Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Раскрытие темы предполагает освещение основных элементов этой темы, указанных в пунктах плана. Во-первых, это предпосылки возникновения абсолютизма и особенности его формирования в России, то есть причины, приведшие к смене характера монархии с сословно-представительной на абсолютную. Во второй части работы рассмотрим реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки и особенности формирования абсолютной монархии в России 4
2. Реформы центрального и местного самоуправления в первой четверти XVIII века 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

История гос. и права России.docx

— 48.89 Кб (Скачать файл)
  • «Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует».
  • «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить».
  • «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны».

Члены Сената назначались царем. В  его состав первоначально входило  всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип  знатности, а компетентности, выслуги  и близости к царю.

С 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием  президентов коллегий. В 1722 г. он был  реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом «О должности Сената» Сенат получил право издавать собственные указы.

Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы  казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу  же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами – «столами», где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении органов и  средств государственного контроля. А для надзора за деятельностью  администрации при Сенате была учреждена  должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета  привела в свою очередь к возникновению  в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора – «чтобы все исполнено было». В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было». Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а «кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю».11

Наконец в 1722 г. эти функции возложили  на специально назначенного генерал-прокурора, который «должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных».

Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную  им специальную систему организованного  недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.

Однако создание Сената не могло  завершить реформы управления, так  как отсутствовало промежуточное  звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематическое  разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень  централизации.12

Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок  работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и  подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым  порядком.

В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении  которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий  Синод. Его появление свидетельствовало  о ликвидации автономии церкви.

В 1699 г. с целью улучшить поступление  в казну прямых налогов была учреждена  Бурмистрская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное  казначейство, заменив Приказ большой  казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме  функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической  политики и финансирования. За Берг-коллегией  остались функции горной добычи и монетного дела.

В отличие от приказов, действовавших  на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться  четкими правовыми нормами и  должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом  в этой области был Генеральный  регламент (1720), представлявший собой  устав деятельности государственных  коллегий, канцелярий и контор и  определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее  развитие принципа чиновной, бюрократической  выслуги нашло отражение в  петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.13

Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.14 Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Петр Великий в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

18 декабря 1708 был издан указ  «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов». Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы – обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:15

  1. Московская включала в свой состав 39 городов,
  2. Ингерманландская (позднее С.- Петербургская) – 29 городов (еще два города этой губернии – Ям-бург и Копорье были отданы во владение князю Меншикову),
  3. к Киевской губернии было приписано 56 городов,
  4. к Смоленской – 17 городов,
  5. к Архангелогородской (позднее Архангельской) – 20 городов,
  6. к Казанской – 71 городской и сельский населенный пункт,
  7. к Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписных к корабельным делам
  8. к Сибирской губернии было приписано 26 городов, «да к Вятке 4 пригородка».

В 1711 г. группа городов Азовской губернии, приписанная к корабельным делам  в Воронеже, стала Воронежской  губернией. Губерний стало 9. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.

Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной  реформы.

По второй реформе одиннадцать  губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа – дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной  власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего  периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении  Петр намеревался решать все государственные  вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ – уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) – губерния – провинция – уезд».

Губернатору подчинялись четыре его  непосредственных подчиненных:

  1. обер-комендант – отвечал за военные дела,
  2. обер-комиссар – за денежные сборы
  3. обер-правиантмейстер – за хлебные сборы,
  4. ландрихтер – за судебные дела.

Во главе провинции обычно стоял  воевода, в уезде финансовое и  полицейское управление возлагалось  на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых  сверху.

Губернаторам перешла часть  функций приказов (особенно территориальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные  и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

 

Заключение

 

Возникновение абсолютизма  в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии). Однако между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие, так и особенные черты, определяемые конкретными условиями развития каждой страны.

Так, в России и во Франции  абсолютизм существовал в завершенном  виде, т.е. в системе государственного аппарата не было органа, который ограничивал  бы власть монарха. Для них характерна высокая степень централизации  государственной власти, наличие  чиновничьего аппарата, многочисленной армии. В Англии же абсолютизм имел незавершенную форму. Там сохранились  парламент, в какой-то (пусть незначительной) степени ограничивавший власть монарха, местные органы самоуправления; отсутствовала  многочисленная постоянная армия. Абсолютизм в Англии, Франции, России способствовал  процессу централизации страны, то абсолютизм в Германии, так называемый «княжеский абсолютизм», наоборот, консервировал  феодальную раздробленность страны.

За свою более чем 250-летнюю историю абсолютизм в России не оставался неизменным. Он претерпевал изменения вместе с изменениями в экономике, социальной структуре общества, расстановке классовых сил и т.д. Можно выделить следующие пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый – абсолютная монархия второй половины XVII века с Боярской думой и боярской аристократией; второй − чиновничье-дворянская монархия XVIII века; третий − абсолютная монархия первой половины XIX века (до реформы 1861 г.); четвертый − абсолютная монархия 1861−1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый − в период с 1905 по февраль 1917 г., когда абсолютизм сделал еще один шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917г.

Список использованной литературы

 

  1. Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки, Том 2. – М., 2007. – 960 c.
  2. История государства и права славянских народов: учебное пособие/Под ред. Кузнецова И.Н. – М.. 1998. – 310 c.
  3. История государства и права СССР: учебное пособие, Часть 1/Под ред. Титова Ю.П. – М.: юридическая литература, 1988. – 542 c.
  4. История отечественного государства и права: курс лекций/Под ред. Понихидина Ю.М. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 294 c.
  5. История России: учебное пособие/Под ред. Чистякова В.Б. – М.: МГИУ, 2007. – 228 c.
  6. Кулешов С.В.Наше отечество: опыт политической истории, Том 1. – М., 2008. – 1008 c.
  7. Курс Русской истории (лекции)/Под ред. Ключевского В.О. – М., 2013. – 422 c.
  8. Моряков В.И. Русское правительство второй половины XVIII века: из истории общественно-политической мысли России. – М., 2008. – 215 c.
  9. Основы государства и права: учебное пособие/Под ред. Исаевой Т.С. – М., 2008. – 177 c.
  10. Петровское время в лицах-2005: материалы научной конференции/Отв. Ред. Вилинбахов Г. – СПб., 2005. – 236 c.
  11. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М., 2013. – 506 c.

Информация о работе Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.)