Общественно-политическая мысль, культура и просвещение в России второй половины 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Основными целями данной работы являются:
Полностью раскрыть тему реферата;
Систематизировать и закрепить теоретические знания и факты истории России 18 века;
Сформировать умения по использованию литературы.

Содержание работы

Введение
Основная часть
2.1.Общественно-политическая мысль Екатерины II.
2.2.Критика «Просвещенного абсолютизма» ЕкатериныII М.М. Щербатовым.
2.3.Общественно-политические взгляды М. В. Ломоносова
2.4.Борьба двух тенденций в критике крепостничества.
2.5.Масонство
2.6.Революционные общественно-политические взгляды А. Н. Радищева.
2.7.Просветительство.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

Для отечественных  просветителей государство представлялось той силой, которая могла бы примирить  интересы различных социальных сил  и управлять ими. Поэтому практически  все просветители, активно разрабатывали  идеи сильного государства, способного сохранять спокойствие внутри страны и отстаивать интересы «своей» нации  на международной арене.

Еще в одном направлении  идеи просветителей заслуживают  особого внимания. В отличие от своих предшественников они превратили науку в идеологию, то есть в социальную силу, с помощью которой можно изменять мир. Именно в учениях просветителей идеал свободной человеческой личности, зародившийся в предыдущие времена, прорвал многовековые узы корпоративного с сословного сознания средневековья, впервые в истории получил всеевропейское распространение, стал близок различным социальным группам, более того – начал оказывать влияние на общественно-политическую жизнь многих европейских стран.

Конечно же, мы не должны забывать, что одновременно с возникновением такого идеала и стремлением воплотить  его в жизнь значительно усложнились  проблемы взаимоотношения личности и общества в целом. А быстро прогрессирующий  «эгоизм отдельной личности»  вызывал нравственный протест у  многих, и в первую очередь у  российских мыслителей девятнадцатого столетия. Но ведь это вина не одних  только просветителей, а беда, а может  быть и трагедия всего человеческого общества, избравшего подобный путь развития. Тем более, что сами просветители настойчиво искали решение проблемы гармоничного существования личности и общества, никогда не противопоставляя общественным интересам устремления отдельной личности, а пытались совместить их. И особенно характерно это именно для российского просветительства. Противоречивое восприятие просветителями идеи Бога, их стремление все и вся объяснить естественными причинами сыграло двоякую роль в истории.

Российское просветительство 18 века – явление сложное и  неоднозначное. Наверное, духовные поиски просветителей, их осторожные попытки  заменить традиционную веру упоминаниями на силу человеческого разума не могут  и не должны служить ныне примером для подражания. И в то же время  столь страстное желание просветителей  объединить усилия всех жителей Российского  государства, найти нечто общее  для всех, помочь России стать истинно  великой державой заслуживают искреннего внимания.

Заключение.

 Подведем итоги. Я считаю, что благодаря сложившимся социально-экономическим противоречиям в глубоком взаимодействии с западноевропейским просветительством в русской общественно-политической мысли складывается новое мощнейшее направление, которое отчасти выражало интересы крепостных крестьян. Почти на полтора столетия в центре оказался вопрос о крестьянстве и крепостном праве. Открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность.

Русские мыслители  публично обсуждали существующие порядки, приводящие к разложению феодального  общества.  Но они прежде всего были людьми эпохи Просвещения и видели путь к общественно-политическим преобразованиям в распространении науки и знаний, в совершенствовании разума.

В восемнадцатом  столетии в русской жизни распространяется светская культура, неотъемлемой частью которой были светское искусство, литература, наука. Особое значение придавалось  философии, которая, по мнению многих, была призвана заменить собой традиционное богословие и полностью объяснить  мир. Образчики светской культуры вообще, и философии в частности, обычно заимствовались из Западной Европы. Причем интересно, что в разные периоды  этого столетия источниками заимствования  становились различные западноевропейские страны. Середина и конец восемнадцатого столетия прошли под знаком французского влияния (французские просветители Вольтер, Монтескье, Дидро и др.).

Использование, иногда механическое, западноевропейских образцов в русской действительности нередко  давало довольно странные результаты, ибо эти самые образцы никак  не вписывались в традиционную, веками складывавшуюся мировоззренческую  систему, основанную, прежде всего, на православии. Но с другой стороны, русские  мыслители 18 века, сохранявшие определенную  верность национальным традициям, придавали  и самим заимствованиям крайне оригинальную трактовку. Необходимо помнить еще  один факт - в духовном бытии России продолжало сохраняться и развиваться  и традиционное православное миросозерцание, что тоже оказывало серьезное  влияние на размышления русских  мыслителей.

 

 

Список  используемой литературы.

1.Н.И.Костомаров  «Русская история в жизнеописаниях  ее главнейших деятелей» Эксмо 2007

2.С.Е.Перевезенцев  «Россия великая судьба» Белый  город Москва 2007

3.Н.Е.Носов «Краткая  история.часть первая» Наука Москва 1983

4.В.А.Гречухин «Собеседник.  История России и родного края»  Отдел образования Мышкинского района 1996

5.http//www.roman.by/r-51121.html.

 


Информация о работе Общественно-политическая мысль, культура и просвещение в России второй половины 18 века