Образование, развитие и упадок Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества.

Содержание работы

Введение………………...………………………………………………...….………3
Образование, развитие и упадок Киевской Руси…………………………………..5
Общественный строй Киевской Руси …………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….....…17
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

общ строй киевской руси.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………...………………………………………………...….………3

Образование, развитие и упадок Киевской Руси…………………………………..5

Общественный строй Киевской Руси …………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………….....…17

Список использованной литературы………………...……………………………18

 

 

 

Введение

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя, наряду с княжеской властью, такие институты, как Вече, Совет старейшин, Народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом, началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Классики отечественной историографии — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

Целью данной контрольной работы является изучение общественного строя Киевской Руси.

 

 

Образование, развитие и упадок Киевской Руси

Патриархальное рабство у восточных славян не переросло в рабовладельческую формацию по таким причинам1:

1. массовому применению  труда рабов в земледелии препятствовали  суровые климатические условия, при которых содержание рабов было бы слишком дорогим и нерентабельным;

2. сельская община  задерживала развитие рабовладения;

3. отсутствовала широкая  варварская периферия, которая бы  поставляла рабов-пленных;

4. высокий уровень  развития производительных сил  обусловил заинтересованность рабочего в применении орудий труда, что стало несовместимым с использованием незаинтересованных рабов;

5. рабовладельческий  строй в других государствах  уже отмирал.

В 8-9 в. у восточных славян выделяются состоятельные семьи, формируется социальная верхушка общества, которая постепенно присваивает себе право собирать с членов общины продукты на общие потребности общины и распоряжаться ими, то есть возникает ранняя форма продуктовой ренты. Знать, которая феодализирует, проживает в укрепленных "городищах" - зародышах городов. Представители знатных родов возглавляют племена, а впоследствии становятся князьями с наследственной властью, что стало началом процесса превращения союзов племен в феодальные княжества.

До времени образование Киевской Руси существовало свыше 100 восточнославянских племен, объединенных в 14 больших союза племен - по названию племени, которое их объединило. В начале формой организации их правления была военная демократия. Союзы племен создавались прежде всего для войны и обороны, поэтому во главе их становился военный вожак, который вытеснял других старейшин. Войско представляли все боеспособные мужчины, из которых начала выделяться жена вожака.

Существовали первобытные демократические учреждения - Народные собрания (Вече) и Совет старейшин, но Народные собрания превратились в собрания воинов, которые выполняли волю военного вожака, который, опираясь на жену, мог пренебрегать обычаями племени. То есть, происходил процесс превращения органов общественного самоуправления в государственные органы, а военной демократии - в военно-иерархическое правление-княжество. Завершалось оформление отделенной от населения публичной власти с аппаратом управления, что распространялась на отдельную территорию.2

Военный вожак союза племен становился управителем-князем, а его близкое окружение - его советниками и наместниками.

Интенсивнее всего развивалось созданное в 7-8 в. объединение союзов племен полян и на грани 8-9 ст. возникает первое государство (как союз союзов племен) восточных славян - Русская земля, в которую вошли союзы племен: Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Северяне. Этот союз охватил территорию около 120 тыс. км2 и протянулся на 700 км на север вплоть до Западной Двины. Правила в этом государственном объединении, вероятно (учеными достоверно не установлено), династия Кия, представителями которой в середине 9 в. были князья Дыр и Аскольд.

Общество Русской земли разделялось на знатных и бедных. Князь ежегодно собирал дань с населения. Осуществлялись дипломатическая деятельность (в 839 г. посылались послы к византийскому и немецкому императорам) и военные походы (в 860 г. флот из 200 кораблей появился под Константинополем - Царьгородом).3 Источником права был обычай. Особенно защищались имущественные отношения - обеспечивалось право владения, пользования имуществом и право собственности; дань, налоги, а также имущественные права семьи.

За особенно тяжелые преступления предусматривалось смертное наказание. Существовал княжеский суд, который осуждал, в частности, к изгнанию, и "божий суд", который судил на основании поединка сторон. В 867 г. была основана первая христианская епархия и окрещена верхушка общества во главе с князьями. В 9 в. Русь охватывала земли Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.

В середине 9 в. возникает второе словьяно-финское Новгородское государство в результате объединения вокруг Новгорода союзов племен во главе со словенами, которые пригласили на престол в 862 г. 3 братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев, Рюрик стал единовластным князем над землями словян, кривичей (с центром в Полоцке) и финских племен. После смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде княжил Олег (879-912), который тоже происходил из варяг. В 882 г. он получил Смоленск, Любеч и, убив Аскольда и Дира, завладел Киевом и объединил два политических центра в единое государство - Киевскую Русь. В 883-885 гг. он расширил ее территорию на покоренных древлян, северян, радимичей. Олег заключил договоры Киевской Руси с Византией 907 и 911 гг., которые удостоверяют, что Киевская Русь имела развитую политическую систему и национальное право и выступала как равноправный с Византией субъект международного права.

При правлении Игоря (912-945), убитого древлянами при повторном сборе из них дани (полюддя), была установлена зависимость Новгорода от Киева и заключен договор Киевской Руси с Византией в 944 г. Его жена Ольга (945-960 - регентство от имени малолетнего сына) не вела войн (лишь хитро и коварно отомстила древлянам за убийство ее мужа) и приняла христианство. Её единственный сын Святослав (960-972) осуществил много походов и был убит печенегами (степные кочевые варварские племена) при возвращении с Болгарии. В 972-979 гг. продолжалась борьба за престол между его сыновьями Владимиром, Олегом и Ярополком. Владимир, прозванный в народе Великим (980- 1015), завершил объединение всех восточнославянских земель и части финских и литовских племен в составе Киевской Руси - в начале 11 ст. территория Киевской Руси представляла 1,1 млн. км2 с населением около 4,5 млн. чел. С 988 г. он ввел христианство как государственную веру - в крупных городах было основаны епархии и Киевский епископ получил титул митрополита; с принятием христианства были созданы церковные суды.4 В 992 г. он осуществил поход на Закарпатье и с тех пор там закрепилось название "Русь". Из местных старших дружинников он назначал наместников и воевод, исчезли местные "ясные князья". Владимир Великий отдал управление разными землями Киевской Руси своим 12 сыновьям (от разных жен), а центральное управление сосредоточил в своих руках.

После смерти Владимира за престол боролись его сыновья Святополк (прозваний в народе Окаянным - за убийство своих братьев Бориса и Глеба, и Святослава), Мстислав и Ярослав, прозваний в народе Мудрый, который победил (1019-1054) и объединил почти все русские земли, кроме Полоцка. При нем был заключен первый сборник законов "Русская Правда", которая действовала на всей территории Киевской Руси. Окончательно утвердилось христианство (около 1039 г.), была основана Киевская митрополия (за век Киевский князь Изяслав ІІ Мстиславич (1146-1149) разорвал церковную связь с Константинополем, самостоятельно назначив Киевского митрополита). Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого вела широкую дипломатическую деятельность, а сам князь установил много личных международных связей. В завещании Ярослав Мудрый разделил государство между 5 сыновьями: Изяславом (занимал Великий Киевский престол в 1054-1068 гг., и в результате народного восстания в Киеве в 1068 г. Киевским князем был провозглашен Полоцкий князь Всеслав, впоследствии - в 1070-1073 гг. и 1077-1078 гг. погиб в битве с сыном Святослава Олегом), Святославом (1073-1076; отобрал престол у Изяслава при поддержке брата Всеволода), Всеволодом (1078-1093), - которые втроем образовали союз, который решал все дела в Киевские Руси, - и Игорем и Вячеславом, а Галичину дал внуку Ростиславу - сыну умершего Владимира.5 С тех пор начался период распада единственной Киевской Руси. В 1093-1113 гг. княжил Святополк Изяславич, Киевская Русь испытывала частые половецкие нападения. В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича Мономаха состоялся Любецкий съезд, на котором князья попробовали прекратить дрязги и объединились для борьбы с внешними врагами, и была узаконена власть каждого князя в его земле-вотчине. В 1113 г. умер Святополк, в Киеве состоялось народное восстание против бояр и купцов, и на престол пригласили Владимира Мономаха (1113-1125), который пообещал ограничить ростовщический произвол и обеспечить права закупов. Он возобновил великокняжескую власть на большей части русских земель; вел удачную борьбу с половцами.

В 1125-1132 гг. княжил его самый старший сын Мстислав Владимирович; он покорил полоцких князей; но его правление стало завершением периода единства на Руси. В 30-40-х гг. 12 в. Киевское государство в результате княжеских междоусобиц распадается. В 1169 г. младший сын Мономаха суздальский князь Андрей Боголюбский (отец Юрия Долгорукого - основателя Московского княжества) разрушил Киев, что стало началом упадка Киевской Руси; а в 1203 г. Киев опустошил князь Рюрик и половцы. В 1240 г. Киев взяли монголо-татары, что положило начало господству монголо-татарского ига. Поэтому окончательному упадку Киевской Руси способствовали 2 фактора: внутренний - княжеские междоусобицы, и внешний - монголо-татарское нашествие.

 

Общественный строй Киевской Руси

В 9 в. формируется класс феодалов, к которому принадлежали Киевский и местные князья и бояре. Князья увеличивали свои землевладения в результате захвата общинных земель, превращая притом общинников в феодально-зависимое население; а бояре - также за счет великокняжеских и княжеских пожалований. Наибольшим феодалом был Великий Киевский князь. Ярослав Мудрый вступил в брак впервые с дочерью шведского короля Олафа Ингигердой, а во второй раз - с дочерью византийского императора Анной; его дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Сурового, а овдовев, - короля Дании Свена Эстридсена; дочь Анна стала женой французского короля Генриха І, а овдовев, - регентшой на протяжении 15 л. при несовершеннолетнем сыне Филиппе I; дочь Анастасия стала женой венгерского короля Андраша I; сестра Ярослава стала женой польского короля Казимира ІІІ; сын Изяслав вступил в брак с немкой.6

В 10 в. формируется великокняжеский домен (из лат. domen - владение) и домены местных князей - это частные имения, которые принадлежали не государству (поскольку Великий Киевский князь как глава государства выступал в качестве верховного владельца всей земли Киевской Руси), а непосредственно князьям как феодалам. Князья получали прибыль от своего феодального хозяйства, из суда, собирали дань; впоследствии часть этих прибылей стали получать и бояре.

Появляются и боярско-дружинные частные землевладения - вотчины. До 11 ст. бояре назывались "княжеские (лучшие) мужья" и представляли верхушку княжеской военной жены; они были советниками князя, притом могли его свободно оставить и перейти на службу к другому; из них князь назначал воевод и других правительственных чиновников. Потом они стали называться "боляре" (из лат.boliy - больше) - имели большие земельные наделы, часто имели свои военные дружины, участвовали в княжеских советах, в княжеской администрации появились высшие государственные должности - так возникали целые династии правительственных бояр-чиновников. Низшее положение занимали меньшие бояре - дети и отроки. Слой бояр не был замкнутой кастой - в нее мог войти кто-либо за выдающиеся заслуги перед князем (государством).

Феодальная собственность на землю имела иерархический характер - князья отдельных феодальных владений находились в вассальной зависимости от Великого Киевского князя, и в то же время сами имели дружинников, которым предоставляли земли в условное владение (за несение ими военной службы). Административным и хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор. Великий князь проживал в Киеве, где находились органы верховной государственной власти и великокняжеский двор.

Великокняжеские дворы, в которых правили княжеские тиуны (правительственные слуги-чиновники) и проживал административный персонал, жена, челядь, которая обслуживала хозяйство и двор, существовали также в Белгороде, Вышгороде, Бересте и других поселениях-великокняжеских доменах. Чернигов, Переяслав, Галич, Ростов и Смоленск были центрами отдельных местных княжеств. Более мелкие города были центрами боярских вотчин и церковных землевладений.

С введением христианства большим феодалом стала церковь. Формируется духовенство, верхушку которого представляли митрополит, епископы и игумены монастырей.7 Духовенство разделялось на: 1. черное (монашеское) - монахи и черницы, а часто к ним принадлежали представители высших слоев населения (князья, княгини, бояре), которые по большей части основывали монастыри; и 2.белое (мирское) - священники, диаконы, дьяки, пономари, причетники; ими были средние и малообеспеченные слои населения, которые находились под юрисдикцией церкви; из них выделялось высшее духовенство - епископы, архимандриты и др. В конце 11 ст. возникло церковное землевладение - в результате увлечения шалящих и общинных земель, дарований князей и бояр, покупки и обмена земель; притом, наибольшими землевладельцами были монастыри. Церковь получала большие прибыли от поборов (десятину), церковного суда, пожертвований состоятельных людей.

Феодальное землевладение охранялось законодательством; за феодалами закреплялись особенные привилегии - усиленно защищалась их жизнь, неприкосновенность, честь и достоинство, частная собственность; они не платили дань. То есть, рядом с классовым разделением общества происходил процесс формирования замкнутых групп населения - состояний.

Второе большое состояние на началах зарождения Киевского государства представляли свободные общинники. Основная масса сельского и городского населения - "люди", "чернь" - были свободными людьми, по большей части крестьянами-общинниками, которые, теряя сословное полноправие, хранили личную свободу. В их поселениях-общинах хранилась коллективная собственность на землю.

Формально в политических правах они были равноправны с боярами, состоятельными купцами и ремесленниками, участвовали в Народных собраниях (Вече), но платили дань, которая собиралась из "дыма"8:

Информация о работе Образование, развитие и упадок Киевской Руси