Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:01, курсовая работа
Раскрытие темы предполагает освещение основных элементов этой темы, указанных в пунктах плана. Во-первых, это предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его формирования в России, то есть причины, приведшие к смене характера монархии с сословно-представительной на абсолютную. Во второй части работы рассмотрим реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века.
Введение 3
1. Предпосылки и особенности формирования абсолютной монархии в России 4
2. Реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18
НФИ КемГУ
Кафедра истории
Курсовая работа
Новокузнецк, 2013 |
Тема 3. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.)
Выполнил:
Проверил:
Оглавление
Введение 3
1. Предпосылки
и особенности формирования
2. Реформы
центрального и местного
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
В истории России есть отрезок времени, который должен заслуживать большего внимания, если мы говорим об абсолютизме. Так как, во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии, острой борьбы за власть в верхах и, наконец, утверждения абсолютизма.
Становление абсолютизма
в России было связано с некоторыми
особенностями: слабостью сословно-
Абсолютная монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках монарха. Петр I впервые законодательно закрепил права и преимущества императорского величества и членов его фамилии. Особое место среди законов, посвященных статусу российского монарха, занимают акты, определяющие его титул. Титул монарха имел как внутригосударственное значение, так и внешнеполитическое. По окончании Северной войны (1700−1721 гг.) в титуле российского монарха появилось наименование «Император, Отец Отечества и Великий», что усилило международное значение царя, став обязательным при обращении к российскому монарху. Государство стало называться Российской империей.
Раскрытие темы предполагает освещение основных элементов этой темы, указанных в пунктах плана. Во-первых, это предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его формирования в России, то есть причины, приведшие к смене характера монархии с сословно-представительной на абсолютную. Во второй части контрольной работы рассмотрим реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века.
1. Предпосылки и особенности
формирования абсолютной
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.
Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.
Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII века. В это время возникают буржуазные отношения. Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры.1 В XVII веке их было около 30, а к 1725 г. − уже свыше 200.
В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурировавших с посадом так называемых «белых» слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам.
В своих челобитных верхи посада требовали у монарха оградить их от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтересовано в установлении абсолютизма для успешной борьбы с проникавшими в страну иностранными торговцами.2
Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII века. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.
В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат, в том числе и многочисленную армию.
Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствующей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйство. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рынку, к товарно-денежным отношениям. В XVII веке происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти.3 Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поместья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I «О единонаследии», а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в государственном аппарате замещались представителями дворянства.
Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенных народов − все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.
Установление абсолютизма
в России было вызвано и внешнеполитическими
причинами: необходимостью борьбы за политическую
и экономическую независимость
страны, за выход к морю. Абсолютная
монархия оказалась более
Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.
Таким образом, возникновение
абсолютной монархии в России было
вызвано всем ходом общественно-
Абсолютизм в России возник во второй половине XVII века. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.). Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.5
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора, подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива и меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала занимать так называемая «Тайная» или «Ближняя» дума из небольшого числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одобренных Боярской думой, было лишь 49.
Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном закончился поражением церкви и низложением патриарха.
Таким образом, во второй половине XVII века в России возник абсолютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как абсолютизм «с боярской Думой и боярской аристократией...».6
Окончательно абсолютная монархия оформилась в первой четверти XVIII века при Петре I. Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы. Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены.7
В 1711 г. был учрежден правительствующий
Сенат из девяти человек, которых
назначал сам император. Сенат занимался
вопросами комплектования армии
развитием торговли и промышленности,
контролировал финансы. Решения
Сенат; принимались коллегиально и
скреплялись подписями
С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В первой четверти XVIII века были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение церкви государству.
В первой четверти XVIII века абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) говорится следующее: «... его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благо мнению управлять».8
В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь проводит мысль об абсолютной власти монарха: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться «Сам Бог за совесть повелевает».
Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в труде Феофана Прокоповича Правда воли монаршей», написанном по специальному указанию Петра I. Ф. Прокопович оправдывал необходимость власти абсолютного монарха.9
В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей.
Серьезные изменения в статус императора внес именной указ Петра I от 5 февраля 1722 г. о порядке престолонаследия, который подтвердил, что монарх-самодержец, никому не дающий отчета в своих делах, должен сам определять и будущего своего наследника.
Закон устанавливал особый церемониал отдачи воинских почестей при встрече членов императорской фамилии. Как и сам император, они освобождались от отчетов с расходовании средств. При любой ситуации они имели «ранг над всеми князьями к высшими чиновниками». Особам царской фамилии, постриженным в монашество, предоставлялись льготы при выборе места пребывания.
2. Реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века
Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая в 1699г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании.
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:10