Общественно-племенное устройство восточных славян в догосударственный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь. Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-

200 отдельных племен. Это поляне, кривичи, древляне, уличи и тиверцы, вятичи, волыняне, дреговичи, северяне, радимичи, ильменские славяне

(словене).

Файлы: 1 файл

история гос управления в россии.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

 С 1802 – 1811гг была  проведена министерская реформа.  Ее целью было сделать министерство  высшим органом исполнительной  власти. Было создано 8 министерств:  военное, морское, иностранных  дел, коммерции, юстиции, внутренних  дел, просвещения и финансов. Вскоре  – министерство императорского  двора и уделов. Каждое министерство  получило единообразное устройство. Во главе был министр и его  товарищ (заместитель). Министерство  делилось на департаменты во  главе с директором департамента. Департамент делился на отделения  во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы  во главе со столоначальником.

 В основе деятельности  министерств лежал принцип единоначалия  и и строгое подчинение низшего  высшему. Министр назначался императором  и был ответственен только  перед ним. Министерство входило  в состав сената. В январе 1810 года  был создан государственный совет.  Он стал связующим звеном между  законодательной, судебной, исполнительной  властью и монархом.

 Государственный совет  состоял из общего собрания 4 департаментов:  законов, военных, гражданских  и духовных дел, государственной  экономии.

 

12. Укрепление государственного  аппарата во 2-ой четверти 19в.

 Во 2-ой четверти 19 века  с 25 – 55гг правит Николай  I. За время его правления возрастает  роль собственного Его Императорского  Величества.

1. Канцелярия делится  на следующие отделения:

1-ое отделение готовило  бумаги для императора и рассматривало  почту на его имя, следило  за исполнением по ним распоряжений  Императора.

 Существовало с 1812г.

2-ое отделение занималось  кодификацией законов (объединением  законов).

 Существовало с 1826г.

3-е - высшая полиция.  Она следила за политическим  настроем в обществе.

 Страна была поделена  на 8 округов во главе с жандармами. Существовало с

1826г.

4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными  учреждениями (Ведомство Императрицы  Марии). Существовало с 1826г.

5-ое – Временное отделение  – занималось реформированием  деревни.

 Существовало с 1835г.

6-ое – Временное –  управляло территорией Закавказья. Существовало с

1843г.

 

2. Укрепление сословий.

 В 1832г был издан  указ об ограничении проникновения  с среду дворянства буржуазных  элементов. Для них была создана  новая сословная категория почетных  граждан двух степеней:

 

- потомственные почетные  граждане 1 степени (дети дворян, дети церковнослужителей, получивших  образование, крупные предприниматели,  купцы 1 гильдии, ученые и художники)

 

- личные почетные граждане 2-ой степени (низшие чиновники,  лица, окончившие вузы, дети церковников  без образования).

 Зарождающаяся буржуазия  или предприниматели были поставлены  в сословные рамки.

1845г – указ, который  ограничивал приобретение дворянства  через выслугу.

 

13. Реформы 60-70-х годов  19 века. Развитие системы местного  самоуправления.

1) Земская реформа январь 1864 года

 Земства учереждались  как волостные органы местного  самоуправления в уездах и  губерниях. Избирательная система  земств строилась по принципу  имущественного ценза – по  куриям. Существовало три курии:

1.Земледельческая (все  землевладельцы уезда, владевшие  землей от 200 до

800 десятин или недвижимой  собственностью).

2.Городская (входили собственники  городских промышленностей и  торговых заведений с оборотом  не ниже 6 000 рублей в год).

3.Сельские крестьянские  общества. Здесь выборы – многоступенчатые.

 Общества выбирают  представителей на волостных  сходах, а они – выборщиков  для участия в уездном съезде.

 Выбранные в земства  назывались гласные. Земские органы  делились на распорядительные  и исполнительные. Распорядительные  органы – собрания гласных,  они заседали раз в год.

 Исполнительные – земские  управы, они состояли из председателя  и нескольких членов управления. Выборы в земства проводились  раз в три года.

 В ведомство земств  входило местное хозяйство, распределение  государственных податей, назначение  местных сборов, устройство благотворительных  учреждений, здравоохранение и народное  образование.

 Ограничения в деятельности  земств.

1.Не было создано центрального  органа земского управления.

2.В земствах запрещалось  обсуждать вопросы, не относящиеся  к их компетенции. Ограничивалась  публичная деятельность земств: земские журналы и доклады  проходили через цензуру.

3.Не дозволялось общаться  между собой различным корпорациям  земских губерний.

 

2) Июль 1870 года – городская  реформа.

 В городах создавались  волостные органы общественного  управления, избираемые на основе  имущественного ценза. Избирателями  становились купцы, промышленники  данного города, владельцы недвижимости.

 Избиратели делились  на три курии:

1.Крупные налогоплательщики;

2. Средние;

3.Мелкие.

 Все курии избирали  равное число гласных в думу. Распорядительным органом стала  городская дума, а исполнительным  – городская управа под председательством  городского головы.

 В компетенции:

1.Благоустройство города

2.Развитие торговли, промышленности, здравоохранения, народного образования  и установления местных налогов.

 Городской голова совмещал  правительство в думе и управе. Но правительство имело право  не утверждать избираемых городских  голов.

 Срок выборных полномочий  – 4 года.

 За деятельностью дум  и управ наблюдала губернская  по городским делам присутствия,  во главе с губернатором.

 После этой реформы  города стали превращаться из  административных центров в центры  народно-хозяйственной деятельности.

 

3) Финансовые реформы

 Стали публиковать  государственный бюджет и отчеты  государственного контроля.

 С 1862 года вводится  единый распорядитель финансов  – министерство финансов.

 Вводится независимый  ревизионный орган – государственный  контроль, а на местах контрольные  палаты.

 В 1860 году создан  государственный банк, а банки  на местах как кредитные учреждения.

 Отменены откупа и  введена свободная продажа алкоголя, табака, сахара и соли, с обложением  их акцизным сбором.

 

 Последствия реформ.

 К управлению страной,  хотя бы на местах была допущена  оставшаяся часть общества, а  не только дворяне. Не было  создано органа управления для  привлечения общества к высшему  руководству.

 

14. Организация государственной  власти в конце 19 – начале 20 веков.

 

 Государственная Дума.

 После убийства Александра II первого марта 1881 года произошло  некоторое ужесточение режима  в отношение органов городского  и земского управления.

 В июне 1889 года был  издан закон о земских участковых  начальниках, они заменили мировых  посредников.

 Июнь 1890 года – вышло  положение о губернских, уездных  учереждениях:

1-я курия становилась  только дворянской;

2-я – повышался избирательный  ценз;

3-я (крестьянская) – лишалась  самостоятельного представительства,  гласных от нее учреждал губернатор.

 Июнь 1892 года – новое  городское положение. Поднимается  избирательный ценз для участия  в городских выборах. Городское  управление перестало быть самостоятельным  и было подчинено губернской  администрации. Ограничивались заседания  городской думы.

 В 1905 году в стране  происходили массовые беспорядки. На пике февраля 1905г был  издан царский магистрат, который  вводил в стране законосовещательный  орган, каким стала Государственная  Дума.

 Права Думы:

 

. Она была подотчетна  государственному совету (верхней  палате);

 

. Дума имела право законодательной  инициативы, но Император оставлял  за собой право Вета;

 

. Дума решала вопрос  о финансах.

 Выборы в Думу проходили  по 4 куриям и были основаны  на имущественном цензе:

 

. Крестьянская курия (волость,  уезд, губерния, Дума);

 

. Рабочая курия – 3 ступени (уезд, губерния, Дума); могли  выбираться только те рабочие,  которые были квартиросъемщиками;

 

. Городская курия (Губерния, Дума);

 

. Земледельческая курия  (губерния, Дума) – в основном  дворяне.

 Право быть избранным  в Думу имели с 25 лет. Лишались  избирательных прав женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.

 В состав Думы входило  480 человек.

 До 17г существовало 4 Думы.

1. Дума с 27 апр. –  9 июля 1906г. Председателем стал  Муромцев. Вопросы: аграрный, кадетский  проект 42-х и проект 104 (проект  трудовиков, крестьянская фракция).

 Они предлагали:

 

- создать в стране государственный  земельный фонд;

 

- не отчуждать в фонд  земли у образцовых имений  и помещичьих хозяйств;

 

- за отчуждение земли  предлагалось платить.

 Проект 104 (примерно тоже  самое) предлагал собрать всю  землю и национализировать. За  отчуждение земли предлагал не  платить.

2. Гос Дума – 20 февр  – 3 июня 1907г.

 Председатель Думы  – Головин. Активно проводилась  тактика блоков. Левый блок

 – трудовики, социал-демократы,  социал-революционеры, народные  социалисты).

 Правый блок – кадеты  и октябристы.

 Дума занималась вопросами:

 

- аграрный (трудовики и  кадеты повторили свои проекты  от 1-ой Думы)

 

- о помощи голодающим;

 

- о помощи безработным;

 

- о преследовании профсоюзов.

 В начале июня 55 депутатов  социал-демократов были привлечены  к суду по обвинению в подготовке  военного заговора. 3 июня вышел  манифест о роспуске

 Думы и об изменении  системы выборов в нее. Власть, которая потом установилась, называлась 3-е-июньской.

 Для нее характерно:

1. Гос. Дума сохранилась  и имела право утверждения  бюджета и депутатского запроса.

2. Министры отчитывались  перед Думой.

3. Сохранилось урезание  свободы слова.

4. Существовала оппозиционная  пресса.

5. Ликвидирован выкуп  земель.

6. Введена социальные  гарантии для рабочих.

 Эта власть просуществовала  до отречения Императора от  престола. Но страна продолжала  оставаться Абсолютной Монархией.  Император обладал законодательной  властью (статья 27 - … любой закон).

3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии)

1 нояб 1907 – 9 июня 1912гг.

 Выборы в нее проходили  по новой избирательной системе:

 

. курия землевладельцев  получила 50% мест;

 

. городская курия была  разделена на две части на  основе имущественного ценза.  Крупные налогоплатильщики получили  в 1,5 раза больше выборных мест, чем мелкие;

 

. от рабочей курии выдвигались  депутаты от 6 губерний;

 

. сократилось представительство  от национальных окраин.

 Большинство голосов  получили октябристы, и многое  зависило от них.

 Решаемые вопросы:

 

. аграрный вопрос; реформа  Сталыпина – создание мелкой  крестьянской единицы и разрушение  общины;

 

. рабочий вопрос. Для его  решения была создана комиссия;

 

. созданы конфликтные  комиссии для рабочих и крестьян;

 

. сокращен рабочий день  с 11 до 6 часов.

1912г – закон о государственном  страховании рабочих от несчастных  случаев

(только на рабочих  местах).

 

. Национальный вопрос. Финляндский  вопрос. Уравняли права русских  наравне с финами;

 

. Еврейский вопрос. Был  принят проект об образовании  еврейского государства и переселении  туда всех евреев.

4-я Государственная Дума.

15 нояб 1912 – 6 окт 1917гг.

 Власть была у либералов.  Руководитель – Рядзянка. Они  стремились создать антиправительственный  блок, но в начале войны они  отказались от этого и выдвинули  лозунг «Единого царя и народа!»

 Цели войны:

 

. Полностью воссоединить  русский народ (Галицию, Угорскую  Русь,

 

 Буковину);

 

. Ликвидировать Вост. Пруссию  и разделить ее между Россией  и Польшей;

 

. Ликвидировать Австро-Венгрию  и создать большое югославянское  государство;

 

. Присоединение к России  Константинополя.

 С 1915г Дума требовала  мобилизации промышленности на  войну и создание правительства  народного доверия.

 В августе 1915г был  создан прогрессивный блок, в  который вошло большинство фракций  Думы. Руководителем блока стал  Милюков. Цели блока:

 

. Создание объединенного  правительства из лиц, пользующихся  доверием страны.

 

. Обновление состава местной  администрации.

 

. Строгое соблюдение законности.

 Николай II издал в  сентябре 1915г указ о прекращении  работы Думы. Но последняя сессия  Думы была только 14 февраля 1917г.

27 февраля Дума собралась  последний раз и до 6 октября  17г существовала формально, после  чего вышел указ о роспуске  Думы.

 

15. Государственная власть  в марте – октябре 1917г.

Информация о работе Общественно-племенное устройство восточных славян в догосударственный период