Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:33, реферат
Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов. Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. В 1946-1947 гг. по поручению Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б).
1.Общественно- политическая и культурная жизнь страны. Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период. Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
1.1 Общественно- политическая жизнь страны.
1.2 Общественно культурная жизнь страны.
1.3 Ужесточение режима личной власти Сталина в послевоенный период.
1.4 Идеологические кампании и репрессии второй половины 40х- начала 50х годов.
2.Августовские события 1991г, их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране.
Идеологические репрессии. Советскому руководству особенно много хлопот доставляла интеллигенция. Это была сила, способная указать обществу на необходимость преобразования существующего строя. Власти решили усилить идеологический и политический контроль над интеллигенцией, который в годы войны осуществлялся слабо. С лета 1946 года развернулась широкая идеологическая атака, предпринятая советским руководством якобы против тех, кто идеализировал капиталистический образ жизни и преклонялся перед Западом. Любое свободное мышление, которое не укладывалось в рамки коммунистической идеологии, считалось враждебной, буржуазной идеологией, неприемлемой для советского гражданина. Началом идеологических репрессий в художественной литературе и искусстве стало решение, принятое Центральным Комитетом Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в 1946 году по поводу журналов «Звезда» и «Ленинград». Редакции этих журналов обвинялись в печатании аполитичных, безыдейных и идеологически вредных произведений. Нападкам особенно подверглись произведения писателя Михаила Зощенко и поэтессы Анны Ахматовой. Центральный Комитет Коммунистической партии Грузии, который всегда покорно и усердно выполнял указания Москвы, в том же 1946 году провел заседание с участием редколлегии журнала «Мнатоби» и руководства Союза писателей Грузии. Ясно, что заседание «выявило» в работе журнала «Мнатоби» те же «ошибки и недостатки», на которые указывались в журнале «Звезда» и «Ленинград» и постановило «преобразовать» работу журнала. Руководство Грузии точь-в-точь повторяло принятые в Москве постановления и сразу же начинались поиски «пороков» в грузинской действительности. Идеологические репрессии проникли и в науку. В тот период господствовал своеобразный феномен – творческие дискуссии, во время которых советское руководство навязывало свои, в большинстве своем, антинаучные воззрения. В период таких дискуссий тяжелый удар испытали на себе и грузинские исследователи. Приспешники коммунистической идеологии с недоверием относились к грузинским ученым. Они обвиняли их в попытке насаждения буржуазной идеологии и в национализме.
2. Политические репрессии. Политические репрессии 50-х годов XX века были направлены в первую очередь против интеллигенции. И это было не случайно. Грузинская интеллигенция всегда вызывала недоверие у советского руководства и поэтому оно подозрительно относилось к ней, считая ее носительницей идеологии буржуазного «национализма», т.е. враждебной для советской власти силой. Грузинская интеллигенция не избежала политической расправы и в послевоенные годы, когда в ней особенно сильно бушевали национально-патриотические чувства. Аресту подвергались по малейшему обвинению в участии в «националистическом» движении. Следствие велось за закрытыми дверями (иногда и вовсе не было следствия). Часто личность осужденного не разглашалась и держалась в тайне. В 1948 году было арестовано 11 студентов Тбилисского государственного университета. 9 из них были осуждены и приговорены к 25 годам тюремного заключения. Это были: Джиджадзе Шота, Меладзе Алеко, Цинцадзе Жорес (Георгий), Залдастанишвили Тенгиз, Пачкория Отиа, Магулария Гиви и другие. Их вина заключалась в том, что они боролись против советского оккупационного режима. Власти всячески стремились ослабить национальное движение и подавляли всякое проявление антисоветизма со стороны грузинской интеллигенции. Особо опасную силу в создании «нежелательной атмосферы» правительство усматривало в бывших военнопленных, вернувшихся из-за границы и в родственниках эмигрантов. Эти люди владели информацией о жизни на Западе и могли рассказать об этом окружающим, своим близким и знакомым. В конце 1951 года был тайно разработан план выселения этих людей из Грузии. В число «нежелательных элементов» попали и совершенно невинные люди. Операция по выселению была осуществлена за одну ночь – 25 декабря 1951 года. В специально подготовленные железнодорожные эшелоны, стоявшие в Тбилиси, Кутаиси, Сухуми и Батуми, было загнано около 20 тысяч человек, среди них женщины, старики и дети, и отправлены в Среднюю Азию и Казахстан. Часть из этих людей погибла в пути, другая часть – в Средней Азии и Казахстане, а оставшиеся в живых получили право возвращения на родину лишь в 1954 году. Большую часть насильственно переселенных лиц составляла интеллигенция и члены их семей. Всех их определили на работу в колхозы и совхозы простыми рабочими и служащими. В конце 1951 года началось т.н. «Мегрельское дело», которое не до конца раскрыто по сей день. Это дело было сфабриковано по инициативе Иосифа Сталина и при его непосредственном участии. В последние годы своего правления Сталин с подозрением следил за Лавренти Берией, безудержно стремившегося к власти, и решил его убрать с дороги, поэтому существует предположение, что «Мегрельское дело» было специально подготовлено против Берии. Было составлено немало ложных обвинений по отношению к группе руководящих работников мегрельского происхождения. Им помимо «мегрельского национализма» предъявили обвинение в попытке отделения Грузии от Советского Союза и присоединения к Турции, а также в связи с иностранной разведкой. Под арест были взяты: Михаил Барамия, Нино Жвания, Александр Мирцхулава и другие партийные работники мегрельского происхождения. Грузинская общественность прекрасно осознавала, что т.н. «Мегрельское дело» - это провокация, но в условиях тотальной диктатуры вслух выразить свой протест никто не решался. События, происшедшие в начале 50-х годов, еще раз показали, что политическое, экономическое, социальное и культурное положение страны требует проведения коренных преобразований.
2.Августовские события 1991г, их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране.
Распад СССР – событие всемирно-исторического значения, многообразие сложных и противоречивых последствий которого еще не получило адекватного отражения в исторической науке. Между тем кризисное состояние современного российского социума диктует необходимость формирования реалистичного взгляда на действительность и анализа истоков существующих здесь проблем, что является обязательной предпосылкой их эффективного решения. Сказанное в полной мере относится и к сфере общественного сознания новой России. К осени 1990 г. Уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее – и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны – не была решена ни одна из трех вставших после 1985 г. Ключевых проблем:
проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;
проблема создания рыночной экономики;
проблема федеративного договора.
Три названные выше проблемы господствовали в политических дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили катализатором политического кризиса. С точки зрения политического анализа год с осени 1990 г. до зимы 1991 г. делится на три части:
* период до подписания 23 апреля 1991 г. Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) документа, известного как «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между председателем Верховного Совета России Б. Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и президентом СССР М. Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже независимости.
* период, с конца апреля 1991 г., отмеченный своего рода «перемирием», казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать к использованию консервативных сил для создания «противовеса» Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот.
* период после провала путча 19-21 августа 1991 г., когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрету КПСС. Менее чем за четыре месяца на месте прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое геополитическое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ).
Политические, экономические, социальные процессы. Августовский кризис 1991 г., открывший этап прямого развала СССР, снял противостояние российской и союзной властей. Вместе с тем руководство России оказалось в ситуации, когда союзный центр, на который можно было свалить всю вину за углубление кризиса, уже не служил препятствием для проведения реформ. Выбору антикризисной стратегии экономического развития Российской Федерации руководство России уделяло в этих условиях первостепенное внимание. 1991 год – последний год существования СССР – стал периодом, когда резко сократились основные показатели развития экономики страны. На 11% сократился национальный доход, на 13% – объем валового внутреннего продукта. Сокращения производства произошли и в промышленном, и в аграрном секторах экономики. Особенно опасным было сокращение почти на четверть зерна. Кризис испытывали и наши внешнеэкономические отношения. Внешнеторговый оборот за 1991 г. Сократился на 37%, при этом снижение экспорта составило 35%, а импорта – 46%. Ситуацию в экономике страны серьезно осложняла и политика властей в социальной сфере, приводившая к росту не обеспеченных реальными продуктами доходов населения. Несмотря на падение производства, денежные доходы населения выросли в 2 раза, прибыль предприятий в 1,9 раза. В результате выпуск денег в обращение за 1991 г. В 4,4 раза превзошел размеры предшествующего года, что значительно обострило ситуацию на потребительском рынке. Основная часть продуктов питания и потребительских товаров перешла в разряд дефицитных. Рубль не имел ни товарного, ни золотовалютного обеспечения, что приводило к его ослаблению, дальнейшему нарастанию дефицита, стремлению населения избавится от неустойчивой национальной валюты. Все большее хождение получает американский доллар, используемы в качестве твердой валюты. Многие предприятия во взаимных отношениях отказываются от использования рубля и переходят на бартерный обмен товарами. Всеобщий дефицит приводит к тому, что в ряде городов осуществляется переход к талонно-карточной системе распределения продовольственных товаров и товаров народного потребления. Региональные власти стремятся закрыть потребительский рынок своих регионов от жителей соседних областей. Ограничение межрегионального обмена вело к началу распада единого экономического пространства России. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сфере продовольственного обеспечения населения. На начало 1992 г. около 60 регионов страны не имели достаточных продовольственных запасов зерна. При потребности населения 5 млн. т зерна в месяц страна обладала ресурсами продовольственного зерна только в 3 млн. т в месяц. Для спасения населения от голода необходимы были закупки зерна за границей, что требовало серьезных финансовых ресурсов. Внешний долг страны в 1991 г. вырос до 76 млрд. долл. За 1989-1991 гг. из страны было вывезено более 1000 т золота. Остаток золота в государственных хранилищах составлял лишь 289,2 т.
Национальные процессы. Непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Неспособность центральных властей справится с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Недовольство усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. Переход к ответственной политике в сфере внутрифедеративных отношений был ознаменован достаточно энергичной попыткой разрыва с предыдущим этапом. Однако безболезненного перехода не получилось; в конечном счете, здесь сложился комплекс запутанных проблем, в их числе был и «завязанный» именно осенью 1991 г. Чеченский «узел». Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.
Список литературы:
1. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, История России,учебник. Москва «Проспект».2001.
2. М.К.Капустин. Культура и власть.Москва.2002.
3. История России ХХ век. Ред. Дмитренко. - М.: АСТ, 1998, -607с.
4. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. 2. ред. Киселев. - М.: Владос, 1998, - 446с.