского государства;
2. рассмотреть этапы образования древнерусского государства
3. рассмотреть теории образование древнерусского государства.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

4) Теория, признававшая классовую структуру Древней Руси IX-XI вв. и господствующий класс как созданные варягами. Согласно ей, высший класс на Руси был создан варягами и состоял из них. Создание норманнами господствующего класса большинством авторов рассматривается как прямой результат норманского завоевания Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Согласно антинорманской теории, «варяги», явившиеся на Русь, были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Они же были представителями ее женской линии - внуками последнего новгородского князя Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на Западе. Призывали своих - славян, а не чужих - германцев. Никакой существенной роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней Руси германцы не сыграли.  И государственность, и культура были свои, созданные еще веками до этого своими руками. Уже во 2-й половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства - Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси). Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе: в Новгороде отлично знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и на Дону.

 Дело с призванием князя  обстояло гораздо сложнее, чем  думали. Новгородцы не только  послали к варягам, а сначала  обсуждали, откуда им лучше  всего раздобыть князя. Было  предложение прежде всего избрать князя из своей среды. Это, очевидно, наткнулось на соперничество между местными группами и не решало междоусобного спора. Удовлетворяло всех лишь нейтральное решение - выбор чужого, который не имел никаких предубеждений, а мог судить справедливо.

Если бы речь шла о том, чтобы  получить вообще высокоавторитетного  князя, то проще всего было бы обратиться к Византии или Риму, но этого  не сделали и об этом даже не думали, ибо нуждались не в чужестранце, который ничего не понимал в местных  условиях, а в славянине, который  знал веру, язык, право и обычаи, мог  «судить их по праву». Нужно помнить, что функция князя состояла отнюдь не в руководстве войском (для этого существовали воеводы), а, главное, в управлении и судопроизводстве. Нуждались в умелом, разумном управителе и справедливом, знающем законы судье. Этим требованиям мог соответствовать только славянин. Действительно, один из предлагаемых кандидатов был «от полян”, т. е. из Киева. В славянстве другого кандидата – «от дунайчев» вряд ли можно сомневаться, так как на нижнем течении Дуная, о котором только и могла быть речь, сидели лишь славяне. Третий кандидат был «от хозар». Хорошо известно, что на Дону и на нижней Волге (Итиль) было много славян и они играли видную роль в жизни Хазарии. Наконец, четвертый кандидат был «от варяг». Вряд ли приходится сомневаться, что и здесь речь шла о славянине. Как и почему это случилось, становится ясным из ряда Новгородских летописей, в первую очередь - Иоакимовской.

Иоакимовская летопись до нас не дошла. Но самая существенная часть ее, попавши в руки Татищева, была перепечатана в его «Истории» и тем вошла в обиход. Небезынтересно будет отметить, что самая полная Новгородская летопись, по содержанию в основном совпадающая с Иоакимовской, до сих пор не опубликована. Объясняется это тем, что Новгородские летописи намеренно отодвигались на задний план, содержание их подвергалось сомнению, ибо оно противоречило «Повести временных лет», которая стала как бы каноном историков.

Обратимся теперь к данным Новгородских летописей, которых насчитывается  вместе с Иоакимовской 14. Оказывается, в Новгороде существовала династия князей, насчитывавшая ко времени призвания варягов 9 поколений. После смерти последнего из них, Гостомысла, начались неурядицы из-за отсутствия князя (этот-то момент и отмечает «Повесть временных лет» как начальную точку русской истории). Были найдены законные наследники князя и ими оказались «варяги» Рюрик, Синеус и Трувор, ибо они были внуками Гостомысла по линии его средней дочери Умилы, к тому же славянами по отцу. Проясняется, почему братья «пояша по себе всю Русь», т. е. разделили между собой всю Русь, - потому что они имели на то право, а государство настолько велико, что требовало при тогдашних путях сообщения нескольких князей. Трое братьев-князей были особо удачным решением посланцев: каждая значительная часть Руси получала по князю. Ипатьевская летопись говорит, что по смерти братьев Рюрик «прия власть всю един». Отсюда следует, что братья были не его ставленниками, как это случилось далее с его воеводами, а равноправными князьями.

Существуют также различные  альтернативные теории образования  древнерусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной контрольной работе были рассмотрены предпосылки возникновения древнерусского государства, а также теории образование древнерусского государства.

Из всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

Древнерусское государство явилось  важнейшей вехой в истории  народов нашей страны и его  соседей в Европе и Азии. Древняя  Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние  на судьбы мировой истории.

Древнерусское государство, созданное  древнерусской народностью, явилось  колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и  белорусов.

Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9-12 вв.). - М.: 2001. – 340 с.
  2. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 7-15 вв. - М.: 2001. – 240 с.
  3. Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. - М.: 2003. – 544 с.
  4. Тихонов А.И. История отечественного государства и права. - М.: 2003. – 120 с.
  5. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. - М.: 2003. – 480 с.
  6. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник. - М.: 2001. -430 с.

Информация о работе Образование Древнерусского государства