Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:16, контрольная работа
Во второй половине 19 века Россия переживает подъем общественного движения. Растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западно-европейских стран привело к осознанию необходимости коренных преобразований и поиску путей их осуществления. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители высшей администрации (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость перемен.
Все это способствовало заметному оживлению общественной жизни.
Министерство культуры Российской Федерации
Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Контрольная работа по дисциплине
«Отечественная история»
Тема: Общественно-политические течения первой половины XIX века:
декабристы, западники, славянофилы
Содержание
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине 19 века Россия
переживает подъем общественного движения.
Растущее понимание всем обществом отставания
России от более передовых западно-европейских
стран привело к осознанию необходимости
коренных преобразований и поиску
путей их осуществления. Не только прогрессивно
мыслящая часть дворянства и формирующаяся
из разночинцев интеллигенция, но и представители
высшей администрации (даже императоры
Александр I и Николай I) ощущали необходимость
перемен.
Все это способствовало заметному
оживлению общественной жизни. Актуальные
вопросы внешней и внутренней политики
России обсуждались в научных и литературных
обществах, в кружках студентов и преподавателей,
в светских салонах. В центре общественного
внимания были отношение к Французской
революции, крепостному праву и самодержавию.
Вопрос о неизбежности изменений реально
встал и перед обществом, и перед верховной
властью. Однако представления о путях
перемен у самодержавия и российского
общества существенно отличались. В России
сформировались три основных направления
в развитии общественной мысли и общественных
движений: консервативное, либеральное
и революционное.
Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
Характерной чертой развития общественного движения в начале XIX века является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми другими классами доминирует дворянство. Объясняется это тем, что именно в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований в стране и выдвигать определенные политические доктрины.
Русская буржуазия, не будучи еще достаточно сформированной, в этот период в общественном движении не выступает активно, так как была поглощена исключительно наживой, накоплением богатства. На данной стадии этот класс не интересовался политикой и не нуждался в ней. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция.
Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение ввозить книги из-за границы, принятие нового цензурного устава — все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Переведенные сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье также оказывали огромное влияние на умы прогрессивно мыслящего дворянства.
Большинство русских просветителей (И.П. Панин, А.П. Куницын и т. д.) считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и рассчитывали достичь своей цели мирным путем, через просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания.
Огромную роль в развитии национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. Страна переживала небывалый патриотический подъем, в народе и в обществе ожили надежды на широкие преобразования, все ждали перемен к лучшему — и не дождались. Крестьяне — героические участники боев, спасители Отечества — надеялись получить свободу. Но их постигло разочарование, которое нашло выражение в крестьянских волнениях.
Росло недовольство и в армии, состоявшей в массе своей из набранных через рекрутские наборы крестьян. Последней каплей стало образование военных поселений, когда в селения вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Весь быт поселян был расписан и отступление от расписания строго каралось. Жесткие меры по созданию, укреплению и распространению военных поселений еще более обострили кризис крепостной системы и привели к сопротивлению крестьян.
Частые волнения все же заставили правительство задуматься о положении крестьян. Стали появляться различные предложения об их освобождении, которые тотчас отвергались.
Но требования отмены крепостного права звучали все чаще. Будущие декабристы А.Н.Муравьев и В.Ф.Раевский выступили с осуждением сторонников крепостничества. Раевский писал: «Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что вспоен он слезами и кровавым потом своих подданных, что атмосфера, которой он дышит, составлена из вздохов сих несчастных...Дворянство русское, погрязшее в роскоши, разврате, бездействии и самовластии, не требует перемен, ибо с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество над несчастными поселениями. Граждане, тут не слабые меры нужны, но решительность и внезапный удар...»
ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
Отказ правительства от политических преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства.
Это революционное движение было удивительным и своеобразным. Молодые дворяне — декабристы — сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они понимали, что крепостничество и самодержавие губительно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.
Мощным побудительным фактором также стала Отечественная война 1812 года. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Более ста из них участвовали в этой войне, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Они видели, что победа в войне была обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников-помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства, и что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.
Основные свои идеи будущие декабристы черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в конце XVIII – начале XIX века выступали с осуждением крепостного права.
Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. В Россию поступала информация о революционном и национально освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология российский и европейский революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Однако в общественном движении России была своя специфика. Как уже было сказано выше, буржуазия, состоявшая из промышленников, купцов, разбогатевших крестьян, в то время не интересовалась политикой, не была способна бороться за свои интересы и за демократические преобразования. А народ в своей основной массе был темным, необразованным и забитым. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX века исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен — в основном представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.
ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Эти группы имели масонский характер, и их участники разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н.Муравьевым. После окончания Отечественной войны 1812 года тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н.Н.Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф.Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения» была создана молодыми дворянскими офицерами в Петербурге в 1816 году. Его основали П.И.Пестель, А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой. К ним присоединились К.Ф.Рылеев, И.Д.Якушкин, М.С.Лунин, С.И.Муравьев-Апостол и другие. Когда общество оформилось и разработало свой устав - «Статут» (главный автор его — Пестель), оно получило название Общества истинных и верных сынов Отечества. Первое общество было малочисленно — оно состояло из трех десятков человек, главным образом молодых гвардейских офицеров. Все они были чаще всего старые знакомые, чья дружба окрепла еще в дни 1812 года и во время заграничных походов.
«Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав. В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие — как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения Конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Декабристы обещали, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый раскол во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 года.
«Статут», или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 году преобразовали свое сообщество. Поэтому представление о его содержании можно составить только из свидетельств участников движения.
В этот период истории движения декабристов возник так называемый Московский заговор 1817 года. У членов тайного общества возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престоле путем цареубийства? Декабрист Якушкин сам предложил себя в цареубийцы и никому не хотел уступать «этой чести». После жарких обсуждений этот план был отвергнут ввиду сомнений в целесообразности акта цареубийства. Члены общества осознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. И не было гарантии того, что новый царь, который займет престол после убитого, согласится на конституцию и освободит крестьян от крепостного права.
В жарких спорах общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах. Было признано необходимым прежде всего численно расширить общество и завоевать этим путем ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей — общественное мнение. Создание «общего мнения» и должно было предшествовать революции и стать ее движущей силой. Исходя из этого понимания, декабристы выразительно называли революцию «общим развержением умов...»
После ликвидации «Союза спасения» началась работа над уставом нового общества. И в 1818 году начала свою деятельность новая декабристская организация - «Союз благоденствия». Это была уже довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. И Н.М. Муравьевы, С.И. И М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Местные организации «Союза благоденствия» появились в нескольких городах.
Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщицкая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.
Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером — отпускали на волю своих крепостных, выкупали и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.
В рамках Коренной управы — общего руководящего органа — велись жаркие споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов выявили большие разногласия между радикальными и умеренными руководителями.