Образование в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель исследования. На основе изученных источников и литературы по истории Киевской Руси проанализировать и систематизировать полученные знания об образовании, литературе и научных знаниях в Киевской Руси.

Задачи 1.Изучить уровень образования во времена Киевской Руси
2. Ознакомиться с научными знаниями периода Киевской Руси
3. Изучить литературу и летописание в Киевской Руси

Содержание работы

Введение
Образование в Киевской Руси

Литература и летописание периода Киевской Руси

Научные знания Киевской Руси

Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

OBRAZOVANIE_V_KIEVSKOJ_RUSI_1.doc

— 931.50 Кб (Скачать файл)

Было бы неверно думать, что именно переводная литература стала основой древнерусской литературы, образцом для древнерусских писателей. Огромное влияние оказали на неё богатые традиции устного народного творчества. Когда появилась письменность, русские книжники стали записывать все важнейшие события своего времени. Так возник один из первых жанров русской литературы - летопись. Летописи - русские исторические произведения, в которых повествование велось по годам. Древнерусские летописи существенно отличались от западноевропейской и византийской хроники с их придворно-феодальной и церковной тенденциозностью. Понятно, что не избежали этого и русские летописи, но они были шире по содержанию, стремились совместить в себе задание исторического, публицистического, религиозно поучительного и художественного сказания.

Когда и где  началось русское летописание? Современные  ученые считают, что в первой половине XI века в Киеве и Новгороде. Летописанием преимущественно занимались монахи. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа. Если летопись велась по прямому поручению князя, то она обычно носила официальный характер, отражала политические взгляды этого правителя, его симпатии и антипатии. Но составители летописей, даже выполняя определенный "заказ", нередко проявляли независимость мысли и даже подвергали критике действия и поступки князей, если они казались им заслуживающими порицания. Древнерусские летописцы всегда стремились писать правду, "не украшая пишущего".

Если бы от Киевской Руси до нас не дошло ничего, кроме  летописи «Повесть временных лет», то и этого одного произведения было бы достаточно, чтобы представить себе высокую ее культуру. Эта летопись - настоящая энциклопедия жизни славян IX-XI веков. Она позволила узнать не только об истории Киевской Руси, но и о ее языке, происхождение письменности, религии, убеждениях, о географических знаниях, искусстве, международных связях и т.д.«Повесть временных лет» – это и исторический научный труд, и собрание исторических рассказов. Каждый из этих рассказов имеет целью подробное изложение описываемого события, и многие из них, конечно, таковы и есть. Но в то же время многие рассказы имеют и высокую художественную ценность, а в некоторых вымысел, без сомнения, превалирует над фактом. Среди исторических и псевдоисторических сообщений, включенных в «Повесть», находим, например: повествования о походе Олега в Византию; о мести Ольги древлянам за убийство мужа; так называемую, «корсунскую легенду» о крещении Владимира; историю ослепления князя Василька; рассказ о гибельной кампании князя Игоря против половцев и много других. Некоторые из этих историй, видимо, основаны на разных эпических поэмах, которые создавались в среде княжеских дружинников; другие представляют собой правдивые изложения факта, как, например, история Василька – она, очевидно, написана священником, который утешал несчастного князя после нанесения ему жестокого увечья. Часть историй, судя по всему, записывалась летописцем со слов очевидцев, другие интерпретации того же события могли распространяться независимо от первой. Первая редакция «Повести временных лет» была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и третья - неизвестным автором - духовником князя Мстислава Владимировича.

«Повесть временных  лет» была не единственным историческим произведением своего времени. Еще раньше появился «Древнейшая Киевская летопись» в XI веке, названная так академиком А. А. Шахматовым.Летописные записи стали появляться на Волыни, а дальше, в XII в. - в Переяславе Южном, в Чернигове, Владимире, Смоленске и многих других городах и княжествах. 

«Слово о  законе и благодати» написанное митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 гг. Это была речь, произнесенная в Софийском соборе перед князем Ярославом. В ней говорится о крещения Киевской Руси и о выдающейся роли в этом местных христиан. «Слово» пронизано патриотическим стилем, гордостью за свою землю, свое государство, свой народ. Так же поставлен вопрос о месте Древнерусского Киевского государства среди других государств. В «Слове о Законе и Благодати» митрополит Илларион показал себя одним из истинно великих мастеров искусства риторики. Оно великолепно по композиции, а каждая деталь в нем – драгоценный камень высокого достоинства. Илларион использует самые разнообразные средства художественной выразительности: символический параллелизм, метафоры, антитезы, риторические вопросы и т. п., все это с прекрасным чувством меры.

Героический и  трагический поход новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185г., на половцев и его поражение воспето в древнейшем литературном памятнике Киевской Руси - талантливом поэтическом произведении «Слово о полку Игореве». Поэма, созданная неизвестным участником и очевидцем событий, стала большим патриотическим призывом к единению русских князей перед угрозой внешних врагов.

Поучение Владимира  Мономаха - литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

С началом раздробленности  Русские летописи складывались в каждом большом феодальном центре. Последними из летописных русских сводов, которые дошли до нас, есть Киевский (1200) и Галицко-Волынский (конец XIII века). Галицко-Волынский летопись  главный источник для изучения истории юго-западных княжеств. Наиболее интересна та часть летописи, в которой рассказывается о княжении Данила Романовича. Автор был горячим сторонником Даниила, вероятно, его дружинником, владел литературным талантом и широкой эрудицией. Потому летопись представляет ценность, как для истории, так и для литературы.

Своеобразной  энциклопедией различных знаний той эпохи были «Изборники» - сборники разных по тематике произведений, которые растолковывают некоторые сложные для понимания библейские сюжеты, а также поучают и дают наставления. В «Изборнике» 1076 г. значительное место уделено правилам, которыми человек должен руководствоваться в жизни. Впервые отмечается существование конфликта между бедными и богатыми, который призывается решать на принципах христианской морали, проповедуя всеобщую любовь и всепрощение. «Изборник» 1073 г. имеет и большое художественное значение.

Достопримечательностью  литературной и книжной культуры тех времен является «Киево-Печерский патерик» - сборник рассказов о жизни святых первосвященников и великомучеников Русской Земли. Окончательно ее составлен и приведено в XIII в. Впоследствии «Патерик» постоянно дополнялся и расширялся.

Говоря о  взлете древнерусской литературы после  принятия христианства, не нужно забывать, что она богата в первую очередь своим национальным патриотизмом. Древнерусские книжники призывали любить Родину, воспитывали патриотизм и стремление к исправлению недостатков общества.Литературное наследие Киевской Руси было богатым. За подсчётами отдельных учёных, в XI-XIII ст. в обращении по всей территории Руси перебывало около 140 тыс. книг нескольких сотен наименований. Страшные разрушения, причинённые татаро-монголами в середине 13-го ст., и войны в последующие времена привели к огромным потерям.

 

Научные знания

Активная производственная деятельность, развитие кузнечного, ювелирного, стекольного и других ремесел обусловили освоение русичами знаний в области физических и химических свойств материалов, а торговля, монументальное строительство, исчисление способствовали развитию математики и астрономии (согласно исследованиям Ю. К. Афанасьева и Б.О . Рыбакова, на Руси, например, хорошо знали формулу вычисления площади круга).В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические потребности. Это обусловило изучение четырех арифметических действий, вычисление площади круга. Причем в измерениях использовались средства, данные человеку от природы ладошка, пядь, локоть, сажень. Первым русским памятником математического содержания до настоящего времени считается сочинение Кирика  (род.в 1100 г.) диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (т. е. "Наставление, как человеку познать счисление лет"). Труд "числолюбца" Кирика, посвященный технике вычислений и церковной хронологии, является итогом усвоения и развития математических знаний на русской почве. Арифметическими знаниями издавна пользовались на Руси в ходе торговых связей с другими народами. С глубокой древности на Руси была известна так называемая ионийская цифровая система, при которой буквы греческого алфавита со специальными надстрочными значками-титлами употреблялись в качестве цифр. Знание химических свойств и особенностей строительных материалов способствовало изготовлению стекла, мозаик, разноцветных эмалей, черни, поливы для изделий из керамики, фресковых росписей храмов.

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари,  против которых выступало духовенство. Но в XI—XII веках место знахаря занимает врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению они обращались с молитвой к святому Пантелеймону защитнику медицины и врачей. В ХI веке в Печерском монастыре лечили - Пресвитер и Агапит.   Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности привезенных из Египта, а также молитвы и вообще влияние словом на больного. Агапит был прекрасным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской  почты   он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации относительно лечения.Находки пинцетов и специальных ножей свидетельствуют применения хирургических операций. К тому же из летописи известно, что киевскому князю Святославу Ярославичу удаляли опухоль - "резанье желве" (правда, эта операция была неудачной).

В XI–XIII вв. на Руси развиваются знания об устройстве мира, окружающей природе, животных и растениях. Этому способствовал перевод с греческого языка на славянский естественнонаучного сборника "Физиолог", а также распространение "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова и "Шестоднева" экзарха болгарского Иоанна. Подробное изложение библейской истории сотворения мира заключала "Толковая палея", составленная в XI–XII вв. В "Изборнике Святослава 1073 г." содержатся астрономические, астрологические и календарные данные. В переведенной в XIII в. с греческого языка на славянский "Книге святых тайн Енохова" представлена картина мироздания, состоящего из семи небес, расположенных этажами одно над другим.

Значительного развития на Руси достигли географические познания. О них можно судить на основании летописных известий, и в первую очередь «Повести временных лет». Так, местопроживание восточнославянских племен летописец связывает с реками Дунаем, Днепром, Моравой, Припятью, Двиной, Десной, Сулой и др. Он достаточно подробно описывает путь из «варяг в греки», проходивший по Днепру, Ловати, Ильменьскому озеру, р. Волхов и далее в море Варяжское. Он замечает также, что из Варяжского моря можно «ити до Рима», а от Рима прийти по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода «прити в Понтъ море в не же втекает Днепр река». По Волге, по словам летописца, на восток шел торговый путь, которым можно достичь Хвалисы (Хорезма) и Хвалинского (Каспийского) моря.

Но следует  отметить, что при высоком уровне историко-летописной, религиозно философской мысли сфера естественных наук в Киевской Руси была не достаточно развита по сравнению с другими просвещенными странами Европы.

Вывод: Русичи создали богатую духовную и материальную культуру. Славянская письменность, литература в XI—XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода без письменности к вершинам словесного искусства.Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной».Былины, песни, легенды, летописи — неувядающие культурные достижения этого народа. Они стали основанием национальной украинской культуры, лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.Можно  много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах  многих произведений  древнерусской  литературы,  но  самое  главное  –   это еесильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература особенно ценна для нас, для нашего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой  литературы:

 

  1. Бабишин С. Школа и образование в Древней Руси: IX — первая половина XII ст. — (К., 1973.)
  2. Есип И.М. ІсторияУкраины – Донецк, ДонНУ (2011.)
  3. Заруба В.М., Васковський Р.Ю. Історія України  (з найдавніших часів до сьогодення): Навч. посібник. - Дніпропетровськ: Юрид. акад. М-вавнутр. справ: Ліра ЛТД, 2005. – 484 с.)
  4. Капранова В.А. История педагогики. - «ИНФРАМ» (2011.)
  5. Кусков В. В. «История древнерусской литературы». - Высшая школа (2003.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения.

«Повесть временных лет»


Информация о работе Образование в Киевской Руси