Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:33, реферат
Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях в Киевской Руси.
Задачи 1.Изучить уровень образования во времена Киевской Руси
2. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси
3. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси
Введение
Образование в Киевской Руси
Литература и летописание периода Киевской Руси
Научные знания Киевской Руси
Вывод
Список литературы
Образование в Киевской Руси
План
Введение
Вывод
Список литературы
Актуальность темы. Изучая и исследуя данную тему: «Образование, научные знания, летописание и литература Киевской Руси» анализируется развитие культурной жизни периода Киевской Руси. Развитие образования и литературы тех времён являются неотъемлемой частью для изучения истории Киевской Руси.
Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях в Киевской Руси.
Задачи 1.Изучить уровень образования во времена Киевской Руси
2. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси
3. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси
Хронологические рамки охватывают период с X по XII века.
Историография
В своей работе я использовала
научный труд С. Бабишина
Есип И.М. Істория Украины – Донецк, ДонНУ (2011.). С этой работы мной был взят материал рассказывающий о письменности и литературе Киевской Руси.
Заруба
В.М., Васковський Р.Ю.
Капранова В.А. История педагогики. - «ИНФРАМ» (2011.). В книге рассмотрено воспитание и образование в различные исторические периоды в зарубежных странах, Беларуси и России.
Кусков В.
В. «История древнерусской
Издавна знали на Руси письменность и ценили грамотных людей. Ученые утверждают, что до принятия христианства князья Дир, Аскольд, Олег и Игорь, заключая международные договора, пользовались славянским языком и письменностью с использованием греческого алфавита. Распространялись также буквы, назывались они глаголицей. Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в - годах IX века византийский император Михайло III отправил к славянам двух братьев-священников из Фесалоник Константина (в монашестве Кирилл) и Мефодия. Невзирая на преследование немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях старославянским языком. Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянскую (староболгарскую) Евангелие. На начало ХI века на Руси использовались две системы письма кириллица, и глаголица — разработанная Кириллом, которая была менее популярна. Причем еще к ІХ веку местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы. Этой азбукой, несколько измененной позже, мы пользуемся и сегодня.
Образование в Киевской Руси
В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси.
Огромным культурным переворотом, который внес чрезвычайно важные изменения в развитие культуры и позволил накопить необходимый опыт, знания, развивать художественное слово, закреплять и хранить словесные произведения для потомства и распространять их среди широких масс, было введение единой письменности.О распространении письменности среди разных слоев населения свидетельствуют надписи на разных изделиях ремесленников – кувшинах, кирпичах, крестах и иконах, пряслицах. На мече с Фощеватой, которая находится в Поднепровье, обнаружена запись «Коваль Людота». Довольно часто делались надписи на стенах разных сооружений и церквей. Больше 300 надписей разных времен было открыто в Софии Киевской, и среди них одна из древнейших – запись про смерть Ярослава Мудрого в 1054г.
В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославовичем была открыта первая школа "учения книжного". Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования, прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, "аки по мертвецам", не зная, что их ожидает. Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди. Киевские и удельные князья были образованными людьми, знатоками истории, ловкими дипломатами. Им были известны произведения Гомера, Геродота, Аристотеля. Своей образованностью славился Ярослав Мудрый, его сыновья. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем "Поучении", изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: "Анна ръина" (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.Грамотными в княжеские времена были также чиновники, люди из среды духовенства, ремесленники и рядовые дружинники. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Звенигороде и Бресте, Перемишле, Галичине, Остроге. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения, написанные купцами, мещанами, боярами.Письмо, таким образом, использовалось не только в создании книг, государственных и юридических актов, но и в быту.
Образованные люди знали, любили и ценили книги, которые были тогда рукописными. О Ярославе Мудром современник рассказывает как о человеке, который любил книги и много читала: «До книг он имел наклон, читая их часто днем и ночью». Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге.
Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники.
Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связки с Византией и другими странами.
Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью писал – металлических или костяных стрежней с заострёнными концами и лопаткой в верхней части. Острым концом писали на берёзовой коре (бересте). В тогдашних школах также учили читать и считать, петь церковные песни (псалмы). Старшеклассникам преподавали философию, грамматику, риторику.
Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. В 1086 г., согласно с сообщением летописи, дочь Всеволода Ярославича Янка (Анна) учредила при Андреевском монастыре школу для девушек, где девиц обучали «писанию, також ремеслам, пению, швеннию и иным полезным им ремеслам».Сестра Владимира Мономаха создала для них даже отдельную школу.
Существовала также и частная учеба. Феодосий Печерский получал образование в небольшом городе Курску, где он учился у “единственного учителя” — летописца Нестора.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли "мастерами грамоты". Обычно это были представители низшего духовенства дьячки или "мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно "мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
Кроме начального образования, существовало и «обучение книжное», которое предусматривало изучение богословия, философии, риторике, грамматике - прообраз будущей высшей школы. Из "Жития Св. Феодосия" мы знаем, что существовала школа в Курске, приблизительно в 1023 г. Ко времени правления Ярослава (1019-1054 гг.) образование укоренилось, и его польза уже не подвергалась сомнению. Не желая ограничиваться школами, Ярослав задумал грандиозный план распространения образования на Руси на широких основаниях. Неизвестно, как долго просуществовала Академия Ярослава, но вряд ли она смогла пережить разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 г. "Часослов" использовался в качестве первой учебной книги, затем учились по Псалтырю. Школьная дисциплина, очевидно, была суровой. В "Житии Св. Авраамия Смоленского" (тринадцатый век) можно видеть, что ученики временами впадали в отчаяние, а в так называемой "Пчеле", собрании греческих афоризмов, школа упоминается как одно из "трех несчастий", другие два -бедность и злая жена. По-видимому, некоторые дети из княжеских и боярский семей отправлялись для образования в Константинополь. Автор "Даниила Заточника" вставляет, среди других шпилек простолюдина: "Я не ездил за моря брать уроки у философов", - откуда следует, что кто-то ездил.
Во время своего правления Ярослав Мудрый открывал школы "учения книжного" не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в "изборниках" (хрестоматиях) того времени.
Сохранились также письменные свидетельства о существовании в XIII — XV веках училищ для детей и об учителях-«книжниках». Училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование. Школы существовали при епископских кафедрах, больших церквях, монастырях; учителями выступали священники и благодарности. Главной целью школы определялось умение научить читать и писать, за учебники правили богослужебные книги, чаще всего псалтырь. Основой высшей науки в это время на нашей территории был греческий язык, на западных украинских землях также учили латынь и немецкий язык. Киевский митрополит Климент Смолятич (1147-54), талантливый писатель и философ, писал, что в XII в. в Украине было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческим. Впоследствии при короле Даниле Галицком при его дворе считалось вполне нормальным знание 5-7 языков. Высшим ориентиром в образовании во времена великокняжеской Руси было византийское образование, которое опиралось на достижения многих поколений и по своему уровню стояло чуть ли не на самой высокой ступени в Европе. Но получить его могли лишь единицы, которые достигали Царьграда. Именно во времена Киевской Руси начинает изучаться филологическая дисциплина - словесность, которая сочетала в себе диалектику, поэтику и риторику.
В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
Распространение грамотности в Киевской Руси стало важным условием развития школы и образования.
Летописание и литература Киевской Руси
Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия.Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования "по былинам сего времени". Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод - князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.
К фольклору того времени относятся: обрядовые песни, календарные песни, заговоры и заклинания, сказки, рассказы бытового и исторического характера, легенды, пословицы и поговорки, загадки, былины. Последние сохранились лишь на севере Руси, хотя рассказывают о событиях, которые будто бы происходили в Киеве. В Украине за годы татаро-монгольского рабства эта фольклорная традиция была утеряна.
Среди народного творчества, присущей периоду Киевской Руси, следует определитьдружинный эпос, в котором воспевались победы вождя-князя и его дружины.Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Под ВладимиромКрасное Солнышко уже понимается Владимир Мономах. Немало сказок посвящено борьбе героев со злыми силами - Котигорошко, Вернигоры, Вирвидуба, КириллаКожемяки т.д.
Говоря о русской литературе киевского периода, мы должны рассматривать не только непосредственно художественную литературу, но и переходные виды, такие как дидактическая литература, и даже религиозные произведения, если они представляют художественную ценность. Библия в Киевской Руси, как и в средневековой Европе, являлась главным источником и религиозного и эстетического вдохновения. Влияние Библии на Руси было даже более значительным, чем на Западе, так как русские могли читать ее на языке близком к родному. С точки зрения развития литературы, воздействие Ветхого Завета оказалось более сильным, чем Нового. Русские того времени читали Ветхий Завет, преимущественно, в сокращенном варианте (Палея), составитель которого не отделял канонические тексты от апокрифов. Это, однако, делало книгу еще более привлекательной для читателя. Кроме Библии, в распоряжении читателей имелись переводы разнообразных произведений религиозной литературы и византийской литературы вообще. С точки зрения истории литературы, церковные гимны, жития святых и дидактические легенды разного рода были наиболее важными среди образцов византийской религиозной и полурелигиозной литературы, ставших доступными русским. В жанре дидактической церковной литературы и гимнографии одним из самых популярных авторов был епископ Кирилл Туровский. И в гимнах, и в своих поучениях он проявил незаурядное литературное мастерство, несмотря на его пренебрежение традиционной риторикой. В житийном жанре повесть неизвестного автора о страданиях Св. Бориса и Глеба, возможно, лучшая с точки зрения литературной техники.
Другим популярным жанром переводной литературы были жития - рассказы о жизни и подвигах святых. Переводились и книги светского направления. Особенно популярным на Руси был сборник крылатых выражений, пословиц из Библии. Известны были сборники под названием «Пчела», в которые входили отрывки из произведений Аристотеля, Платона, Сократа, Эпикура, Плутарха, Софокла, Геродота и других античных авторов.Большой популярностью пользовались хроники византийских историков Георгия Амартола и Иоанна Малалы, много сюжетов из которых использовали русские летописцы, рассказывая в своих трудах о первоосновы человечества, древнейшие народы и государства.В XI в. с иностранных языков были переведены произведения по всемирной истории, поучительная и развлекательная литература: Хроника Георгия Амартола, Хроника Синкелла, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Житие Василия Нового», «Христианская топография» КозьмыИндикоплова, «Александрия», «Повесть об Акире Премудром» и др. Переводились также Остромирово Евангелие - древнецерковный, славянский памятник восточнославянской редакции. Переведено для новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого. Наставления - писания отцов православной церкви-Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, повести из Византии, арабские и индийские сказки, произведения природного и географического содержания ("Физиолог", "Шестиднив" - космография, "Христианская топография КозьмыИндикоплова").