Драматург и поэт
А.П. Сумароков был одной из влиятельных
фигур придворного общества, к
его советам прислушивалась и
Екатерина II. Вместе с тем Сумароков
был одним из критиков крепостничества.
В его сочинениях и. в частности,
в записке «О домостроительстве»
была дана резкая критика вопиющих
злоупотреблений крепостным правом.
Но позиции критика четки и
недвусмысленны он защищает крепостное
право от злоупотреблений, он доказывает
заинтересованность помещика в благополучии
своих крестьян.
Весьма интересными
были соображения о судьбах крепостного
права, высказанные Д.А. Голицыным.
В 50-х годах, живя в гуще общественно-политической
жизни парижских салонов, водя дружбу
с Вольтером, Дидро и другими
философами и общественными деятелями
Франции, Д.А. Голицын был наиболее
радикален в своих взглядах. Тогда
он писал о необходимости безусловной
отмены крепостного права как
экономически невыгодной формы организации
хозяйства и предоставлении крестьянам
полного права собственности, т.е.
собственности на имущество и
землю. Однако позже Д.А. Голицын
резко меняет свои взгляды. Он считает,
то крестьяне должны выкупать свою
свободу за огромные деньги. Земля
остается у дворян, и богатые крестьяне
могут ее арендовать или купить у
помещика Безвозмездно крестьянам дается
лишь право собственности на движимое
имущество. Людей, обладающих лишь движимым
имуществом и занимающихся торгово-промышленной
деятельностью, Д.А. Голицын называл
третьим сословием.
Д.А. Голицын
предполагал установить государственный
контроль над помещиками для
пресечения злоупотреблений властью.
А все дело облегчения положения
крестьянства осуществлять лишь
постепенно.
Все упомянутые выше
проекты реформ явились, пожалуй, единственным
реальным плодом распространения идей
французского Просвещения в среде,
окружавшей Екатерину II. Дворянская аристократия
в подавляющем большинстве лишь
играла с трудами французских
философов. Для них это была мода.
Беспрепятственное издание произведений французских философов способствовало
проникновению просветительских идей
в широкие круги дворянской и разночинной
интеллигенции. Сочинения французских
просветителей ходили по рукам в студенческой
среде Петербурга и Москвы, в среде дворянской
молодежи. Довольно большими тиражами
издавались лучшие произведения Вольтера,
Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти
в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле. Исключительно важную
роль для широкого русского читателя сыграли
сочинения Вольтера, написанные в простой
и доходчивой форме. Широкое распространение
идей Просвещения способствовало выдвижению
целой плеяды оригинальных русских мыслителей,
произведения которых олицетворяли иную
тенденцию в критике крепостнического
строя. В противоположность дворянским
проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические
порядки, эти мыслители стояли прежде
всего на позициях человеческой нравственности
и морали, их резко отличали беспредельная
ненависть к крепостничеству, горячая
забота о несчастном положении крепостных
крестьян.
Алексей Яковлевич
Поленов (1749— 1816 гг.) в работе «О крепостном
состоянии крестьян в России», представленной
на конкурс Вольного экономического
общества, исходил из общих положений
французских просветителей. Крепостнической
теории об извечном существовании рабства
он противопоставлял положение о
том, что свободные крестьяне
были насильственно превращены в
крепостных. Крепостного крестьянина
Поленов сравнивал с свободным тружеником,
который сам распоряжается плодами своего
труда, работает усердно, расширяет свое
хозяйство, хорошо одевается и питается,
создает семью, производит товары для
продажи, обогащается сам и обогащает
государство. Как и французские просветители,
Поленов утверждал, что крепостничество
приведет страну к гибели, доведенный
до отчаяния крепостной крестьянин выступит
с решительным протестом.
Ярким представителем
передовой общественной мысли был
и Я.П. Козельский — автор «Философических
предложений», явившихся наиболее радикальным
выражением просветительских идей в России.
Козельский протестует против распространенного
в дворянском обществе понятия о крестьянах
как о низшей породе людей. Следуя теории
естественного права, он считает, что люди
равны от природы: «Подлым является не
тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые
дела».
Профессор Московского
университета С.Е. Десницкий осуждал крепостной
строй, доказывал необходимость его изменения
с помощью реформ политического строя.
Основная направленность предложений
носила буржуазный характер. Если упомянутые
нами деятели русского просветительства
свое главное внимание в критике крепостничества
уделяли вопросам юридического и экономического
характера, то деятельность такого выдающегося
писателя, публициста и издателя, каким
был Н.И. Новиков, наносила основной дар
по моральным устоям крепостничества.
В острой сатирической манере Новиков
дал яркие обобщенные образы чудовищных
столпов крепостничества. А их у Новикова
— целая портретная галерея: Змеяны, Глупомыслы,
Плутовы, Брюжжаловы, Бранниковы, Недоумы,
Злорады. Ненавидя всей душой самодержавно-крепостнический
строй, Новиков объяснял его язвы чисто
моральными причинами, падением нравственности
помещиков, общей темнотой и невежеством.
Выходом из этого тупика, по мысли Новикова,
было широкое просвещение народных масс.
Мучительные поиски путей развития способствовали
тому, что в конце 70-х годов Новикова увлекли
в свои ложи масоны. Масонство являло собой
своеобразную форму идеологической реакции,
форму борьбы с рационализмом идей Просвещения.
Вместе с тем среди масонов удивительно
уживались набожность и вольнодумство,
просветительство с крепостнической идеологией.
Масонство.
Западное влияние
на русскую жизнь было далеко не
благотворным. Об этом стоит помнить,
когда начинается разговор о масонстве,
которое буквально раковой опухолью
охватило все высшее русское общество
во второй половине 18 века, когда неудовлетворенность
действительностью, поиски альтернативы
официальной идеологии и слепому
подражанию Западу заставили многих
думающих русских людей обратиться
к масонству как своего рода «третьему
пути». Первые сведения о масонах и их
идеях стали проникать в Россию из Западной
Европы в конце XVII — начале XVIII вв.
Масонство
- наднациональное движение, противостоящее
традиционным религиям, декларирующее
своими целями поиски абсолютной истины
мира, восстановление и сохранение
тайных знаний прошлых времен, духовное
самосовершенствование и улучшение
общественных нравов, движение к идеалам
свободы личности и духовного братства
людей.
Масоны ставили
своей целью создание общества свободных
людей путем самоочищения и самосовершенствования,
освобождения от всех сословных и
национальных рамок. В своих поисках
разгадки «тайн о божестве, природе,
человеке» масоны опирались на мистику,
магию, алхимию и астрономию. Проповедуя
гуманность, взаимопомощь, филантропию,
отрицая кастовость, фанатизм и суеверие,
масоны отрицательно относились к таким
проявлениям социального недовольства,
как бунты, восстания и революции,
провозглашали своей целью искоренение
международных конфликтов и войн,
создание из всего человечества «одного
семейства братьев, связанных узами
любви, познаний и труда». Нравственная
сторона масонства с ее идеей самосовершенствования
личности через просвещение и «деятельное
человеколюбие», общественная благотворительность,
а также строгая дисциплина, четкая организованность,
таинственные обряды и ритуалы «вольных
каменщиков» — все это привлекло в ряды
масонов многих видных государственных
и военных деятелей России, людей искусства,
науки (братья Н.И. и П.И.Панины, граф Р.И.Воронцов,
Г.Р.Державин, В.И.Баженов, князь М.М.Щербатов
и многие другие). Практическая деятельность
масонов в России до конца 70-х гг. XVIII в.
была направлена на просвещение народа,
издание книг и журналов, организацию
театров, школ, больниц, благотворительность.
Во главе российских масонов в этот период
стоял известный просветитель, историк
и писатель И.П.Елагин, пользовавшийся
особым доверием Екатерины II. Но затем
в русском и европейском масонстве наступает
этап, связанный с разочарованием в идеях
и опыте просветителей. В своих духовных
поисках масоны обратились к некоей мистической
тайне мироздания, открыв которую, они
надеялись совершить то, чего невозможно
достичь при помощи разума. В результате
масонство стало превращаться в замкнутую
элитарную организацию, объединяющую
преимущественно представителей интеллектуальных
слоев общества. Наряду с чисто нравственными
целями в планах масонов стали появляться
и политические. Подобная трансформация
не могла не насторожить власти — ведь
теперь речь шла, по сути, о попытке создания
новой идеологии, противостоящей идеологии
официальной. Почувствовав угрозу самодержавию,
Екатерина II вступила с масонством в борьбу,
и первой ее жертвой стал крупнейший деятель
русского Просвещения Н.И.Новиков (1744—1818).
Екатерина II подозревала также масонов
в тайных контактах с прусским правительством
(Пруссия была тогда противницей России),
в стремлении привлечь "в свою секту"
наследника престола Павла Петровича,
конфликтовавшего с матерью. Некоторые
масоны, причастные к этой истории, были
высланы в свои поместья; другие отделались
легким испугом. И все же хотя масонство
формально так и не было запрещено, еще
до ареста Новикова большинство лож заявило
о приостановке или прекращении своей
деятельности. О том, что знакомство русского
образованного общества с идеями западноевропейских
мыслителей может обернуться для власти
весьма неприятными сюрпризами, свидетельствовала
и судьба А.Н. Радищева.
Революционные
общественно-политические взгляды
А. Н. Радищева.
Восстание Пугачева,
европейская просветительская мысль,
уроки революционной войны в
Америке и революционная ситуация
во Франции способствовали возникновению
в русском просветительстве революционного
направления. Этот перелом в истории
русской общественной мысли связан
с А. Н. Радищевым (1749-1802 гг.), с его
знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга
в Москву». Еще дальше своих предшественников
Радищев пошел в понимании связи между
крепостничеством и самодержавием. Самодержавие
защищает интересы вельмож и «великих
вотчинников», в органах управления и
судах царят крепостнические порядки.
Он первым среди русских мыслителей подчеркнул,
что религия и церковь являются одним
из важнейших орудий угнетения народа.
Радищев твердо верил, что после революционного
уничтожения крепостничества из крестьянской
среды скоро бы «исторгнулися великие
мужи для заступления избитого племени;
но были бы они других о себе мыслей и права
угнетения лишены». Радищев наполнил понятие
«патриотизм» революционным содержанием.
Настоящим патриотом, по Радищеву, может
считаться лишь тот, кто всю свою жизнь
и деятельность подчиняет интересам народа,
кто борется за его освобождение, за установление
«предписанных законов естества и народоправления».
Требуя полного освобождения крестьян,
указывая на революционный путь к нему,
Радищев не исключал при этом и путь реформ
сверху. В этом не было ни отступления
от своих основных взглядов, ни проявления
либеральных иллюзий и колебаний. Он имел
в виду реформы, которые не укрепляли бы
существующий строй, а ослабляли бы его,
ускоряли его гибель. Он разработал план
постепенного осуществления мероприятий,
которые должны завершиться «совершенным
уничтожением рабства». Екатерина II понимала,
какую опасность для самодержавно-крепостнического
строя представляет критика крепостничества,
сочетающаяся с провозглашением революционных
идей, одобрением стихийных крестьянских
бунтов и выступлением с революционной
программой. С именем Радищева связан
особый этап революционной, республиканской
мысли в России. Идя «вслед Радищеву»,
затравленному самодержавием, радищевцы
— его современники и последователи —
приняли эстафету из его рук и передали
ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова
и Пушкина. Если плеяда великих французских
просветителей идеологически подготовила
буржуазную революцию в Западной Европе,
то Радищеву выпала великая честь выступить
идеологом начинающегося революционного
движения в России.
Просветительство.
В тридцатых годах
восемнадцатого века в России появляется
просветительская идеология и философия,
выраженная в трудах первого русского
просветителя и первого русского
историка В.Н.Татищева.
Василий
Никитич Татищев (1686-1750) был крупным
государственным и военным деятелем,
тайным советником. Родился под Псковом
в дворянской семье. В 1693 году в возрасте
семи лет вместе с братом он был взят
стольником ко двору Прасковьи Федоровны,
жены царя Ивана V Алексеевича. В 1704 году
Татищев начал военную службу в драгунском
полку. Участвовал во взятии Нарвы, Полтавском
сражении, Прутском походе. В 1712 году он
получил чин капитана. В 1712-1716 гг. Татищев
находился за границей, а по возвращении
был переведен в артиллерию, занимался
инспекцией артиллерийских частей русской
армии. В 1720-1722 гг. он руководил государственными
металлургическими заводами на Урале,
основал города Екатеринбург и Пермь.
В 1724-1726гг. Татищев изучал экономику и
финансовое дело в Швеции. В 1727-1733 гг. возглавлял
Московскую Монетную контору. В 1734-1737 гг.
Татищев вновь руководил уральскими горными
заводами, 1737-1741 гг. находился во главе
Оренбургской, а затем Калмыцкой экспедиций.
В 1741-1745 гг. губернатор Астрахани. В 1745
году Татищев был отстранен от должности
и сослан в имение Болдино Московской
губернии, где и прожил последние годы
жизни.
В.Н.Татищев
- выдающийся русский ученый и мыслитель.
Первый русский просветитель, создавший
оригинальную философско-историческую
картину мира, основой развития которого
он считал идею «умопросвещения» (работа
«Разговор двух приятелей о пользе наук
и училищах»). Татищев стал основателем
русской исторической науки. В течение
тридцати лет он работал над созданием
первого фундаментального научного многотомного
труда «История Российская». Татищев открыл
для науки важнейшие документы – «Русскую
Правду», «Судебник 1550г.», «Книгу Большого
Чертежа» и др., нашел редчайшие летописи,
сведения о которых сохранились только
в его «Истории», т.к. его архив сгорел
во время пожара. Татищев – один из первых
русских географов, создал географическое
описание Сибири, первым дал естественно
- историческое обоснование границе между
Европой и Азией по Уральскому хребту.
Автор первого в России энциклопедического
словаря «Лексикон Российской исторической,
географической, политической и гражданской».
Татищев написал работы по экономике,
политики, праву, геральдике, палеонтологии,
горному делу, педагогике и др. Все работы
Татищева, в том числе и «История Российская»,
были изданы уже после смерти автора.
К просветителям
относится и плеяда профессоров
и преподавателей Московского университета
второй половины восемнадцатого века
– Н.Н.Поповский, Я.П.Козельский, А.А.Барсов,
С.Е.Десницкий, Д.С.Аничков, И.А.Третьяков,
а также такие мыслители, как Н.И.Новиков,
Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев.
Просветительство
– это идеологическое течение, возникшее
в восемнадцатом веке на основе развивающихся
капиталистических отношений и
напрямую связанное с процессами
национального становления европейских
народов. Оно включает в себя
определенные философские, политические,
исторические, социально-экономические
взгляды, теории, концепции. Основное содержание
этих взглядов составляют достаточно
радикальные социально-политические требования,
критика крепостного права, пропаганда
идей равенства всех людей, призыв к уважению
личности каждого человека, независимо
от его происхождения. В философском плане
– деизм, рационализм, теории «естественного
права» и общественного договора. В России
в большей степени, нежели в других странах,
просветители ориентировались, прежде
всего, на общенациональные интересы и
крайне осторожно относились к различным
нововведениям «буржуазного» толка. Более
того, во многом благодаря просветительству
«буржуазно-ограниченными» не стали и
лучшие мыслители России девятнадцатого
столетия. И подобная идейная преемственность,
определившая довольно специфический
характер общественной мысли России на
долгое время, несомненна.