Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 11:50, контрольная работа
Образование централизованного государства на Руси – процесс длительный и сложный. Он начался в конце XIII века, отчетливо проявился к началу XIV века. Политическое объединение русских земель происходит вокруг Москвы как центра складывающегося единого государства и формирования централизованного аппарата власти. Возникает вопрос: почему именно этот крохотный городок в глуши становится центром многонационального государства? Этот вопрос всегда обсуждается, когда речь заходит об этом периоде русской истории.
Введение
1. Предпосылки, ход и особенности политической централизации Руси.
2. Формирование политического строя и социально-экономической системы Российского государства в XV в.
Заключение
Список литературы
Вступив в период феодальной раздробленности. Орда не имела уже никаких возможностей не только вмешиваться во внутренние дела Руси, но и влиять на ее внешнеполитическую ориентацию. Фактическая стоимость выплачиваемой Русью дани постоянно понижалась. В 1478 году Иван III полностью отказался выплачивать дань, и это привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре-ноябре 1480 года. Оно закончилось уходом татар без боя, что ознаменовало собой признание ими полной независимости Руси.
особенности политической централизации Руси
Русь, к сожалению, в этот период унаследовала от Золотой Орды татаро-монгольский тип государственности и ордынские порядки, о чем свидетельствовала феодальная война 1425 – 1451 гг. Этот тип власти проистекает из конфликта и устанавливается не в результате согласия, а в результате уничтожения одной из противоборствующих сторон. Если в Западной Европе еще с XIII в. решение проблемы власти становилось результатом компромиссов, уступок, соглашений под началом законодательства (например, Великой хартию вольностей в Англии), то на Руси этот процесс затормозился на многие века.
2. Формирование политического
строя и социально-
Складывание единой территории нового государства стало лишь частью процесса создания новой державы. Другая его часть – формирование соответствующей системы управления страной, создание новых органов власти. Они должны были соответствовать новому облику, возросшим масштабам страны.
По-прежнему во главе Русского государства стоял великий князь. Но это был уже не первый среди равных князей Северо-Восточной Руси, а монарх, глава единого государства, руководитель мощного государственного аппарата, власть которого распространялась на все русские земли. Права удельных князей были ограничены: им запрещалось чеканить свою монету, были сокращены их судебные права и другие льготы.
Рядом с «государем всея Руси» встал новый центральный орган управления — Боярская дума. Туда входили представители элиты вновь образующегося государства — князья, ставшие из самостоятельных владетелей служилыми помощниками великого князя, но сохранившие свои вотчинные владения в бывших княжествах, родовитые бояре — крупные землевладельцы, воеводы. Все они официально получали от государя пожизненный титул боярина, который не распространялся на их детей. Это был Совет при великом князе. В его ведении находилось рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики страны. Одновременно члены Боярской думы выполняли постоянные или временные поручения великого князя — командовали войсками, были наместниками в городах, управляли отдельными отраслями государственного хозяйства.
Зарождается великокняжеская канцелярия в виде специальных учреждений, которые назывались Казна и Дворец. Это были органы, которые контролировали поступления денежных и натуральных налогов, обороты земель, несение помещиками-дворянами военной службы.
Появляются первые приказы — учреждения, ведавшие различными областями управления страной. Их возглавляли бояре и дьяки; именно им великий князь «приказывал» вести те или иные дела.
Важное место в системе нового государственного управления занял Поместный церковный собор — широкое совещание виднейших представителей Русской православной церкви. Собор не только обсуждал церковные вопросы, избирал и назначал московских митрополитов и епископов в русских городах, но и являлся совещательным органом при государе по общим важным вопросам жизни страны.
Была введена и новая система местного управления. Как и прежде на местах от имени великого князя различными районами страны — уездами управляли «кормленщики», т. е. представители знати, для которых платой за их службу были «кормления» — сборы в свою пользу с населения. Теперь они были поставлены под строгий контроль центральных органов власти.
Новой становилась и русская армия. Уходили в прошлое княжеские и боярские дружины. Их место занимала великокняжеская армия, состоявшая в основном из дворян-помещиков. Источником содержания таких воинов и их слуг были земельные поместья, предоставленные им правительством. Большие массивы населенных крестьянами земель как в центре России, так и во вновь присоединенных землях стали передаваться в руки быстро растущего дворянства — верных слуг «государя всея Руси».
Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 г. нового Судебника. Он стал первым кодексом законов единой России, который не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, определил порядок судопроизводства, но и вводил нормы, касающиеся жизни и имущества всех жителей страны, жестоко наказывал за преступления против личности и собственности4.
Защищая всех без исключения жителей страны, новый закон одновременно ввел определенные ограничения для основной массы населения страны — крестьян. Это выражалось в стеснении их права перехода от одного землевладельца к другому или ухода на свободные земли. Отныне крестьяне имели право выхода только раз в году — в течение двух недель: неделю до Юрьева дня (24 ноября) и неделю после, т. е. по окончании всех полевых работ, которые они выполняли на землевладельца. При этом они должны были платить землевладельцу «пожилое» — деньги за двор, постройки и проч., которые были возведены при помощи хозяина. И чем дольше они жили на данных землях, тем «пожилое» было выше. Это еще больше препятствовало выходу крестьян.
Данным ограничением правительство стремилось обеспечить рабочими руками помещиков — основу новой армии.
Объединение же великорусских земель вокруг Москвы значительно улучшило экономическую ситуацию в стране. Москва утвердилась в качестве главного торгово-экономического центра страны. Московский рубль стал основной денежной единицей России.
В сельском хозяйстве утвердился трехпольный севооборот, позволяющий увеличить производительность участка земли. Одновременно по стране возрос удельный вес скотоводства.
Активизация товарно-денежных отношений, наблюдавшаяся со второй половины XV в., привела к резким изменениям экономических отношений на селе. В результате наметился рост барщинного хозяйства, рассчитанного на связь с рынком. Результатом данного процесса стало распространение денежной ренты (замена натуральных повинностей деньгами).
Складывание русского централизованного государства во второй половине XV в. привело к положительным демографическим изменениям: увеличилась численность населения за 10-20 лет в среднем на 14%.5
К концу XV в. полностью исчезают многочисленные группы сельского населения: смерды, закупы, половники, изгои и другие. Всем им на смену пришли «крестьяне» (христиане). Подобная социально-религиозная унификация стирала грань междурусским и нерусским населением, сближая его в рамках господствующей православной культуры.
Таким образом, можно констатировать, что успешный процесс централизации русского государства, несмотря на чрезвычайно сложные условия, в целом имел положительные результаты, позволившие России развиваться дальше.
Заключение
Таким образом, XIV - XV столетия – это время ордынского владычества на Руси. Набеги монголо-татар, утрата государственной независимости, разрыв традиционных хозяйственных связей — всё это негативно сказалось на развитии русских земель.
Но и под властью Золотой Орды удалось выжить привычным формам политической и церковной жизни, способствовавшим сохранению русского этноса как субъекта исторического процесса. Постепенно складывались предпосылки для противодействия иноземцам. На Северо-Востоке шло собирание земель вокруг Москвы. Этот процесс привел к формированию Русского централизованного государства, окончательно освободившегося от ордынской зависимости уже во второй половине XV в.
Полагаю, что ключевым событием в процессе централизации русских земель стало княжение Дмитрия Ивановича (1359-1389).
Он первый из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на р. Вожа и в 1380 г. в Куликовской битве разгромил многотысячное татарское войско. В его княжение Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях. Он впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как «свою отчину».
Иван III был умелым политиком. Этот выдающийся государственный деятель сумел понять веление времени, возглавить борьбу за создание единого Русского государства и добиться окончательного освобождения страны от ордынского ига.
Многое началось на Руси с Ивана III: герб российский – двуглавый орел, торжественный придворный церемониал, расширяющееся год от года «каменное строение» в городах.
Но это все - как бы внешний антураж царской власти. Для последующей судьбы России куда важнее были другие нововведения Ивана III. Это и рост влияния Боярской думы. Это и совершенствование управления государственными делами, сформировавшее фундамент нового аппарата власти - приказов XVI века. Это и принятие в 1497 году Судебника - основы нового судопроизводства. Ни Англия, ни Франция, ни Германия общегосударственных сводов законов, подобных Судебнику Ивана III, тогда еще не имели.
В конце XV века появляется и новое имя Русского централизованного государства - Россия. Впервые оно встречается в летописях времени Ивана III. В целом могущество страны росло, и Россия превратилась в мощную централизованную державу.
Однако в то же самое время складывание поместной системы землевладения и хозяйства приводят к юридическому оформлению крепостного права в общегосударственном масштабе, что предопределило на длительный период будущую траекторию развития страны, принесшую много проблем.
Список литературы
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с.
2. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. – М.: 2005. – 638 с.
3. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 139-145
4. Карамзин Н.М. История государства Российского
Т.3. Гл.9 [Электронный ресурс] // http://www.magister.msk.ru/
1 Карамзин Н.М. История государства Российского
Т.3. Гл.9 [Электронный ресурс] // http://www.magister.msk.ru/
2 История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – с 140.
3 Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. – М.: 2005. – 85 с.
4 Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 139
5 История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – с. 186.
Информация о работе Образование Российского централизованного государства (XIV–XV вв.)