Тенденция к установлению
самодержавной власти царя проявилась
и в победе
Алексея Михайловича
над патриархом Никоном, стремившемся
активно вмешиваться в управление
государственными делами. Тенденция
к усилению самодержавной власти
проявилась и в ряде других
мероприятий. Начиная с 1653 г., практически
прекратился созыв Земских соборов.
Проводилось слияние и реорганизация
приказов, подчинение их одному
лицу. Так, например, тесть царя
И.Д.Милославский руководил работой
пяти приказов, а Посольскому
приказу были подчинены 9 приказов,
ведавших присоединенными территориями.
Правительство пыталось
реорганизовать и управление
на местах. Россия делилась на
250 уездов, во главе которых стояли
воеводы. Во второй половине
XVII в. некоторые уезды
стали объединять под властью
одного воеводы в так называемые
разряды: Рязанский, Украинский,
Новгородский и т.д. С 1613 г. 33
города России получили воеводское
управление. В руках воевод, назначаемых
правительством, была сосредоточена
административная, судебная и военная
власть, надзор за сбором налогов
и податей. В XVI в. остро встал
вопрос о реформировании вооруженных
сил России. Падала боеспособность
стрелецкого войска. Стрельцы по
многу лет не получали от
государства денежного жалованья.
Источником жизни для них и
их семей были занятия торговой
и ремесленной деятельностью,
которые им были разрешены еще в
XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов
от своих занятий. Кроме того, стрельцы
платили государственные налоги со своих
торгов и промыслов, что сближало их по
интересам с посадским населением городов.
Командиры полков часто
использовали стрельцов для работы
в своих хозяйствах. Все это
делало для стрельцов военную
службу обременительным занятием.
Дворянское ополчение несло службу
на тех же началах, что и
в XVI в. Но если в XVI и первой
половине XVII в. военная служба
все-таки была стимулом для
дворянства, то к концу XVII в.
она стала для большинства
весьма обременительной. Они всячески
уклонялись от службы. Кроме того,
дворяне были плохо обучены
ведению военных действий. Уже
в первой половине века в
связи с этим началось формирование
полков нового строя — рейтарских
и драгунских. Они формировались
на основе принудительного набора
"даточных людей", когда от 100
дворов на пожизненную службу
в этих полках брали одного
человека. К концу XVII в. полки
нового строя стали играть
значительную роль в вооруженных
силах России.
8. Реформы государственного
аппарата в 1 четверти 18 века.
Причины реформ: 1. Социально-экономическое,
политическое и культурное отставание
России от Западной Европы. 2. Ослабление
международного положения России.
Угроза потери независимости.
Особенности преобразований
в России. 1. Проводились по европейскому
образцу
(Швеция). 2.Охватили все
сферы деятельности и жизни
общества. 3. Проходили на базе
государственной системы крепостного
права.4. Отсутствие системы в
проведении реформ. 5. Жесткий курс
и быстрый темп реформ. 6. Зависимость
внутренней политики от внешней.
Петровские преобразования
были направлены на европеизацию
внутренней жизни российского
общества и модернизацию социально-экономического
и государственного строя России.
22 февраля 1711 г. Петр I учредил
Правительствующий Сенат, заменивший
Боярскую Думу (боярство
постепенно вымерло). Сенат, состоявший
из 9 членов, был высшим правительственным
учреждением в стране, но вся
законодательная власть принадлежала
царю. Этот орган власти разрастался,
и к концу царствования Петр
перешел к иным формам контроля
над этим органом. Вместо дежурных
штаб-офицеров гвардии он назначил
при Сенате высшего чиновника
- генерал-прокурора. С 1714 г. возник
еще особый институт фискалов,
которые должны были бороться
с злоупотреблениями чиновников.
Фискалы подчинялись только особому
лицу, находившемуся при Сенате
генерал-обер-фискалу. Для контроля
за самим Сенатом в 1715 г.
был назначен специальный генерал-
ревизор. В 1718 г. были ликвидированы
старые приказы и взамен их
введены коллегии. Было учреждено
всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных
дел";
2) Коллегия военных дел;
3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским
делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором
государственных доходов); 5)
Штатс-коллегия (ведавшая
государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия;
7) Берг-коллсгия (ведавшая
горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия
(ведавшая всей остальной
промышленностью); 9) Коммерц-коллегия
(ведавшая торговлей). Несколько
позднее были учреждены Вотчинная
коллегия, которая ведала делами
Поместного приказа, и Юстиц-коллегия.
Во главе каждой коллегии стоял
президент, при нем вице-президент,
несколько коллежских советников
и асессоров. В каждой коллегии
была канцелярия во главе с
коллежским асессором и архивариусом.
Большое значение имела личная
канцелярия Петра, которая называлась
"Кабинетом".
Произошли изменения
в сословиях. Служилые по отечеству
распались на дворян
(высшее сословие) и однодворцев.
Служилые по прибору распались
на государственных крестьян
и гарнизонные войска (каждый
город должен иметь свой гарнизон).
Позже однодворцы вошли в состав
государственных крестьян.
"Табель о рангах"
вводила в обиход 14 рангов. Все
чины первых восьми рангов
давали права потомственного
дворянства. Вместо "породы" и
"знатности" основными
условиями прохождения служебной
лестницы сделались пригодность
к службе и личные способности.
Дворяне отнюдь не всегда были
довольны этими мероприятиями
правительства. Им не нравились
ежегодные смотры, отправка за
границу для изучения разного
рода наук. Но объективно все
эти меры служили усилению
дворянского сословия, хотя и
способствовали своего рода "закрепощению"
его. Были проведены меры и
в интересах купечества, городских
жителей. В 1720 г. был учрежден
Главный магистрат.
Изданный в 1721 г.
регламент Главного магистрата
разделил всех жителей города
на "регулярных" и "нерегулярных"
граждан. Первые, в свою очередь,
делились на две гильдии: в
первую входили крупные купцы,
промышленники, банкиры: вторая
состояла из мелких торговцев
и ремесленников. Все же остальное
население получило название - "подлые
люди".
Проведена реформа
крестьянского сословия. Оно распалось
на государственных крестьян (однодворцы,
часть служилых по прибору,
черносошные крестьяне) и крепостное
(холопы, дворовые – работали
при дворе, крепостные рабочие
– при мануфактуре, крестьяне
– на земле).
В 1724г проведена
перепись населения и была
введена подушная повинность.
После переписи была
введена паспортная система.
Ломке было подвергнуто
и все областное управление. В
1708 г. вся страна была разделена
на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую,
Киевскую,
Смоленскую, Архангельскую,
Казанскую, Азовскую и Сибирскую.
Позднее были образованы еще
три новые губернии: Нижегородская,
Астраханская и Рижская, а
Смоленская была расформирована.
Во главе губернии стоял губернатор
с весьма широкими полномочиями.
У губернатора был свой штат
помощников. В 1713 г. была сделана
попытка создать при губернаторе
"консилиум"(совет) из местных
дворян. В 1719 г. областная реформа
получила дальнейшее свое развитие:
основной административной единицей
на местах стала провинция. Всего
было образовано 50 провинций. Во главе
каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся
в зависимости от губернатора.
Создание собственной
промышленности государство сочетало
с организацией собственной торговли,
а для захвата торговли применялся
такой примитивный, но действенный
способ, кяк введение монополий
на заготовку и сбыт определенных
товаров как внутри ее, так
и вне их. Первой была введена
монополия на соль, но особое
значение приобрела монополия
на продажу товаров за границу.
9. Государственная власть
в период дворцовых переворотов
середины 18 века.
28 января 1725 г. скончался
Петр I. В 1722 г. в связи с делом
царевича
Алексея и ранней
смертью сыновей Петра от брака
с Екатериной он издал указ,
по которому престол должен
был наследовать человек, указанный
в завещании императора. Петр
такого завещания не оставил.
С этого момента престол становится
объектом борьбы различных придворных
группировок, в которой огромную
роль играла гвардия. История
России с 1725 по 1762 г. ознаменована
рядом дворцовых переворотов.
Они совершались с необыкновенной
легкостью, так как не меняли
природы самодержавия. Речь шла
о переходе власти от одной
дворянской группировки к другой.
Борьба за власть не меняла
основу организации политической
жизни общества. Так, в царствование
Екатерины I
(1725 — 1727 гг.) и первые
месяцы царствования Петра II (1727
— 1730 гг.) во главе государственного
управления фактически был Меньшиков.
С конца 1727 по февраль 1730 г.
власть удерживали представители
вельможной аристократии, стоявшие
во главе Верховного Тайного
совета, заменившего Сенат (Голицын,
Долгоруковы).
Правление Анны Иоановны
(1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича
(1740 — 1741 гг.), правившего при регентстве
его матери Анны Леопольдовны,
характерны засилием всякого
рода иностранных авантюристов.
Например, правление Анны называют
бироновщиной, по имени герцога
Бирона, бывшего при ней фактическим
правителем России. Восшествие на
престол в ноябре 1741 г. Елизаветы
Петровны привело к
перевесу при дворе русских
дворян. Среди них наиболее видную
роль играли фавориты императрицы
Разумовские, Шуваловы. Наследником
Елизаветы стал ее
племянник, сын герцога Голштинского
Петр III Федорович
(1761 — 1762 гг.). Он был
внуком Петра I и Карла XII. Петр
III с первых дней начал проводить
политику, чуждую русскому дворянству.
Это грозило новой бироновщиной.
Поэтому в июне 1762 г. гвардия
совершила очередной переворот
и возвела на престол жену
Петра III — Екатерину II.
В условиях частых
дворцовых переворотов и смен
лиц, стоявших во главе государственного
правления, конечно, не могло
идти речи о продолжении крупных
реформ, осуществленных в царствование
Петра I (такие реформы будут
проведены только Екатериной II).
Правительства, сменявшие друг
друга, ограничивали свою деятельность
решением текущих вопросов. Ведущее
место в политике заняло осуществление
ряда мер, направленных на расширение
прав и привилегий дворянства. Главный
магистрат уничтожается, а губернские
и городовые магистраты подчиняются воеводам.
Облегчается служба дворян, им разрешается
заводить мануфактуры.
10. Реформы государственного
управления во второй половине
18 века.
После смерти Петра
Первого в стране были созданы
органы, ограничивающие власть государя.
С 1725 – 1730 – верховный
тайный совет;
С 1730 – 1740 – кабинет
министров;
С 1740 – 1762 – конференция
при высочайшем дворе.
Во второй половине
18 века проведена областная реформа
– 1775г. Суть – губернии составлялись,
исходя из численности податного
населения. В губернии 300 – 400 тыс
жителей, для уезда – 20 –
30 тыс. Многие села и слободы
были превращены в уездные
города.
Порядок управления
губернией и городом:
Во главе стоял губернатор,
создавалась казенная палата, которой
руководил вице-губернатор (вопросы
финансов и промышленности).
Создавался гражданский
и уголовный суд, который осуществлял
надзор за низшими судами губернии.
Был создан верхнеземский суд
для дворян, губернский магистрат
– для горожан; верхняя расправа
– суд над государственными
крестьянами. Совестный суд –
суд над малолетними и умалишенными.
Создан приказ общественного
презрения, он управлял школами,
больницами, тюрьмами. Постепенно все
коллегии закрылись и были
заменены губернским правлением.
Городское население
делилось на именитых граждан
(банкиры, гор. интеллегенция –
они освобождались от телесных
наказаний) и мещан
(ремесленники, городские
старожилы и домовладельцы).
В городах была создана
шестигласная Дума как постоянный
исполнительный орган; она состояла
из городской главы и шестигласных.
Они ведали текущим управлением
города.
Была создана общая
городская Дума. Она избирала
членов шестигласной Думы.
Губернские магистраты
выполняли судебную и административную
функции.
11.Система государственной
власти в 1 четверти 19 века.
В начале 19 века была
предпринята реформа высшего
управления. В 1801г был образован
непременный совет (постоянный) в
качестве совещательного органа
при императоре. Состав совета
назначался самим императором
из числа высших чиновников. Сенат
был восстановлен в правах
высшего судебно- административного
органа с титулом «правительствующий».
В свои руки он получил высшую
административную, судебную и исполнительную
власть. Сенат был разделен на
9 департаментов. Святейший сенод управлялся
обер- прокурором, который выбирался из
числа гражданских лиц; его назначал император.
Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось
на заседания сенода. Это означало полное
подчинение духовной власти светской.