Образование, развитие и упадок Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества.

Содержание работы

Введение………………...………………………………………………...….………3
Образование, развитие и упадок Киевской Руси…………………………………..5
Общественный строй Киевской Руси …………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….....…17
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

общ строй киевской руси.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

1. государство начало  собирать с них дань (размер  которой зависел от количества и качества крестьянской земли) и отдельные феодалы вынуждали их отрабатывать барщину или взимали оброк; впоследствии великие князья стали накладывать на сельскую общину высокие налоги, поборы, разные повинности, а также передавали право сбору дани и судебных штрафов и право суда своим вассалам;

2. феодалы часто  захватывали общинные земли;

3. крестьяне часто  распахивались в результате стихий  и неурожая, а потому добровольно переходили под власть и опеку феодалов.

Третье сословие населения Киевской Руси представляли смерды. К середине 11 в. большинство людей были еще относительно свободными и платили князьям дань - сначала мехом, а потом деньгами. В конце 11-начале 12 в. большинство из них становятся феодально-зависимым полукрестьянским населением в результате княжеских и боярских поборов, участия в военных походах, стихийных бедствий, эпидемий, неурожая, феодальных междоусобиц и нападений кочевников. Они были лично свободны, имели право переходить к другому патрону.

Вместе с семьей смерд хозяйствовал в своем "селе" (земли), которую князь давал ему под условие отбывания повинностей на его пользу - службы в ополчении, уплаты налога. Он имел в своем владении хозяйственные здания, дом, скот, но его имущественные права были ограничены. Если смерд умирал, не оставив сыновей, его имущество (и земля) возвращались князю (на отмену, если умирал феодал, который не имел сыновей, его имущество переходило в наследство дочерям).

Смерд, который завоевал доверие князя, мог стать министериалом-имцем, отроком, старостой; но смерд-должник мог быть преобразован в феодально-зависимого закупа.9

Многочисленную группу феодально-зависимых людей представляли рядовичи, которые находились во временной феодальной зависимости на основании договора - "ряда". Одной из категорий рядовичей были закупы - крестьяне (смерды), которые разорились и попали в долговую кабалу к князьям и боярам, - брали у них денежную ссуду ("кучу") и получали от них земельный надел или оседали на земле феодала и обрабатывали ее, получая часть урожая. Закуп должен был выполнять сельские работы, работать на поле (ролейный закуп), присматривать за скотом феодала (выпасать его), то есть должен был отбывать барщину. Феодал наделял закупа хозяйственными орудиями и рабочим скотом. Закуп мог иметь и собственное хозяйство, реманент, тягловый скот. Если закуп оставлял феодала, то должен был вернуть ему ссуду. Закуп был юридически свободным, но существенно ограниченным в своих правах, полузависимым. За побег от феодала закуп превращался у полного ("обильного") холопа.

За кражу, совершенное закупом, отвечал его феодал ("хозяин"), а закуп становился полным холопом. За вину феодал мог подвергнуть закупа телесному наказанию. Феодал не имел права продавать закупа в холопы, а в случае продажи платил штраф, а закупу возвращали свободу. Закуп нес материальную ответственность за потери и убытки, причиненные им в хозяйстве феодала; в незначительных делах он мог выступать в суде как свидетель и обращаться в суд с жалобой на своего хозяина.

Отдельную категорию людей представляли изгои ("залечивать" - "жить") - люди, лишенные своего предыдущего состояния, которые выбыли из одной категории людей и не попали к другой; то есть, "изжитые", выбывшие из определенного социального состояния, слоя, группы люди, которые не имели средств производства для ведения собственного хозяйства. В зависимости от того, из какого состояния они попали в изгойство, изгои разделялись на 2 виды:10 1. свободные - выходцы из свободных слоев общества: обанкротившиеся купцы; деть священников, которые не научились грамоте; сыновья, родители которых умерли, не получив права собственности; они были свободны, пока сами не становились закупами или холопами; 2. зависимые - холопы и челядь, которые выкупились из рабства на волю; по большей части они оставались под властью своего хозяина, а если шли от него, то становились зависимыми изгоями; эти вольноотпущенники по большей части переходили в зависимость от церкви.

К феодально-зависимым слоям населения принадлежали также вотчинные ремесленники, отпущенники, удушливые люди - крестьяне имений, преданных церкви на воспитание души, и прощенники.

Невольными, рабами были челядь и холопы. Источники рабства: военный плен (превращение в челядь; а все остальной источник вызывались к холопству); покупка невольного человека, бракосочетания с рабыней без "ряда" (без заключения договора с ее хозяином), продажа обанкротившегося должника (в частности, купца за долги), самопродажа, наказание закупа за вину или побег от феодала, рождение от родителей-холопов, вступление "без ряда" на должность тиуна (унифицированное, обобщенное название всех княжеских слуг с разными функциями) или ключника к феодалу.

Челядин был полностью бесправным рабом, который находился под властью своего хозяина. Холоп иногда наделялся определенными правами - как боярский тиун мог выступать в суде, но не мог быть послухом. Холоп не имел собственности, а сам был собственностью своего хозяина. Хозяин отвечал по соглашениям, заключенным его холопом. За кражу, совершенную холопом, отвечал его хозяин (платил потерпевшему штраф); за убийство холопа его хозяин получал компенсацию ("урок").

Свободные люди отвечали за помощь, предоставленную ими холопу-беглецу, и наоборот, должны были способствовать возвращению его хозяину. Холоп мог получить свободу через самовыкуп или освобождение его хозяином, в результате чего он переходил в изгойство. Впоследствии рабство почти совсем исчезло, в частности, этому способствовало христианство, которое не признавало невольничества, а вне того, исторически древнерусскому народу не была свойственна такая форма общественных отношений.

Городское население разделялось на 2 основные группы: 1. городская аристократия - князья, бояре, высшее духовенство, купцы (по соглашениям в случае их банкротства получали льготы); "градины", "купчины", ростовщики и "гости" - купцы, которые занимались внешней торговлей; 2. городские низы - ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство. Большинство мещан были лично свободными. Часть ремесленников зависели от своих хозяев - бояр, купцов и тому подобное. Лично свободные ремесленники (кузнецы, гончары, ювелиры, оружейники и др.) и мелкие торговцы облагались налогом или отрабатывали, участвуя в строительстве и ремонте городских укреплений и присматривали за их состоянием. Представители государственной власти, которые ведали строительством городов и мостов, получали плату (денежную и продуктовую) из средств городского населения; на эти средства строились также церкви и удерживалась церковная парафия. Свободные ремесленники были неоднородными за составом - среди них выделялись более состоятельные мастера, которые имели зависимые подмастерья или учеников. И с 12 ст. городская верхушка начала бороться за расширение прав города и с тех пор все князья перед заниманием княжеского престола заключали "ряд" (договор) с Вече.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.

Основные социальные группы этого периода:

1) высшие классы  — князья, бояре и другие собственники  больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы. Кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — "нарочитая чадь": дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп.

2) средний класс  — купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). В IX—X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке.

3) С ростом церкви  появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. К этой группе принадлежали  не только духовенство и члены  их семей, но и члены разного  рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы.

4) низшие классы  — беднейшие ремесленники и  крестьяне, заселявшие государственные  земли. Кроме свободных людей, в  Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.

Список использованной литературы

  1. Бутромеев В.П. Русская история для всех: Опыт краткого описания в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. - М., 1994.
  2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. - М., 2000.
  3. Данилов А.А. история России IX-XIX вв.: Справочные материалы. - М.,1998.
  4. История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ, 1996.
  5. История России: с древнейших времен до второй половины XIX в. / Под ред. проф. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 1999.
  6. Кандыба В.М. История русского народа до XII в. н. э. - М., 2003.
  7. Мурашева И.А. Государственный строй древней Руси // Историк. - 2005, №6.
  8. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1998.
  9. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Молодая гвардия, 1987.
  10. Фроянов И.Я. Киевская Русь. - Ростов-на-Дону, 2001.

 

1 Фроянов И.Я. Киевская Русь. - Ростов-на-Дону, 2001.

2 Бутромеев В.П. Русская история для всех: Опыт краткого описания в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. - М., 1994.

3 История России: с древнейших времен до второй половины XIX в. / Под ред. проф. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 1999.

4 Данилов А.А. история России IX-XIX вв.: Справочные материалы. - М.,1998.

5 Мурашева И.А. Государственный строй древней Руси // Историк. - 2005, №6.

6 Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1998.

7 История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ, 1996.

8 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. - М., 2000.

9Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Молодая гвардия, 1987.

 

10 Кандыба В.М. История русского народа до XII в. н. э. - М., 2003.

 

 


Информация о работе Образование, развитие и упадок Киевской Руси