Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, реферат
Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности.
Введение
1. Образование в Раннее Средневековье
2. Среднее и Позднее Средневековье
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Образование в Раннее Средневековье
2. Среднее и Позднее Средневековье
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.
В рамках эпохи Средних
веков в исторической науке
обычно выделяют три периода:
V–X вв. – раннее Средневековье;
XI–XII вв. – развитое, или Высокое,
Средневековье; XIV–XVI вв. – позднее
Средневековье, или эпоха Возро
1. Образование в Раннее Средневековье
VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.
В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.
Народное воспитание – это
воспитание большинства
Рыцарское (военное)
Воспитание дворянской
Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.
В этот период не только
складывается новая
Обучение в народной (начальной)
школе продолжалось, как правило,
три – четыре года. Начиналось
оно с заучивания 50 псалмов на
латинском языке. Затем
«Изучением латыни (основного языка письменности) начинается новый этап обучения – не все умевшие читать были способны понимать написанное на чужом латинском языке. Начинали с элементарных правил грамматики, с простейших фраз нравоучительного содержания, написанных ритмическим стихом, затем читали сборники латинских букв. Параллельно шло интенсивное усвоение языка – от учеников требовалось говорить друг с другом по латыни на некоторые темы». После этого приступали к чтению латинских авторов.
Карл Великий
пытался дать всеобщее
При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе.
Большое значение
для развития культуры и
В школах,
дающих более высокое
Для средневекового
образования большое значение
имели сочинения Алкуина по
богословию и философии, его
учебники философии,
Таким образом, благодаря деятельности Карла, Алкуина и других деятелей этой эпохи был дан мощный импульс развитию образования, благодаря которому была отчасти усовершенствована, отчасти создана вновь в определенной мере целостная и жизнеспособная система образования. Благодаря трудам Алкуина было также значительно усовершенствовано и расширено содержание средневекового образования. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. Расширение образования было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими, идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества.
2. Среднее и Позднее Средневековье: становление школы как автономного социального института в Западной Европе.
С XI–XII вв. начинается новый период развития западноевропейского образования, который можно определить как начало функционирования образования в качестве самостоятельного института общества. Говоря о развитии западноевропейской школы в этот период, можно назвать многих выдающихся деятелей, которые внесли заметный вклад в обоснование идеологии и становление этой системы образования, наиболее яркое выражение нашедшее в схоластической культуре. Среди них: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Селсберийский, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Винсент из Бове, Филипп Наварский, Фома Аквинский, Эгидий Римский и др. В трудах этих деятелей получили решение следующие педагогические проблемы: обоснование системы образования и воспитания, соответствующей новым социальным условиям. Отсюда идеи необходимости построения образования в соответствии с конкретными социокультурными условиями, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, выработка нового содержания образования, идеалом которого стала схоластика. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику, и целый ряд новых предметов. Важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие западноевропейского образования, стало открытие школ вне стен церкви. С одной стороны, в Европе продолжает функционировать и развиваться система церковных школ от начальных до высших. Отметим, что большинство великих деятелей культуры Европы того времени вышли именно из церковных школ: Николай Кузанский, Николай Коперник и др. С другой стороны, началом нового этапа в образовании можно считать открытие в XI в., в Салерно Константином Африканским первой медицинской школы, созданной по законам цеховой организации, которая получила право выдавать патент на осуществление медицинской деятельности. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви.
Народные (элементарные) школы открывались мастерами грамоты. Возможно, они стали появляться в Европе с возникновением городов. Одни из них были официально признаны церковью, другие – городскими властями. Обучение в таких школах велось, как и в церковных, на латинском языке. С XII в. некоторые школы пытались учить чтению и письму на родном языке, но эти попытки преследовались властями.
Гильдейские и цеховые (
Ученые школы давали общее образование. Хотя здесь должны были обучать семи свободным искусствам, чаще всего дело ограничивалось изучением латинского языка, знание которого позволяло учиться в университете.
Университеты стали
Обычно университет состоял
из нескольких факультетов. Но
обязательны были
На артистическом факультете
изучали семь свободных
Вначале человек поступал
на артистический факультет,
В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.
Значение университета в
жизни города было велико, так
как университет являлся
Университеты Западной Европы были трех типов: университеты, устроенные по образцу Парижского университета; итальянские университеты; английские университеты.
Парижский университет