Образование в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности.

Содержание работы

Введение
1. Образование в Раннее Средневековье
2. Среднее и Позднее Средневековье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИНТ РЕФЕРАТ.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение 

1. Образование в Раннее  Средневековье

2. Среднее и Позднее  Средневековье

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

 В рамках эпохи Средних  веков в исторической науке  обычно выделяют три периода: V–X вв. – раннее Средневековье; XI–XII вв. – развитое, или Высокое,  Средневековье; XIV–XVI вв. – позднее  Средневековье, или эпоха Возрождения. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками. Со временем образование и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.  
1.  Образование в Раннее Средневековье

 

VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.

 В качестве важнейших форм  воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.

 Народное воспитание – это  воспитание большинства населения  Западной Европы, воспитание земледельцев  и ремесленников, которое осуществлялось  в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях.

 Рыцарское (военное) воспитание  в своей классической форме  сложилось в Х–XI вв. и в определенной  мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью.

 Воспитание дворянской женщины  помимо освоения чисто женских  занятий (рукоделие, вышивание  и т.д.) предполагало и обучение. Оно давалось либо в монастырях (воспитание девочек из богатых  семей в монастырях было обычной практикой того времени), либо под руководством священника.

Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь  играла главную роль не только в  духовной, но и в интеллектуальной  жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.

 В этот период не только  складывается новая организация  образования, в которой просматривается  будущая целостная система образования  от элементарной школы до высшей  и значительно расширяется само  образование, но и предлагаются   новые технологии обучения.

 Обучение в народной (начальной)  школе продолжалось, как правило,  три – четыре года. Начиналось  оно с заучивания 50 псалмов на  латинском языке. Затем приступали  к изучению и запоминанию букв  с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали  учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения.

«Изучением латыни (основного языка  письменности) начинается новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики,  с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка – от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темы». После этого приступали к чтению латинских авторов.

 Карл Великий  пытался дать всеобщее образование  всему населению империи. С  этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры».

 При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе.

 Большое значение  для развития культуры и образования  в Средние века имели организованные  Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая  название академии, была открыта  при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой  школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы.

 В школах, дающих более высокое образование,  наряду с запоминанием, широко  использовался вопросно-ответный  метод, и тогда же, видимо, начала  складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут.

 Для средневекового  образования большое значение  имели сочинения Алкуина по  богословию и философии, его  учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались  одними из главных учебников вплоть до эпохи Возрождения.

 Таким образом,  благодаря деятельности Карла,  Алкуина и других деятелей  этой эпохи был дан мощный  импульс развитию образования,  благодаря которому  была отчасти  усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования. Благодаря трудам Алкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образования. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. Расширение образования  было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему  средневекового  общества.

 

2. Среднее и Позднее Средневековье: становление школы как автономного социального института в Западной Европе.

 

 С XI–XII вв. начинается новый  период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества. Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др.  В трудах этих деятелей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образования и воспитания, соответствующей новым социальным условиям. Отсюда  идеи необходимости построения образования в соответствии с конкретными социокультурными условиями, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка,  выработка нового содержания образования, идеалом которого стала схоластика. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый ряд новых предметов. Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших. Отметим, что большинство великих деятелей культуры Европы того времени вышли именно из церковных школ: Николай Кузанский, Николай Коперник и др. С другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в Салерно Константином Африканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, которая получила право выдавать патент на осуществление  медицинской деятельности. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.

 Народные (элементарные) школы  открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями.

 Гильдейские и цеховые (ремесленные)  школы  стали открываться с  упрочением гильдий и цехов.  Они давали более широкое, чем  в народной школе, образование.  Большое внимание здесь уделялось изучению  латинского языка, который, будучи международным языком того времени, был необходим купцам для торговли. Давались здесь и специальные знания, например по бухгалтерии.

 Ученые школы давали общее  образование. Хотя здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского языка, знание которого позволяло учиться в университете.

Университеты стали открываться  в Европе с XII в. и сразу же превратились в центры культуры, философии, науки, литературы, образования и просвещения (хотя нередко в университетах царил консерватизм).

 Обычно университет состоял  из нескольких факультетов. Но  обязательны были артистический  и один из трех высших факультетов:  богословский, юридический или медицинский.

 На артистическом факультете  изучали семь свободных  искусств; основу содержания  образования  на высших факультетах составляли: на богословском – Библия, труды  отцов церкви и философов, особенно  Аристотеля; на юридическом  –  церковное право и законы Юстиниана; на медицинском – труды Авицены.

 Вначале человек поступал  на артистический факультет, на  котором учился в течение нескольких  лет и последовательно сдавал  экзамены на звание бакалавра  и магистра. После этого он  мог поступать на один из  трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины.

 В университете, в принципе, мог учиться любой человек,  знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.

 Значение университета  в  жизни города было велико, так  как университет являлся центром  культуры, да и давал определенные  материальные выгоды. Авторитет его был высок. Например, Парижский университет выступал судьей в спорах между папами и королями. Это позволяло университетам на протяжении веков сохранять автономию.

 Университеты Западной Европы  были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.

 Парижский университет состоял  из четырех факультетов: артистического, богословского, юридического и  медицинского. Он управлялся корпорацией  преподавателей, которые из своей  среды выбирали деканов факультетов и ректора. Большинство университетов Европы создавались по образцу Парижского университета.

Информация о работе Образование в Средневековой Европе