Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:33, реферат
Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б).
1.Общественно- политическая и культурная жизнь страны. Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период. Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
1.1 Общественно- политическая жизнь страны.
1.2 Общественно культурная жизнь страны.
1.3 Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период.
1.4 Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
2.Августовские события 1991г, их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общественно- политическая и культурная жизнь страны. Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период. Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
1.1 Общественно- политическая жизнь страны.
1.2 Общественно культурная жизнь страны.
1.3 Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период.
1.4 Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
2.Августовские события 1991г, их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране.
1.1 Общественно- политическая жизнь страны.
Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законода¬тельных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР.
Трудности послевоенного экономического развития, про¬являвшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных "виновников" ее неудовлетво¬рительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись "вредительством" со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКПб) специально рассматривалось дело этих "вредителей" ("дело Шахурина, Новикова и др."). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали "дела" лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Продолжалась фабрикация дел "врагов народа". В 1949 г. руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы ("ленинградское дело"). Обвиняемыми были партийные деятели, советские и государственные работники. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек - к длительным срокам лишения свободы.
Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике. На основании сфальси¬фицированных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан. Все участники этих процессов были впоследствии реабилитированы. В 1952 г. было сфабриковано так называемое "дело врачей". Группа крупных специалистов-медиков, лечивших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.
Не оправдались надежды интеллигенции на развитие и укрепление контактов с другими странами, хотя на Ялтинской и Потсдамской конференциях речь шла о всестороннем послевоенном сотрудничестве. Руководство страны взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции. В 1946-1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры. В марте 1946 г. вышло постановление' "О журналах "Звезда" и "Ленинград", беспощадной критике подверглось творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался этот вопрос, Сталин заявил, что журнал в СССР "не частное предприятие", он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, "которые не хотят признавать наш строй". "Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, - конкретизировал Сталин, - пускай убирается ко всем чертям". Главный в то время идеолог страны Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко "несоветским писателем". Что касается А. Ахматовой, то, по мнению Жданова, она ничего, "кроме вреда", не могла дать советской молодежи. После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах па его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и др. Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, командного руководства этой сферой.
Сложными оставались в послевоенный период взаимоотношения государства и церкви. С одной стороны, религиозные организации за довольно короткий срок значительно укрепили свое влияние. С 1944 г. по 1948 г. от православных верующих в государственные органы поступило более 23 тыс. заявлений об открытии церквей и приходов. Заметнее стала и потребность людей в соблюдении религиозных обрядов. Русская Православная Церковь снова обрела свой высокий авторитет в православном мире.
В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: на фактическое усиление репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия Верховного Совета СССР нового, второго, созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям). Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партий, последний съезд, на котором присутствовал Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.
1.2 Общественно культурная жизнь страны.
Годы войны – особый период в развитии советской культуры. В эти годы произошла активизация ряда культурных архетипов, которые, обладая большим интегрирующим импульсом, помогли сплочению общества в единое целое. Для того чтобы выстоять в тяжелейшей войне, потребовалась опора на глубинные пласты культуры, сознания, которые стали своего рода спасательным кругом, позволившим обществу удержаться на плаву. Один из таких «спасательных кругов» – мощный патриотический подъем. Если в 20-е–начале 30-х годов официальная пропаганда, а вслед за ней литература и искусство отрицали существование универсальных, не зависящих от классовой принадлежности черт национального характера, всячески подчеркивая, что советское общество начинает свою историю и культуру практически с чистого листа, то теперь они стремились показать, что советский народ является наследником героических традиций предков, носителем тех лучших качеств национального характера, которые складывались на протяжении всего предыдущего исторического развития. Литература и искусство многое сделали для пропаганды патриотизма, исторических традиций защиты Отечества, тем более, что здесь все еще давали о себе знать последствия нигилистического отношения к историческому наследию. В сценарии А. Довженко «Украина в огне» есть примечательный в этом смысле эпизод. Старый Куприян Хуторной, потрясенный предательством сына, напоминает ему о долге перед Отечеством. Павло оправдывается: «Так про это ж разговор не был, обучали классам». Не сознавая как следует всей значимости процесса освобождения от психологии исполнителя, «человека-винтика», литература военных лет тем не менее отразила его и способствовала ему. «Многие у нас привыкли к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь каждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности…. Не говори, что кто-то за тебя думает. Не рассчитывай, что тебя спасет другой… Не уклоняйся от ответственности. Не уклоняйся от инициативы»,– писал в годы войны И. Эренбург. Чувство ответственности рождало чувство собственной значимости, достоинства, а значит – чувство свободы. Поэтому, несмотря на все тяготы, потери и лишения, годы войны остались в памяти многих, прошедших через нее, как лучшие годы их жизни. Эти чувства также нашли отражение в целом ряде произведений литературы и искусства.Советские ученые внесли ценный вклад в развитие военной техники, в организацию работы военной промышленности, в освоение природных богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и искусства выражалась общая коллективная воля к победе, дух сопротивления. Если в 30-е годы процессы культурного развития в основном состояли в распространении вширь образования и технических знаний, то в годы войны, впервые после революции, происходит освоение более глубоких пластов культуры. Однако позитивные сдвиги в культурной жизни были прерваны после войны. Во второй половине 40-х–начале 50-х годов власть провела ряд идеологических кампаний, в ходе которых насаждался национализм, подтверждался приоритет России во всех областях знаний и культуры. Русские были объявлены авторами всех научных открытий и изобретений, а русская музыка, живопись, архитектура, театр – лучшими в мире. Например, по поводу пленэрной живописи В. Иогансон, президент вновь созданной Академии художеств, писал: «Многие историки искусства зарождение пленэра неправильно приписывают французам. Прямо удивительно, как эти историки могли проглядеть художника-реалиста, всемирно известного гения живописи – русского художника Ливанова. Он первый вывел человека на природу…». В эти годы усилилась изоляция советской культуры от мировой. В 1948-1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового западного искусства и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в которых хранились коллекции произведений западного искусства. Объектами партийной критики стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последовала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры – М. Зощенко, А. Ахматова, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеологии. Содержавшийся в этих постановлениях призыв к созданию высокоидейных художественных произведений на практике означал усиление жесткой регламентации как основного метода руководства художественным творчеством. Установка на шедевры в искусстве оборачивалась мелочной опекой над авторами. Подобная политика привела к значительному сокращению количества новых фильмов и спектаклей – в 1951 г. было выпущено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, авторы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций. Произведения, которые выходили за рамки реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателей и зрителей. Из одного произведения в другое кочевали расхожие сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой, причем выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. Даже горячий поборник социалистического реализма М.А. Шолохов вынужден был признать в 1954 г. на II съезде писателей, что «нашим бедствием остается серый поток бесцветной посредственной литературы». Однако и в эти годы создавались талантливые произведения, среди них – книги А. Твардовского, В. Гроссмана, К. Паустовского, фильмы А. Довженко и С. Герасимова, картины П. Корина, П. Кончаловского и многое другое. Вторая половина 50-х–начало 60-х годов – время духовного обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страсти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили одна за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в Политехническом музее, открытие театра «Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И. Чайковского. Начали издаваться новые литературные журналы. Признанным кумиром читающей публики на протяжении 60-х годов был «Новый мир», возглавляемый А. Твардовским. После долгого перерыва увидели свет произведения А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX–начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасников картины 20–30-х годов. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Перемены в жизни страны служили импульсом для художественного осмысления событий недавнего прошлого. Большой общественный резонанс получили рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», фильмы «Тишина» (реж. В. Басов), «Чистое небо» (реж. Г. Чухрай), в которых впервые затрагивалась тема репрессий. Значительным вкладом в восстановление исторической правды, в исследование духовного мира человека стала «лейтенантская проза» – произведения о Великой Отечественной войне, созданные писателями-фронтовиками Ю. Бондаревым, В. Быковым, В. Астафьевым, К. Воробьевым, В. Богомоловым, Г. Баклановым и др. Особым вниманием читателей пользовались появившиеся в это время многочисленные публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников, которые также помогали разрушать мифы официальной истории. Большую остроту приобрела проблема взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зрения писали К. Паустовский, О. Берггольц, И. Эренбург, Л. Чуковская. Они считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нельзя социалистический реализм отождествлять со славословием политическому режиму. Однако позиции партийного руководства по вопросам культуры были противоречивы. На первых порах правдивое изображение в литературе и искусстве недавнего прошлого, поиски новых выразительных форм получили официальную поддержку и одобрение, но вскоре появились партийные документы, подтверждающие незыблемость основных положений официальной идеологии. В 1962–1963 гг. состоялся ряд встреч Н. Хрущева с представителями творческой интеллигенции, на которых он осудил поиски в области новых художественных форм, указал на недопустимость идеологического плюрализма. По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, фильма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-этических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30– 40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М. Хуциева, «Интервенция» Г. Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А. Тарковского, «Цвет граната» С. Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А. Эфроса, Ю. Любимова. Запрещались и закрывались выставки художников-нонконформистов – О. Рабина, Э. Булатова, И. Кабакова, О. Целкова, Л. Кропивницкого, М. Шемякина, В. Комара, А. Меламида, Э. Неизвестного и др. В 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским. Будущий лауреат Нобелевской премии, поэт И. Бродский был осужден за тунеядство. Началась волна вынужденной эмиграции творческой интеллигенции. Среди вынужденных эмигрантов – И. Бродский, М. Ростропович, Г. Вишневская, А. Солженицын.Идеологический диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели в 70-80-х годах к углублению конфликта между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции режиму. Одним из ее проявлений стало движение диссидентов. Основные требования движения – соблюдение прав человека, свобода слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие академик А. Сахаров, генерал П. Григоренко, писательница Л. Чуковская и многие другие деятели культуры. В литературе 70-80-х годов наиболее значительным явлением стали произведения, в которых нашли отражения сложные процессы этих лет– духовная разобщенность и трагизм повседневного существования, лишенного высокого смысла, раздвоение сознания, неспособность человека к поступку, появление новых «лишних людей». Среди них: «Предварительные итоги» и «Другая жизнь» Ю. Трифонова, «Пушкинский дом» А. Битова, «Сандро из Чегема» Ф. Искандера, «Печальный детектив» В. Астафьева, рассказы В. Шукшина. В связи с запретами ряд значительных произведений 70–80-х годов был опубликован за рубежом – «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Москва–Петушки» Вен. Ерофеева и др. Появление с конца 60-х годов многочисленных произведений, не соответствовавших канонам социалистического реализма, не только означало возникновение нового пласта в художественной культуре («неофициального искусства», искусства «катакомб», «андеграунда»), но и свидетельствовало о серьезном кризисе официального искусства. Нарастание кризисных явлений в различных сферах общественной жизни позволяет сделать вывод, что к середине 80-х годов советская система исчерпала возможности своего развития в рамках социалистической ориентации. Правящая элита в лице партноменклатуры превратилась в закрытую, оторванную от народа касту, потеряла способность находить адекватные ответы на вызовы времени. Совокупность негативных процессов стала индикатором системного кризиса. Его глубинное основание составляло тотальное отчуждение советского человека от власти и участия в управлении, от правдивой информации об общественных процессах, от личной безопасности и т.д. На этой основе сложилось отчуждение труда от потребностей индивидов и законных форм его осуществления, а в итоге – отчуждение общества от саморазвития, кризис и распад СССР.
1.3 Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период.
В эти годы режим его личной власти достиг апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось. Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946 - 1950 гг. тиражи его произведений были самыми массовыми. Архитекторы, скульпторы, художники, поэты, композиторы соревновались за право увековечить его имя. Празднование в 1949 г. 70-летия придало «вождю всех стран и народов» черты земного бога. По радио с утра до вечера исполнялись песни о нем. Его мудрость и величие восхвалялись иерархами православной церкви, что придавало культу божественный ореол. В сознании советских людей Сталин слился еще и с образом победителя. В июне 1945 г. он был удостоен титула генералиссимуса, который с петровских времен означал высшую степень военных заслуг. Поклонение ему отождествляется с патриотизмом. Образ Сталина «затмевает» партию, она отходит на задний план, утрачивают значение такие механизмы ее деятельности, как проведение съездов, пленумов, заседаний Политбюро. Фактически отмирали «уставные нормы партийной жизни». Высший орган ВКП(б) - съезд не собирался с марта 1939 г. по октябрь 1952 г. Перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 гг. было проведено лишь два его пленума). Даже Политбюро, в сущности, тоже утратило свое значение. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных «вождя», созываемое время от времени по его воле. Решения Политбюро ЦК принимались, как правило, на основе заочных опросов, а протоколы заседаний и вовсе не велись. В высшем руководстве партии в этот период принцип выборности на деле отсутствовал. Подавляющее большинство членов и кандидатов в члены ЦК партии было кооптировано. Такое же положение складывалось и на нижестоящих уровнях партийной структуры. Правда, чем ниже был уровень, тем больше было демократии, точнее, ее видимости. В первичных парторганизациях регулярно проходили собрания, которые в большинстве случаев лишь утверждали решения вышестоящих партийных органов. Реальной властью в партии пользовались освобожденные партийные работники, входившие в парткомы различных уровней. Партийные комитеты от райкомов до ЦК ВКП(б) представляли собой жесткую иерархическую структуру, исполнявшую спускаемые сверху директивы. Изменения в составе парткомитетов согласовывались в вышестоящих инстанциях. Значительным событием в жизни партии в послевоенный период стал XIX съезд ВКП(б). Он начал свою работу 5 октября 1952 г. Численность партии к этому времени составляла около 6 млн. членов и около 900 тыс. кандидатов. Более половины коммунистов были приняты в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. В повестке дня съезда стояли прежде всего экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития на 1951 - 1955 гг. Теоретическим обоснованием перспектив хозяйственного развития страны послужила работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованная в сентябре 1952 г. Съезд внес изменения в Устав партии и принял решение об переименовании Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Для переработки действовавшей с 1919 г. Программы партии, которая, по оценке съезда, в основном была выполнена, была избрана специальная комиссия, которая должна была составить новую Программу КПСС. Однако вскоре деятельность этой комиссии была прекращена. На состоявшемся после XIX съезда пленуме ЦК по предложению Сталина вместо прежнего Политбюро был сформирован расширенный Президиум в составе 25 членов и 11 кандидатов, в число которых наряду со старыми соратниками «вождя народов» было введено немало новых молодых партийных функционеров. Секретариат ЦК был также значительно обновлен и увеличен до 10 человек. Таким образом, Сталин как бы «растворил» своих приближенных среди нового руководства партии, что, несомненно, свидетельствовало о его намерении устранить их от власти. На пленуме было избрано также Бюро Президиума в составе 9 человек. Однако и из членов Бюро Сталин выделил руководящую «пятерку», в которой, кроме него, оказались Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин. После окончания войны происходило восстановление конституционных органов. По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Поскольку срок полномочий депутатов давно истек, то в марте 1946 г. прошли новые выборы. Однако Верховный Совет СССР не был фактически высшим органом власти, он лишь оформлял в виде указов принятые партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета, полномочия и компетенция которого за 1938 - 1948 гг. существенно расширились и дополнились. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, Президиум получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР. Одной из функций Президиума был контроль над работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение Верховного Совета СССР и его Президиума без распоряжения И.В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм, сессии созывались нерегулярно, от случая к случаю. Безвластие советских органов, падение их роли и значения наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Партийные органы подменяли их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов. Критические замечания депутатов о работе предприятий или учреждений оставались без последствий. Вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой. Депутаты отчитывались перед избирателями только в ходе очередных перевыборов, таким образом, нарушался основной декларированный принцип работы Советов - гласность и подотчетность. На выборах не было альтернативности, их результаты всегда были предопределены заранее и согласованы с партийным руководством соответствующего уровня.
В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). В них предусматривалось некоторое развитие демократических начал по пути построения коммунизма. Однако из-за политических интриг в верхних эшелонах власти работа над этими проектами вскоре была свернута. За годы войны еще больше обозначилось слияние партийного и государственного аппарата, изменился стиль руководства. Партийные и государственные работники занимались в основном административно-
Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры. Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950-1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного и строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой промышленности, стройматериалов, пять центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли и, наконец, пять министерств, руководивших сельским хозяйством страны. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г. в этой сфере насчитывалось 34 министерства. Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и разбуханию их аппарата. В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось II укрупненных ведомства, их штаты были сокращены. Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы: Государственная плановая комиссия (Госплан), Государственный комитет по материально-техническому снабжению народного хозяйства (Госснаб), Государственный комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника) и др. Укрепление командно-административной системы проявлялось в усилении массовых репрессий. Авторитарный режим нуждался в постоянном нагнетании и поддержании в самом партийно-административном аппарате обстановки взаимного недоверия, поиска внутренних врагов. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, огромную роль играла борьба за власть среди ближайшего окружения Сталина. В этой борьбе использовались любые средства, включая фабрикацию уголовных дел. Так, например, сфабрикованное в 1949 г. «ленинградское дело» связано с именами ближайших соратников И.В. Сталина - Г.М. Маленковым, Л.П. Берией, М.Ф. Шкирятовым, В.С. Абакумовым и др. Оно способствовало устранению части молодых партийных и государственных работников, выдвинувшихся на руководящие посты в годы войны и в первые послевоенные годы. Жертвами «дела» стали сотни людей, в том числе члены Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК ВКП(б). 1 октября 1950 г. военная коллегия Верховного Суда СССР с ведома и одобрения Сталина приговорила к расстрелу академика Н.А. Вознесенского - члена Политбюро, заместителя председателя СМ СССР, председателя Госплана СССР; А.А. Кузнецова - члена Оргбюро, секретаря ЦК, руководителя (совместно с А.А. Ждановым) обороны Ленинграда в годы войны; М.И. Родионова - члена Оргбюро ЦК ВКП(б), председателя СМ РСФСР; П.С. Попкова - кандидата в члены ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского обкома и горкома партии; Я.Ф. Капустина - второго секретаря Ленинградского горкома партии; П.Г. Лазутина - председателя Ленинградского горисполкома. Всем осужденным было предъявлено обвинение в создании антипартийной группы, в подрывной деятельности, направленной на превращение Ленинградской партийной организации в опору для борьбы с партией и ее ЦК. Во-вторых, за годы войны возросли самостоятельность и ответственность местных руководителей. Переход к мирной жизни сопровождался стремлением центра подавить какую бы то ни было инициативу, установить мелочную опеку. Репрессиям по «ленинградскому делу» подверглись, например, все руководители обкома и горкома партии, районных парторганизаций Ленинграда и области, почти все советские и государственные деятели, выдвинутые после войны из Ленинграда на руководящую работу в центральный партийный и советский аппарат, в другие областные организации ВКП(б). Только в Ленинграде в 1949 - 1952 гг. от работы были освобождены более 2 тыс. коммунистов. После расправы над «центральной группой» в 1950 г. состоялись судебные процессы в различных регионах страны. «Дело» приобретало все больший размах, появились «дело Смольнинского района», «дело Дзержинского района» и др. Обстановку изменила смерть Сталина, и уже 30 апреля 1954 г. Верховный Суд СССР реабилитировал часть осужденных по «ленинградскому делу». По такой же отработанной схеме развивалось и «мингрельское дело», нанесшее в 1951 г. удар по грузинской партийной организации. Оно было построено на версии о существовании в Грузии «мингрело-националистической группы», связанной с парижским центром грузинской эмиграции и ставящей целью ликвидировать советскую власть в Грузии. Были сняты со своих должностей и арестованы многие руководящие партийные и советские работники, подверглись репрессиям тысячи ни в чем не повинных людей. В-третьих, победа над фашизмом обострила у советских людей чувства национального и личного достоинства, изменила морально-психологическую атмосферу в обществе. Люди больше не хотели быть послушными «винтиками» в огромном механизме. Это противоречило сущности функционирования тоталитарного государства. С помощью репрессий оно пыталось восстановить идеологический контроль над обществом. Борьба за умы советских людей в конце 1940-х гг. развернулась под знаком борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед достижениями культуры Запада. Космополитами были объявлены представители интеллигенции, в деятельности которых можно было заметить «преклонение перед всем западным». Борьба с космополитизмом вылилась в крупномасштабную пропагандистскую кампанию. Особенно она затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества, в том, что они принижают роль СССР в мировом историческом процессе. Все это сопровождалось административными мерами и «проработками» известных ученых. Подобные «дискуссии» ЦК партии провел по вопросам философии, политэкономии и языкознания. А.А. Жданов - «главный идеолог партии» - призывал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». Идеологический нажим на интеллигенцию в конце 1940-х годов по имени его организатора получил название «ждановщины». В 1946-1948 гг. был принят ряд постановлений ЦК по вопросам литературы и искусства. В августе 1946 г. вышло постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В нем оскорбительной критике было подвергнуто творчество А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Поводом для него послужила публикация в журнале «Мурзилка» рассказа М.М. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Творчество этих авторов было признано несовместимым с социалистическим мировоззрением, в их адрес звучали политические обвинения. На судьбах многих деятелей культуры тяжело отразились и такие постановления ЦК партии, как «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» и др. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, политические оценки художественного творчества способствовали укреплению авторитарного режима.
1.4 Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
На протяжении 40–80-х годов ориентация общества на построение коммунизма как главной цели развития сохранялась. Это не значит, что в официальной идеологии не происходило никаких изменений, однако они имели частный характер, не затрагивали ее основных выводов и положений. При этом постепенно усиливалась обратная зависимость теории и практики: если раньше социальная действительность конструировалась в соответствии с идеологическими представлениями, то на последних этапах существования советской системы социально-экономическая и политическая реальности заставляли разрабатывать соответствующие им теоретические конструкции. Так, в конце 60-х годов, когда стала очевидной несостоятельность третьей партийной программы, обещавшей построить коммунизм за 20 лет, была разработана концепция «развитого социалистического общества». Она ориентировала общество на гораздо более длительное, постепенное движение к коммунизму. Война с гитлеровской Германией потребовала предельной мобилизации, крайнего напряжения всех сил для защиты страны. В этих условиях власть впервые использовала не только традиционные для нее классовые лозунги, призывая к защите завоеваний социализма, но и национально-патриотические. Война с Германией была объявлена священной войной в защиту Отечества, впервые изменились однозначно негативные оценки дореволюционной истории России, началась пропаганда традиций отечественного военного искусства, побед русского оружия. Для расширения своей социальной опоры, особенно в деревне, власть сочла необходимым опереться не только на национальные традиции, но и на религиозные чувства людей. Это привело к смягчению государственной политики по отношению к церкви. И наконец, в годы войны впервые общечеловеческие, национально-государственные интересы были поставлены наравне с классовыми, была продемонстрирована возможность успешного сотрудничества государств с различным общественно-политическим строем. Оценивая эффективность политического руководства в годы войны, некоторые историки приходят к выводу, что советская система потерпела сокрушительное поражение, оказалась неспособной своевременно найти оптимальные решения стоящих перед страной задач. Действительно, поражения 1941-1942 гг. были следствием ошибок и просчетов предвоенной политики. Однако вывод о полной несостоятельности системы вызывает сомнение. Политический режим оказал противоречивое воздействие на ситуацию в те годы. Вначале общество как бы пожинало результаты неэффективности действия системы в условиях очень сложной предвоенной ситуации, которая требовала одновременного решения сразу нескольких задач на основе взвешенного анализа, т.е. того, что было несвойственно советской политической системе. В годы войны ситуация упростилась, обозначилась единая цель общества – спасение Отечества. Советская система, которая изначально складывалась как система реализации одной или очень немногих целей, признававшихся общественно значимыми, в годы войны оказалась достаточно эффективной, позволила быстро сконцентрировать усилия общества на решении военных задач. На время исчез разрыв между властью и народом. Стремление системы к защите самой себя совпадало с интересами народа, причем тем больше, чем энергичнее власть сражалась за свои завоевания. В сочетании всенародного порыва и организующей силы руководства и заключалось главное условие победы. Она серьезно укрепила авторитет Сталина, коммунистической партии, всей системы в целом, причем не только внутри страны, но и в мире. Размышляя об этом, философ Г. Федотов писал: «Наши предки, общаясь с иностранцами, должны, были краснеть за свое самодержавие и свое крепостное право. Если бы они встретили повсеместно такое же раболепное отношение к русскому царю, какое проявляют к Сталину Европа и Америка, им не пришло бы в голову задуматься над недостатками в своем доме». Писатель-фронтовик Ф. Абрамов точно передал настроение тех лет: «Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальная, и не только не стали улучшать ее, а наоборот, стали еще больше догматизировать». Победа принесла дух свободы, но одновременно создала психологические механизмы, которые блокировали его дальнейшее развитие.
Задачи восстановления экономики, налаживания нормальной мирной жизни власть начала решать в условиях высокого кредита доверия со стороны народа. Однако постепенно сложившаяся в годы войны общность «народ–власть» начала раскалываться. Это происходило по мере формирования комплекса «обманутых надежд» снизу и обозначения признаков кризиса правящей элиты. Последний проявился в том, что в изменившихся условиях власть попыталась сохранить прежние формы и методы управления, рассчитанные на экстремальные условия. Но поскольку война уже закончилась, власть вынуждена была искусственно создавать атмосферу чрезвычайности, разыгрывая вновь карту военной угрозы, организовав ряд пропагандистских кампаний, которые нагнетали подозрительность, недоверие, заставляли искать внутренних врагов. Холодная война, борьба против «низкопоклонства» перед Западом перечеркнули результаты сотрудничества с союзниками по антигитлеровской коалиции. Начался новый виток репрессий, который остановила только смерть Сталина. Период 50-60-х годов – чрезвычайно сложный, драматический в развитии советского общества. В это время были предприняты попытки обновить различные стороны общественной жизни. Необходимость перемен была очевидна для нового руководства, однако правящая элита считала, что нужны лишь частичные реформы, которые бы устранили негативные явления в экономике, социально-политической, культурной сферах. Жизнеспособность советской системы в целом сомнению не подвергалась, цель (построение коммунизма) оставалась неизменной. Отсюда – половинчатость, непоследовательность в проведении реформ. Советские лидеры 50-60-х годов – Н. Хрущев, Г. Маленков, В. Молотов – принадлежали к тому поколению советских руководителей, чье мировоззрение формировалось в годы гражданской войны, они составляли костяк «сталинской гвардии». В 60-70-е годы ключевая роль в управлении советским обществом, определение характера и темпов его развития переходят к «новому классу» – классу управляющих. После отстранения от власти Хрущева происходит окончательное оформление этой социальной группы как мощной политической силы. Имея большие льготы и полномочия, высший слой партийных и хозяйственных функционеров был до середины 50-х годов лишен личной безопасности, испытывая страх за свою судьбу и карьеру. Сталин репрессиями и подачками держал номенклатуру в узде, блокировал ее стремление окончательно превратить власть в собственность. После его смерти правящая элита освобождается от страха за свою жизнь, обретает стабильность. Основная часть аппарата 60-80-х годов – люди, начинавшие карьеру уже после репрессий 30-х годов. Они не были фанатиками социалистической идеи, марксистская идеология была для них лишь привычной риторикой. Стремясь к стабилизации, советское руководство в 70-80-е годы вступило на путь свертывания критики сталинизма, полагая, что дальнейшее углубление этой темы породит сложности во внутриполитической жизни страны. Теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему полностью тождественной общественному строю, а любые попытки ее обновления трактовать как покушение на социализм не позволили осуществить изменения в политической системе в годы брежневского правления. С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус коммунистическая партия, хотя формально она остается стержнем политической системы, более того – делается вывод о «возрастании руководящей роли партии». На деле реальная власть была сосредоточена в исполнительных органах партии, в руках номенклатуры. Правящая элита стала закрытой социальной группой, заинтересованной в сохранении собственной власти, а не в решении назревших общественных проблем. Система управления становилась все более громоздкой, неповоротливой, малоэффективной. Например, за брежневское двадцатилетие число общесоюзных и республиканских министров выросло с 29 до 160. Закрытость советской системы, недемократичность, отсутствие обратной связи между властью и народом породили ее глубокий кризис, а затем и разложение.