Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:40, реферат
Вопрос о возникновении государственности у восточных славян относится к категории сложных и недостаточно выясненных вопросов. Дискуссии о возникновении государства на Руси не закончены до сих пор, однако достоверно то, что в IX веке государственность у восточных славян уже существовала. Так, ранегосударственные объединения в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность. Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. На основе «варяжской легенды» возникла в XVIII веке норманнская теория, которая утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, те есть германцы.
Введение …………………………………………………….. 2
Восточные славяне……………………………………………3
Предпосылки государственности у восточных славян…….6
Образование государства у восточных славян……………...7
Теории происхождения древнерусского государства:
Норманнская теория………………………………………..10
Славянская (антинорманская) теория……………………..12
Центристская теория……………………………………….14
Заключение…………………………………………………...14
Использованная литература………………………………....17
Что же послужило камнем преткновения ? Несомненно, статья в Повести временных лет, датированная 6370-м годом, что в переводе на общепринятый календарь -год 862- й: В лето 6370. Изъгнаша Варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста родъ на родъ, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе: "поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". И идоша за морк к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Руь, яко се дркзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Руси Чудь, и Словени, и Кривичи вси:" земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое, и срубиша городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий, Синеус, на Беле - озере, а третий Избрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Руская земля..."
Этот отрывок из статьи в «Повести временных лет», принятый на веру рядом историков, и положил начало построению норманнской концепции происхождения Русского государства. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали
русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем летописи и с тех пор на протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по истории России, общеизвестно, что официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории мгновенно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. В. Ломоносов. Надо полагать, что эта реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. Действительно, любой русский человек должен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности такие люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме. Норманнская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Загвоздка в том, что противники норманнской концепции не могли опровергнуть постулаты данной теории из-за того, что изначально стояли на неверных позициях, признавая достоверность летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об этнической принадлежности славян.
Попытаемся, как говорили древние историки, без «гнева и пристрастия» разобраться в этом вопросе. Какова историческая достоверность летописного сказания?
Антинорманская теория
Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманнская (славянская). Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую. Против норманнской теории уже выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Ёё суть заключается в том, что славяне сами сформировали гос-во, а варяги не имели никакого отношения к формированию восточно-славянского государства. Главным опровержением норманнской теории, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.
А также он утверждал, что норманны и варяги это разные народы, а скандинавы как считал он были балто-словяне. В истории достаточно примеров, когда основателями правящих династий становились иноземцы. Так что варягом или славянином был первый князь - вопрос важный, но не первостепенный. Славяне и скандинавы находились в VIII - IX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование - показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой - торговый путь “из варяг в греки”, зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два важнейших восточно - славянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882 - 912 гг.), прозванный Вещим.
Положительные стороны этой теории:
Ломоносов при создании этой теории опирался на внутренние факты. О Отрицательные стороны этой теории: Большое количество домыслов. Михаил Ломоносов был основателем направления антинорманизма среди людей занимающихся изучением вопроса о возникновении древнерусского государства. Его версия событий была совершено, не похожа на норманнскую теорию, а наоборот была полной ее противопожностью. Ломоносов в своей теории выступил как истинный патриот, он полагал, что для Руси не возможно было употреблять такие слова как “призвание” варягов в лице Рюрика с братьями Синеуса и Трувора. Этот вывод великого русского учёного позволил начать разногласия между норманистами и антинорманистами, в которой первые пытались доказать неполноценность славян, а вторые утверждали, что государство не может быть привнесено извне, а является результатом воздействия внутренних факторов, как экономических, так и социально-политических.
Новый этап антинорманизма начался со становления советской науки и марксистской методологии, пересмотром на её основе проблемы образования Древнерусского государства. В рамках этой теории норманистское объяснение создания Русского государства скандинавами утратило смысл и историческое содержание. Конкретное же обоснование и детализация процессов становления восточнославянских государств были достигнуты в результате интенсивных археологических раскопок, в первую очередь в трудах Б.А.Рыбакова.
Теория была также написана русским ученым, профессором Рыбаковым. Он написал свою историю возникновения государственности на Руси. Профессор Рыбаков предполагал, что русы никакого отношения к норманнам не имели, а варяги это одно и то же, что и норманны. Исходя из этой теории мы видим что русы это отдельное самостоятельное племя, живущее в районе города Киева (возглавлявшее союз полян). Аргументы этой теории:
1)он доказал, что
братьев Рюрика не
2)доля вещей скандинавов при раскопках 5-7%.
3)название реки рось приток Днепра в районе Киева
(там и жили русы).
Положительные стороны этой теории:
1)соответствует данным современной науки.
2)признание не существовавших Синеуса и Трувора.
Отрицательные стороны этой теории:
1)Много не доказанных фактов
2)Не соответствие имен Ольга, Олег ,Игорь.
Центристская теория
Теперь поговорим о центристской теории. Согласно ей Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.
-достаточно высокое развитие производительных сил
-успешные военные походы
-складывались феодальные отношения.
Сторонниками этой теории были А.А. Юрганов, Л.А. Кацва, А.Мазуров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. "Варяжская легенда", изложенная в летописи, рассказывает, что словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти "на греки" и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.
На основе легенды
возникла в XVIII в. норманская теория. Она
утверждала, что государство у
восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы
принадлежат к германской языковой группе).
Русские ученые-монархисты на основе норманской
теории доказывали невозможность революционных
потрясений в России. Они рассуждали так:
на Западе государство возникло в результате
завоевания, а в России - в результате мирного
добровольного призвания, поэтому на Западе
отношения между властью и подданными
с самого начала были враждебными, а в
России - мирными.
Некоторыми западными, в основном немецкими,
учеными XIX в. норманская теория использовалась
для того, чтобы объявлять славян неполноценным
народом, не способным самостоятельно
создать государство. В середине ХХ века
эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская
пропаганда, провозгласившая славян расово
неполноценными.
В русской науке реакцией на норманизм стал крайний антинорманизм - стремление доказать, что варягов на Руси или не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теории почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время и большинство российских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).
Современные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили несколько князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось.
Большинство ученых признает: историчность Рюрика, вымышленность
Трувора и Синеуса, варяжское происхождение
первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги),
имена которых - явно скандинавские (Хельг,
Ингварь, Хельга).
В то же время, в современной науке существует
единое мнение о том, что призвание варягов
не являлось началом государственности
на Руси. Государство возникло в результате
закономерного развития восточнославянского
общества. Норманны находились на той
же стадии развития. Скорее всего, враждующие
племена призвали их как нейтральную силу,
способную прекратить усобицы. Варяги
не были связаны ни с одной из враждующих
группировок и потому в равной степени
устраивали всех. Варягов призывали на
княжение, следовательно сама эта форма
власти у славян уже существовала/
Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого “призвания варягов”.
Информация о работе Образование государства у восточных славян