Общественно-политические движения XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Существование и деятельность общественно-политичесикх движений – тема как никогда актуальная сегодня. Каждый день в новостях мы слышим о выступлениях, митингах и акциях, проходящих как в столице нашей страны, так и крупных городах России. Далеко не все из них согласованны с властью и не все используют мирные способы отстаивания собственной позиции, однако они проходят, и это говорит о том, что механизмы демократического решения проблем в нашем обществе работают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Возникновение общественно-политических движений в XIX веке. 4
2. Либеральное направление 7
2.1. Декабристы 7
2.2 Славянофилы и западники 10
3. Консервативное направление 15
4. Революционное (радикальное) направление 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Уральский Государственный  Экономический Университет

Кафедра общей и экономической истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории

 

Тема: Общественно-политические движения XIX века

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент  гр. ЭП-12

Плесовских А.А.

                                                                  Руководитель: к.и.н., пр.

Иванов А.В.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование и деятельность общественно-политичесикх движений – тема как никогда актуальная сегодня. Каждый день в новостях мы слышим о выступлениях, митингах и акциях, проходящих как в столице нашей страны, так и крупных городах России. Далеко не все из них согласованны с властью и не все используют мирные способы отстаивания собственной позиции, однако они проходят, и это говорит о том, что механизмы демократического решения проблем в нашем обществе работают.

Чего требуют люди, выходящие на площади, ведущие свои интернет-блоги и называющие себя оппозицией и гражданским обществом? Требования их включают от увольнения коррумпированных членов правительства до проведения перевыборов президента. Кроме того, некоторые националистические группировки выступают против большого числа иммигрантов из стран СНГ, используя популярные лозунги «Россия для русских». Но не все выступления являются столь радикальными. Все чаще организуются шествия и митинги в поддержку какой-либо партии системной оппозиции.

Однако большой интерес  к общественно-политическим движениям  – явление не новое. В XIX веке существовало огромное число нелегальных, подпольных объединений. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию. Чего же требовали существовавшие в то время движения, кем были их лидеры и каковы результаты их деятельности? Эти вопросы я рассмотрю в своей работе для того чтобы раскрыть выбранную мной тему реферата и достигнуть поставленной цели: изучить историю общественно-политических движений XIX века.

1. Возникновение общественно-политических  движений в XIX веке.

 

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Однако представления  о путях перемен у самодержавия и российского общества существенно  отличались. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.

Консерваторы стремились сохранить основы существующего  строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить  его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.

Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил. Характерной  чертой развития общественного движения в начале XIX в. является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми другими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала политическая борьба между сторонниками и противниками перемен.

Правда, дворянская гегемония  в революционном движении была менее продолжительной, чем в либеральном. Чем объяснить ведущую роль дворянства? Прежде всего, тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований в стране и выдвигать определенные политические доктрины.

Русская буржуазия в  этот период не выступает активно  в общественном движении. В эпоху  первоначального накопления купец, промышленник, железнодорожный делец, разбогатевший крестьянин были поглощены  исключительно наживой, накоплением богатства. На данной стадии этот класс не интересовался политикой и не нуждался в ней. Ему были нужны не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма. Буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма сверху: поощрение железнодорожного строительства, покровительственные таможенные пошлины, казенные заказы и т.д. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Осознание того, что знания и образование — тоже капитал, было явлением сравнительно поздним. Поэтому политическая дееспособность российской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи.

Буржуазия вступила в  политическую борьбу, выдвинула своих лидеров, создала свои организации в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.

Начало XIX в. было временем больших надежд в жизни российского  общества. Однако реформы не были осуществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса.

Однако в 1804 году правительством был принят новый цензурный устав, который снял запрет с деятельности частных типографий и разрешил ввозить книги из-за границы — все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И. П. Пнин, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, А. П. Куницын, создавшие в Петербурге Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801—1825). Находясь под сильным влиянием взглядов Радищева, они переводили сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения.

 
В это время сторонники различных идейных направлений стали группироваться вокруг новых журналов. Популярностью пользовался “Вестник Европы”, издававшийся Н. М. Карамзиным, а затем В. А. Жуковским.

Так начала распространяться вольная мысль и различные общественно-политические группировки различных направлений начали свою активную деятельностью.

 

2. Либеральное направление

2.1. Декабристы

В период 20-х, когда власти отказываются от реформ, так требуемых обществом, объясняя это как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя", ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны. Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя "детьми 1812 г." и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина.1 Они видели, что победа в войне была обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников-помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства.

Первая тайная организация будущих  декабристов "Союз спасения" была создана молодыми дворянскими офицерами  в Петербурге в 1816 г. Эта организация была немногочисленной, ставила своей целью уничтожение крепостного права и борьбу с самодержавием, но методы и пути осуществления этих задач были неясны.

На основе "Союза спасения" в 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", куда входило более 200 человек. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение этой задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что решение данной задачи помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции  во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза благоденствия" было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого "Союза" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация "Общество соединенных славян", которое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.

В декабристском движении в течение  всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская правда") и Никитой Муравьевым ("Конституция").

Одним из важнейших вопросов был  вопрос о государственном устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева  Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни "Конституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным чиновником Российского государства".

Избирательное право предусматривало  довольно высокий избирательный  ценз. Придворные лишались избирательных  прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.

По "Русской правде" Пестеля  Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых  буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного революционного правительства. Далее  верховная власть передавалась однопалатному народному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на 5 лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.

Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.

Вторым важнейшим вопросом был  вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева и "Русская правда" Пестеля решительно выступали против крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным", — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По "Русской правде" крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить  освобождаемым крестьянам приусадебную землю "под огороды" и по две  десятины пахотной земли на двор. Пестель  считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельный фонд должен был формироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5-10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади и восстание  Черниговского пехотного полка, поднятое 20 декабря 1825 г. членами Южного общества, были подавлены. Царское правительство  жестоко расправилось с участниками восстаний, что имело весьма серьезное значение для развития общественной мысли и общественного движения в стране. По существу целое поколение наиболее образованных, активных людей было вырвано из общественной жизни страны. Однако идеи декабристов продолжали жить в кружках свободомыслящей молодежи. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, что сказалось на развитии общественного движения в стране.

2.2 Славянофилы и западники

В 1825 г. к власти приходит Николай I. В то же время в условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдающимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в  великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы  и западники выступали против крепостного права. Причем западники  — Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который  пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

Информация о работе Общественно-политические движения XIX века