Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:16, контрольная работа
Во второй половине 19 века Россия переживает подъем общественного движения. Растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западно-европейских стран привело к осознанию необходимости коренных преобразований и поиску путей их осуществления. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители высшей администрации (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость перемен.
Все это способствовало заметному оживлению общественной жизни.
В начале 1821 года из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.
В 1821-1822 гг. возникли Южное (руководитель П.И.Пестель) и Северное (руководители Н.М.Муравьев, К.Ф.Рылеев и др.) общества. В 1823 году на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», которая к осени 1825 года соединилась с Южным обществом. Расхождения членов Южного и Северного общества по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т. д. отразились в программах, разработанных П.Пестелем («Русская првда») и Н.Муравьевым («Конституция»).
Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По «Конституции» Н.М.Муравьева Россия, превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни провозглашался народ, император был всего лишь «верховным чиновником Российского государства».
По «Русской правде» П.И.Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредотачивалась в руках Временного революционного правительства. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, во главе России становился президент.
Вторым важнейшим вопросом был вопрос о крепостном праве. И «Конституция» и «Русская правда» решительно выступали против крепостного права.
Оба конституционных проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться воедино.
ВОССТАНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ
Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг.: велась подготовка к открытому вооруженному выступлению, шла работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 г. было принято решение подготовить и провести объединительный съезд, а летом 1826 г. осуществить военный переворот.
Но внезапная смерть Александра I изменила планы заговорщиков и заставила их выступить раньше намеченного срока.
На 14 декабря была назначена переприсяга членами Сената Николаю (до этого государственные чиновники и армия присягнули Константину, не зная об его отречении). Руководители Северного общества решили, что смена императоров и некоторая неопределенность ситуации с престолонаследием создали благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и приурочили его к 14 декабря. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.
В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнего правления, т.е.самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод; уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении Временного революционного правления.
Рано утром 14 декабря 1825 года наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Далее выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П.Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.
Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Были убиты 1271 человек, причем большинство из них — более 900 — оказались собравшиеся на площади сочувствующие и любопытные. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.
29 декабря 1825 года С.И.Муравьеву-Апостолу
и М.П.Бестужеву-Рюмину
К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли, по разным источникам, от 545 до 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский — были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания — основные причины поражения декабристов. Несомненно, провал первого революционного выступления был обусловлен недостаточной подготовленностью общества к методам военного переворота и кардинальным социально-политическим переменам. Несмотря на отдельные выступления крестьян, солдат, военных поселян, достаточно широкого массового движения, на которое революционеры могли бы опереться, в то время не существовало. С протестом против существующего строя выступило ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа.
Однако, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы дали толчок к разрушению самодержавия и крепостнического права. Они разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идея и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей, пробудили новых революционных деятелей и волю к свободе у русского народа.
Официальный язык властей называл декабристов "государственными преступниками". Но не все их так называли, например, для Пушкина они были друзья и братья. Общество раскололось на тех, кто поддерживал царя и тех, кто поддерживал декабристов, не осуждая открыто, так как это было опасно, они берегли вещи и письма декабристов и память о них.
Передовые слои общества понимали, что в лице декабристов против самодержавия и крепостничества выступили самые образованные, знатные и талантливые люди. Даже в эпоху реакции, наступившей после восстания, интерес к декабристам и их идеям не иссяк.
СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ
В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 20-х — начала 30- гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. На рубеже 30-40-х годов XIX века среди либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Будучи горячими патриотами, представители этих течений твердо верили в великое будущее своей Родины, желали видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейский держав. Для этого они считали необходимым сменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны.
Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. Аксаков) чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Они высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а также помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов.
Величайшей ценностью славянофилы считали православную религию, противостоящую католицизму. Один из представителей славянофилов А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».
Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией.
«Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли.
Славянофилы защищали самодержавие. К.С.Аксаков выдвинул формулу «сила власти - царю, сила мнения — народу». Это означало, что самодержавный государь должен править, согласуя свои действия с мнением народа, под которым славянофилы понимали прежде всего крестьянство, противопоставляя его «публике» - европеизированным верхам общества. Они выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу.
Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники (П.В.Анненков, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев) наоборот, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения, и русскую самобытность оценивали как отсталость. Говорили о прошлом России, не иначе, как о темном, диком, варварском, невежественном.
Западники также видели для России историческую перспективу, но другого плана. П.Чаадаев считал, что, только взяв у Европы весь опыт, навыки и науку, Россия сможет спасти саму Европу от «морального хаоса».
Западники мало интересовались религией. Если среди них и были религиозные люди, то они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви. Они считали, что православное учение способствует подавлению общественной инициативы, усиливает долготерпимость и политическую пассивность народа.
Западники выдвинули концепцию «революции сверху», при которой правительство предлагает обществу программы преобразований. Вся надежда России — на просвещение, а не на перевороты, не на революции и конституции. Главная задача государства — преобразование общества с помощью двух новых социальных групп: буржуазии и интеллигенции.
Конкретными направлениями реформ для западников являлись: отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, поддержка конкурирующих производителей.
Как мы видим, и западники, и славянофилы были сторонниками облегчения участи народа, его просвещения, выступали за уничтожение крепостного права. Герцен был прав, когда сказал, что западники и славянофилы хотя и противники, но очень странные, ибо и те и другие движимы одной любовью к отечеству. Они, по его выражению, подобны двуглавому орлу, у которого головы смотрели в разные стороны, а сердце билось одно.
Вскоре из западнического направления вычленится новое, социалистическое течение, которое вырастет в мощное самостоятельное движение, предлагающее России социалистический путь развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой половине XIX в. необходимость коренных изменений существующего положения стала настолько очевидной, что на этом настаивали даже представители господствующего класса: одни желали достичь этих изменений путем либеральных преобразований, другие — с помощью радикального революционного переворота. Предлагаемые заговорщиками проекты социального и политического переустройства в основном отражали перспективы возможного будущего развития России (по конституционно-монархическому или республиканскому пути).
После неудачной попытки декабристов радикально изменить Россию страна встала на путь частичных преобразований при сохранении системы в целом. Все изменения проходили в условиях сохранения крепостного права и дворянских привилегий. Произошло усиление репрессивных мер, цензуры и идеологической обработки населения.
Как мы видим, общественное движение начала XIX века разделяется на несколько течений, которые сходятся в одном — стремлении преобразовать Россию, перевести ее на новый уровень в сфере политики, экономики и социальной сфере, тем самым помочь ей занять достойное место в европейском сообществе.