Образования государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в исследовании образования государства в Древнем Риме.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
изучить царский период в истории Рима и особенности образования Римского государства;
рассмотреть реформы Сервия Туллия. Законодательное закрепление политических и гражданских прав плебеев;
охарактеризовать государственный механизм Римской аристократической республики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3

ГЛАВА 1. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ РИМА И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Общественный строй Древнейшего Рима……………………………...
5
1. 2 Политический строй Рима в царский период………………………….
9

ГЛАВА 2. РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПЛЕБЕЕВ

2.1 Реформы Сервия Туллия………………………………………………..
12
2.2 Борьба патрициев и плебеев за равноправие………………………….
13

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РИМСКОЙ АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3.1 Структура высших органов государства……………………………….
20
3.2 Исполнительная власть в республике Система магистратур…………
24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ЭМИЛЬ_3.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

   

ГЛАВА 1. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД  В  ИСТОРИИ  РИМА  И ОСОБЕННОСТИ  ОБРАЗОВАНИЯ   РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Общественный  строй Древнейшего Рима……………………………...

5

1. 2 Политический  строй Рима в царский период………………………….

9

   

ГЛАВА 2. РЕФОРМЫ  СЕРВИЯ  ТУЛЛИЯ.   ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПЛЕБЕЕВ

 

2.1  Реформы  Сервия Туллия………………………………………………..

12

2.2  Борьба  патрициев и плебеев за равноправие………………………….

13

   

ГЛАВА 3.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РИМСКОЙ АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

3.1 Структура  высших органов государства……………………………….

20

3.2 Исполнительная  власть в республике Система  магистратур…………

24

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

33


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс образования государства в Риме во многом схож с образованием государства в Афинах. Но есть ряд особенностей: изначально Рим создается на базе небольшой городской общины, но в процессе развития превращается в крупную могущественную державу, огромное по территории государство. Основано на базе трех римских племен. Рано прослеживаются процессы разложения родоплеменного строя, и переходный к государству период растянулся на столетия. Процесс образования государства в Древнем Риме сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати). Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес. Определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств получили наиболее четкое оформление и завершенность в Римское время. Исходя из выше перечисленного,  тема курсовой работы «Образование государства в Древнем Риме» представляется актуальной.

Цель настоящей работы состоит в исследовании образования государства в Древнем Риме.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  • изучить царский период  в  истории  Рима  и особенности  образования   Римского государства;
  • рассмотреть реформы  Сервия  Туллия.   Законодательное  закрепление политических и гражданских прав плебеев;
  • охарактеризовать государственный механизм Римской аристократической  республики.

Предмет исследования – государство Древнего Рима.

Объект исследования - предпосылки формирования государственности Древнего Рима.

Государство и право Древнего Рима являлись предметом научного интереса на протяжении всей истории правоведения. В романистике подробно освещаются институты, образующие частное право Древнего Рима, а также система его государственного управления.

Современные исследователи государства и права Древнего Рима рассматривают различные аспекты формы римского государства и системы частного права.

Научные труды по истории отечественного и зарубежного права и государства, в том числе В.В. Груздева, И.Д. Борисовой, Н.И. Петренко, С.Н. Ревиной. Исследования таких ученых-романистов как Д.В. Дождев, И.Б. Новицкий, О.А. Омельченко, Р. Зом, Д. Азаревич, Д.Д. Гримм, А.В. Коптев, В.В. Дементьева, В.А. Савельев, М. Бартошек, О.С. Иоффе, В.А. Мусин, А.И. Косарев, В.А. Летяев, Ю.Г. Галай, посвященные различным аспектам государства и права Древнего Рима.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

1.1 Общественный строй  Древнейшего Рима

В VII—VI вв. до н.э. этруски установили свое господство в Северной и Средней Италии. Рим тоже попал в сферу их влияния. Неизвестно, был ли Рим завоеван этрусками; скорее в VII в. до н. э. происходило мирное взаимодействие между ними и латино-сабинекой общиной. В VI в. до н.э.

Рим сложился как город-государство. По преданию, в Риме правили семь царей; последние трое были этруски. Ученые считают этих трех царей — Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого — реальными историческими личностями. При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли1.

Царский период в истории Рима (VIII—VI вв. до н.э.) был эпохой разложения первобытных отношений и возникновения классов и государства в Риме. «Римский народ» (populus Romanus) в начале своей истории являлся родо-племенным объединением. Согласно традиции, в Риме было 300 родов, которые составляли 30 курий (по 10 родов каждая) и 3 трибы (по 10 курий). Правда, эту традицию нельзя считать вполне надежной. Римская триба, в известной степени соответствующая греческой филе, - это Римская курия представляла собой объединение близкородственных-родов. Каждый род якобы состоял из десяти семей. Строгая правильность римской родо племенной структуры носит на себе печать позднейшего искусственного переосмысления или следы вмешательства государства в первоначальный строй древнейшего Рима. Возможно, древняя родо-племенная организация римского общества была преобразована путем численного уравнивания родов и курий в каждой трибе с целью упорядочения войска и государственного управления2.

Согласно теориям некоторых современных ученых, родо-племенное деление римского народа уже очень рано стало дополняться, а впоследствии вытесняться территориальными общинами — пагами; в результате объединения этих пагов и возник Рим. Древние авторы считают паг основной единицей, во главе которой стоял какой-нибудь магистрат, наблюдавший за тем, чтобы жители пага хорошо обрабатывали землю и не уходили из своей общины3.

В царский период в Риме родичи были связаны обычаями кровной мести и взаимопомощи. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и носили общее родовое имя (например, Юлии, Клавдии).

В пределах родов существовали семейные общины. Римская патриархальная семья называлась «фамилией» (familia). В царский период она обычно являлась большесемейной домашней общиной, сходной с древневосточным «домом» и включавшей детей, внуков, жен сыновей и внуков, а также рабов. Глава патриархальной (агнатической) семейной общины назывался pater familias — «отец семьи» или dominus — «господин, хозяин» (от слова domus — «дом, хозяйство»). Женщины, выходя замуж, утрачивали связь со своей семейной общиной и вступали в патриархальную семью мужа, но не в его род и поэтому сохраняли свое добрачное родовое имя (если не считать прозвищ) женщины в архаический период вообще не имели; старшая дочь в семье носила только родовое имя, последующие — номера («Вторая», «Третья», и т. д., изредка — «Старшая», «Младшая»). У каждой семейной общины был свой культ домашних божеств, в том числе культ семейных предков. Фамильные культы переплетались с культами, отправлявшимися пагами. Наиболее характерным для семейной и территориальной общин был культ ларов4.

Во владении патриархальной семьи находились дом, скот, оружие, домашние вещи, украшения и небольшой приусадебный участок земли. Пахотная земля делилась между семейными общинами по жребию. Время от времени производились земельные переделы. Пастбища использовались членами соседской (территориальной) общины коллективно. Пустующая земля оставалась всенародной — ager publicus5.

В римском обществе верховным собственником всей земли являлась община-государство.

Землевладение же (за исключением коллективного использования общинных угодий — лесов, пастбищ и т. п.) было частным. Общественное производство существовало в виде частных хозяйств патриархальных семей. Право участия в общинной собственности на землю было неразрывно связано с гражданством в общине: только римские граждане могли владеть землей и арендовать участки ager publicus в Римском государстве. Общинный, государственный характер земельной собственности обусловил и коллективный характер государственного управления. Политическими органами гражданской общины в Риме были царь, сенат и народное собрание.

Старейшие римские роды объединялись под названием патрициев Из них выделилась родовая аристократия, состоявшая из глав наиболее знатных фамилий. Эта знать впоследствии чаще всего и называется патрициями в узком смысле слова. Они захватывали в свои руки значительную долю имущества распадавшейся родовой общины, прежде всего землю, а также большую долю военной добычи.

Пришельцы и лица, утерявшие родовые связи, попадают в положение клиентов, зависимых от патрициев. Они втягиваются в патрицианские фамилии в качестве патриархально-зависимых лиц. Здесь наблюдается аналогия с древневосточными патриархально- зависимыми работниками, втянутыми в хозяйства богатых и знатных «домов». Как в Передней Азии, так и в Риме патриархально- зависимыми могли стать не только обедневшие сородичи, но и чужаки, включая вольноотпущенников6.

Клиенты носили родовые имена своих покровителей - патронов, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона; хоронили клиентов на фамильном кладбище.

Земельный надел клиент получал из рук патрона.

Клиент обязан был прислуживать в доме патрона, сопровождать его в военных походах, а также во время торжественных выходов, обеспечивать некоторые платежи например при выкупе патрона из плена. Патрон оказывал покровительство клиенту, защищал его на суде. И патриции и клиенты участвовали в народном собрании, где клиенты, конечно, голосовали по указке своих патронов. Голосование в Риме в этот период было открытым. Кроме клиентов в раннем Риме существовал еще один неполноправный общественный слой - плебс, несколько похожий на афинских метеков или спартанских периеков. Плебеи были лично свободными людьми, но стояли вне родо- племенной организации римского народа, считались чужаками в римской общине, а поэтому не обладали правами общинников.

Предполагается, что плебеи — потомки древнейшего покоренного римлянами населения Лация; впоследствии масса плебеев, вероятно, пополнялась пришельцами, оторвавшимися от своих общин, которые по собственной инициативе или по принуждению переселялись в Рим и получали там землю. Современные ученые высказывают предположения, что эти люди получали наделы или из царской земли, о существовании которой упоминают источники, или из ager publicus, поскольку общественный земельный фонд ещё далеко не весь был занят (Из такого предположения следовало бы, что земельные наделы плебеев не являлись их частной собственностью, но есть и другое мнение; юридическое основание приобретения земельных участков плебеями остается для раннего периода истории Рима неясным.)7. Есть основания предполагать, что в древнейшем Риме часть ager publicus была закреплена за определенными пагами, а часть оставалась в общей собственности всех объединившихся пагов. Из такого фонда могли предоставляться наделы переселенцам, из которых и пополнялся плебс.

Некоторые плебеи занимались ремеслами и торговлей, а часть отдавала себя под покровительство патрициев, становясь их клиентами.

Плебеи привлекались к несению военной службы, но не участвовали в дележе военной добычи; не допускались они и к раздилу к разделу земель из общественного фонда, увеличивавшегося в результате завоеваний. В следующую, республиканскую эпоху аграрный вопрос стал основным в борьбе между патрициями и плебеями.

Низшую социальную категорию составляли рабы. Рабами являлись преимущественно чужаки (купленные, пленные), но в рабство попадали путем долговой кабалы и люди из свободного местного населения. Итак, в древнейшем Риме существовало четыре основных сословия: патриции, плебеи, клиенты и рабы. На противоположных полюсах римского общества уже в царский период начали зарождаться классы рабов и рабовладельцев.

Рабовладельцами становились не только богатые патриции, но и богатые плебеи.

 

1.2 Политический строй  Рима в царский период

Система управления в древнейшем Риме внешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже классовые, государственные функции. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом. Он выбирался всем римским народом.

По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э. Рядом с царем стоял сенат — совет старейшин (от лат. senex — «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций, что значит сходки членов курий. Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос. Плебеи к политическому управлению не допускались.

Важным событием общественно-политической жизни Рима явились реформы предпоследнего этрусского царя — Сервия Туллия, жившего, согласно традиции, VI в. до н.э. По преданию, он установил деление римских граждан по территориальному и имущественному признакам. Начиная с этого времени в Риме стала производиться через каждые четыре года перепись всех граждан и их имуществ. На основании переписи все население, включая патрициев и плебеев, делилось на шесть имущественных разрядов8.

Деление граждан по имущественному признаку использовалось прежде всего для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении.

Традиция приписывает Сервию Туллию создание нового народного собрания — цунтцриатных комиций. Голосование в этом собрании происходило по центуриям, а при общем подсчёте голосов каждая центурия имела один голос. Первому классу было обеспечено большинство голосов: 98 против 95 голосов всех остальных классов, вместе взятых. В центуриатных комициях патриции и плебеи участвовали без различия их сословного положения, а с учетом только имущественного ценза и обусловленной им военной службы. Причина реформ Сервия Туллия коренилась в борьбе между плебеями и патрициями. Эти реформы нанесли первый удар по первоначальному сословному строю Рима и способствовали дальнейшему формированию классового, рабовладельческого общества.

Информация о работе Образования государства в Древнем Риме