Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:40, реферат
Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов. Дискуссии о возникновении государства на Руси не закончены до сих пор, однако достоверно то, что в IX веке государственность у восточных славян уже существовала. Так, ранегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность. Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. На основе «варяжской легенды» возникла в XVIII веке норманнская теория, которая утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, те есть германцы.
Введение …………………………………………………….. 2
Восточные славяне……………………………………………3
Предпосылки государственности у восточных славян…….6
Образование государства у восточных славян……………...7
Теории происхождения древнерусского государства:
Норманнская теория………………………………………..10
Славянская (антинорманская) теория……………………..12
Центристская теория……………………………………….14
Заключение…………………………………………………...14
Использованная литература………………………………....17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как и в жизни каждого человека, в истории государства есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо государства российского?» Это поистине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки.
“Откуда есть пошла Русская
земля” - этот вопрос интересовал первых
русских летописцев, и этими словами
начинается наша древняя летопись “Повесть
временных лет”. Первые известные
нам русские летописцы – Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, а также
другие неизвестные, творили свои произведения
на берегах Днепра-Славутича в Киеве, в
Новгороде на берегу Волхова, и все они
начинали повествование с того, “откуда
Русская земля стала есть”.
Как свидетельствуют древнейшие письменные
источники, русские сыграли огромную роль
в историческом развитии народов Европы,
а также во всемирной истории. Они создали
свое могущественное государство – Киевскую
Русь, игравшее на Востоке Европы ту же
роль, что на Западе государство Карла
Великого.
Проблема происхождения
славян, равно как и вопрос о
возникновении этнонима рус/рос, –
извечная проблема нашей отечественной
историографии. От Нестора и до наших
дней делались попытки найти прародину
славянских народов, ответить на вопрос,
“Откуда есть пошла Русская земля”. Споры
вокруг проблематики славянского этногенеза
и возникновения этнонима “рос” никогда
не утихали в отечественной науке, продолжаются
они и теперь.
Много столетий назад русские летописцы,
пытаясь ответить на вопрос о происхождении
русского народа, связывали его начало
с потомством библейского Иафета, одного
из сыновей Ноя – родоначальников послепотопного
человечества. Таким образом, в отечественной
исторической науке уже в период ее зарождения
русский народ рассматривался как один
из самых древнейших и имеющих изначально
свое собственное имя.
Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян, как отмечает крупный исследователь древнейшей истории Руси Б.А.Рыбаков, следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который датируется серединой II тысячелетия до н.э. К этому времени предки славян, к которым в отдаленные времена до новой эры применялся термин "праславяне", прошли уже длительный путь развития родоплеменного общества (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 1982. С. 12). Вычленение праславян из индоевропейского массива было результатом тех значительных сдвигов в первобытном обществе, которое происходило у племен северной половины Европы на рубеже III и II тысячелетий до н.э.
Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.
Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов. Дискуссии о возникновении государства на Руси не закончены до сих пор, однако достоверно то, что в IX веке государственность у восточных славян уже существовала. Так, ранегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность.
Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. На основе «варяжской легенды» возникла в XVIII веке норманнская теория, которая утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, те есть германцы.
В современной науке большинство ученых признает историчность Рюрика, вымышленность Трувора и Синеуса, варяжское происхождение первых русских князей (имена Олег, Игорь, Ольга – явно скандинавские Хельг, Ингварь, Хельга), но считает, что государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества.
В наше время существует несколько теорий происхождения древнерусского государства: Норманнская, Славянская, Центристская. В своем исследовании хотелось бы выяснить, какая из существующих теорий правильная.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V – VI веков н.э. Начало истории славянских народов положило Великое переселение народов: условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV – VII веках германцев, славян, сарматских и других племен империи, непосредственным толчком к которому было массовое передвижение гуннов. Восточные славяне – одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян.
По мнению академика Б.А.Рыбакова, среди славянских племён были и русы (росы). Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно - славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно - общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации.
Хозяйство восточных славян: скотоводство, охота (в основном ради пушнины), бортничество (собирание меда диких пчел), рыболовство, ремесла. В середине 1 тысячелетия основным занятием восточных славян было земледелие: подсечно-огневое (в лесной полосе) и переложное (в лесостепной полосе), наиболее развитое на юге (пашенное землевладение). В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в конце 1 тысячелетия. Земледелие во многом определяло и общественный уклад. Коллективным был не только труд но и собственность, и распределение, что порождало, в свою очередь, очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество управлялось при помощи коллективного органа – народного собрания всех членов общества – вече.
В первой половине 1 тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно - общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. В VII – IX веках шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Основу соседской общины составляла не кровно-родственная связь, а близость проживания: семьи жили в отдельных домах. Частная собственность уже существовала, но пастбища, лесные угодья оставались в общем владении.
Долгое время славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов.
Одновременно вокруг князей складывались дружины - группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников.
Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращением власти князя из родоплеменной в государственную.
По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тяговой силы, возросла производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.
Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда.
Постепенно выделялись особые общественные группы, получающие большую долю созданного продукта, - родо-племенная знать. Вожди (кнезы, князья), старейшины все чаще передавали свои функции по наследству. Они окружали себя дружинами, вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, “большим” хозяевам (боярам). Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась значительная часть рабов из пленных. Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян - общинников. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян - общинников от князей - военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальниками дань становится обязательной, превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.
Таким образом, социально - экономический строй восточного славянства во второй половине 1 тысячелетия характеризуется разложением первобытно - общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец появлением государства. Но при этом политическая власть наряду с функциями обслуживания интересов и организации принуждения в части общества, определённого класса сохраняло и функции так называемых общих дел, обслуживание интересов всего общества.
В VII в. источники свидетельствуют о существовании трёх больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове).
Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено прежде всего внутренними, социально - экономическими процессами. Но большое значение имели и другие факторы - необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, ведение воин, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением жизни, развитием различного рода противоречий.
Власть вождей племенных союзов (князей) и других организаций, оставшихся от рода племенного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат политической власти.
Государство восточных славян были раннеклассовыми по своей сущности, но с тенденцией развития феодальных отношений. Феодальные отношения ещё в полной мере не сформировались. Классы только зарождались, но родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство - землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покорённых народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им не принадлежавшей, а заставляла их плотить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Князья, их дружина, бояре эксплуатировали и рабов, но преобладающими формами классового угнетения становились феодальные.
Вопрос о том, почему разложение первобытно - общинного строя у восточных славян привело (притом важном обстоятельстве, что первое деление общества на классы выразилось в появлении рабов и рабовладельцев) к формированию феодальных отношений, к созданию феодальной государственности, до сих пор достаточно полно не изучен. Ответ на этот вопрос может быть дан лишь на основе всестороннего исследования конкретно - исторического процесса развития восточно - славянского общества в период разложения первобытно - общинного строя, с учётом особенности земледелия - основного занятия населения - в условиях сурового климата, сложной географической Среды. Широкое применение труда рабов в земледелии восточных славян в значительной степени было затруднено из - за краткости сезона сельскохозяйственных работ и дорогостоящего содержания рабов в осеннее - зимние месяцы. В то же время развитие производительных сил позволяло, сохранив крестьянину его собственное хозяйство, получать от него доход (используя внеэкономическое принуждение). Интересно отметить, что и рабов зачастую наделяли землёй хозяйством и превращали, по существу, в крепостных крестьян.
Однако, рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своём развитии рабовладельческую формацию.
Информация о работе Образование государства у восточных славян