Образование в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности.

Содержание работы

Введение
1. Образование в Раннее Средневековье
2. Среднее и Позднее Средневековье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИНТ РЕФЕРАТ.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Итальянские университеты были самыми свободными университетами Европы, их  управление  осуществляли сами студенты, выбирая из своей среды деканов факультетов и ректора, сами же студенты приглашали профессоров для чтения лекций.

 Первые английские университеты  возникли на базе монастырских  школ  в Оксфорде и Кембридже.  Главным отличием английских  университетов от других состояло  в том, что здесь шло фактически индивидуальное обучение: здесь студенты обучались в группах по два-три человека.

Прогресс образования в этот период был вызван ростом городов, усложнением  социальной жизни, развитием культуры; особенно изменилось университетское содержание образования – в него включаются новые науки, творения античных и арабских авторов. В то же время в Западной Европе, начиная с XII – XIII вв. идет создание своей образовательной культуры, философия и логика становятся важнейшими предметами университетского обучения.

 Таким образом, с XI в. в  Западной Европе начинает складываться  автономная средневековая система  образования, состоящая из «начальных»  школ  (народные, цеховые, гильдейские), «средних» (ученые школы) и  «высших» школ (университеты).

Существенно изменились, усовершенствовались  либо были созданы вновь и технологии обучения, особенно в ученой и высшей школе. Так, в ученой школе стали  появляться элементы наглядности, занимательности. С XIII в. в школе стали применять  новые методы обучения. В этот период «активно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности; более широкое использование наглядности (в частности, иллюстрации задач в учебниках Фибоначчи), широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение; приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения; широко использовалась стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание».  Рождение высшей школы потребовало создания новых форм обучения, важнейшими из которых стали лекции и диспуты.

 Лекции были двух видов  – «обязательные (ординарные) утренние  и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения... Преподавателям запрещалось диктовать слушателям свои объяснения, лектор должен был говорить в обычном темпе, а студенты – полагаться на свою память. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание».

 Диспуты были частым и  значимым явлением в жизни  всего общества, а поэтому в  университетах им придавалось  большое значение. Существовали  самые разные виды диспутов: от  учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или  сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи.

 Университет рождает и такую  форму обучения, как экзамен. Экзамены  проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.

 Технологии обучения были  тесно связаны с организацией  образования и, в зависимости  от форм обучения были различны: так, в итальянских, французских,  германских университетах преобладали  лекции, а в английских – индивидуальная работа.

 Таким образом, рождение городов  и городской культуры привело  к появлению наряду с традиционной  церковной – новой, автономной  системы  образования, благодаря  чему,  по сути, сложилось как  бы две «системы образования». Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от Церкви, и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры, и даже эпохи Возрождения почему-то выходили из церковных школ.

 

Заключение

 

В рамках Средневековья выделяют обычно три периода: V-X вв. — раннее средневековье, XI-XIII вв. — развитое, или «высокое», Средневековье и XIV-XVI — позднее  Средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

 В основе воспитания и  образования лежало религиозно-аскетическое  мировоззрение. Однако воспитание  детей отдельных сословий различалось  по содержанию и характеру.  Отступлением от религиозного  воспитания было преимущественно  светское воспитание рыцарей-феодалов.

 Дети светских феодалов получали  так называемое рыцарское воспитание. В этот период возникает новый  вид средневековой учености —  схоластика, цель которой заключалась  в том, чтобы представить вероучение  в форме научного знания.

 Помимо распространения церковных (монастырские, кафедральные) и светских школ (магистратские, цеховые, гильдейские) Средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество. Ученичество было принято в семьях торговцев и ремесленников.

 В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания вновь становится актуальной и трактуется только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Педагогическая триада Возрождения — классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Она включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи, выступающие как предвестники нового общества.

 

Список использованной литературы

 

    1. Меньшиков В. М. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания. – Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41884.php
    2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА. – Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.best-pedagog.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost-i-teoriya-ioganna-genriha-pestalotstsi/
    3. Закович М.М.  Українська та зарубіжна культура: Навч. посіб./М.М. Закович, І.А. Зязюн, О, М.Семашко – К.: Знання, 2001. – 550с.
    4. Левчук Л.Т. Історія світової культури: Навч. пос. для студ. гуманіт. спец. вузів/ Л.Т.Левчук, В.С.Гриценко, В.В.Єфименко - К.: Либідь, 2000.-368 с.
    5. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для вузов / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2001. – 280 с
    6. Искусство. Энциклопедия, т 1. – М.: Аванта+, 1999 – 2000. – 678 с.

 


Информация о работе Образование в Средневековой Европе