Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Время существования Древнерусского (Киевского) государства составляет один из основных периодов истории государства и права нашей страны. Древнерусское государство просуществовало почти триста лет и сыграло большую роль, как в истории народов России, так и в мировой истории. Древнерусское государство явилось колыбелью трех братских народов — русского (великорусского), украинского и белорусского.
Введение 3
1. Общественный строй Древнерусского государства 4
2. Политический строй Древнерусского государства 8
3. Характеристика права Древнерусского государства 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Время существования Древнерусского (Киевского) государства составляет один из основных периодов истории государства и права нашей страны. Древнерусское государство просуществовало почти триста лет и сыграло большую роль, как в истории народов России, так и в мировой истории. Древнерусское государство явилось колыбелью трех братских народов — русского (великорусского), украинского и белорусского.
Оно оказало серьезное влияние на развитие государственности в Восточной Европе и отчасти в Азии. Говоря об этой роли, К. Маркс в своей работе «Секретная дипломатия XVIII века» отмечал: «Как империя Карла Великого предшествует образованию Франции, Германии и Италии, так империя Рюриковичей предшествует образованию Польши, Литвы, Турции, балтийских поселений и самого Московского государства». Этим К. Маркс подчеркивал значение Киевской Руси не только в истории Восточной Европы, но и Западной.
C возникновением на территории восточного славянства классового общества и государственности стало развиваться и право.
С момента возникновения
Киевского государства
Древняя Русь была для своего времени государством передовым, высокой культуры, с довольно развитой системой права. Без изучения истории государства и права Киевского периода не может быть глубоко и правильно понята история государства и права нашей страны в последующие периоды.
Анализ Русской
правды и других источников права
позволяет ознакомиться с общественно-политическим
устройством Киевского
Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась соответствующая собственность на землю — экономическая основа феодализма. Складывались основные классы такого общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне.
Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на господина под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре — аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн,
С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие приближенные получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было владение землей и соответственно эксплуатация крестьян. Государство охраняло и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.
Основную массу
трудящегося населения
Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально зависимого крестьянина — закупа. Закуп имел свое собственное хозяйство, но нужда заставляла его идти в кабалу к господину. Он брал у феодала купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого был обязан работать на хозяина. Труд закупа не шел в счет уплаты долга, он выступал как бы в качестве лишь уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не мог и практически оставался пожизненно в таком положении. К тому же он отвечал за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае побега, а также кражи закуп автоматически превращался в холопа. Господин по отношению к закупу имел право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп, в отличие от холопа, имел некоторые пра-, ва. Его нельзя было бить «не за дело», продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождался от своих обязательств по отношению к господину), он мог жаловаться на господина судьям, у него нельзя было безнаказанно отнять имущество.
В многоукладном древнерусском обществе существовала и «невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину — робой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».
Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота» — говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие». Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора — слуги, воспитатели детей, ремесленники и проч. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.
В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.
В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX—X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60, а к моменту мои голо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов1. По мнению некоторых авторов, все города делились на две группы: собственно города, в которых было вече, и «пригороды», в которых веча не было2. Не следует путать современное понятие пригорода с тогдашним.
Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к «гостям», ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.
Города являлись центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность имела широкое распространение, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах. Еще В. Татищев критиковал авторов, утверждавших, что Древняя Русь была неграмотной, хотя и сам увлекался, полагая, что славяне имели грамоту еще до Христа1.
Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.
Древнерусское государство, как уже отмечалось, было полиэтничным. Этот факт, в принципе общеизвестный, теперь признают и западные авторы.2. «Повесть временных лет», перечисляя племена, которые якобы приглашали варяжских князей, называет и явно неславянские — чудь и весь3. По мере продвижения славян на северо-восток они неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однако этот процесс проходил в основном мирно и не сопровождался закабалением коренного населения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало места, и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением христианства этому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех язычников — и славян, и финнов. Русский митрополит Илларион в своем «Слове о законе и благодати» (XI в.) говорит о равноправии всех христианских народов, отнюдь не подчеркивая приоритета русских. В законодательстве мы тоже не встретим никаких преимуществ для славян, для Руси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные привилегии в сфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из принципов традиционного русского гостеприимства.
Идеи интернационализма, отсутствие всякого шовинизма пронизывают и древнерусскую литературу. В «Послании к князю Изяславу» говорится: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия... аще то будет жидовин, или сарацин, или болгарин, ...или ото всех поганых — всякого помилуй и от беды избави»1.
С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в. большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.
Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры, как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом. При этом утверждают, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.
Думается, что более убедительной выглядит точка зрения С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависит от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, состоять в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.
Вассалами великих князей выступали местные князья. До Владимира Святославича на местах сидели как представители рода Рюриковичей, так и племенные князья. Владимир уничтожил и тех, и других (по мнению С.В. Юшкова) и посадил в вассальных княжествах своих многочисленных сыновей, которые потом передрались между собой. Чтобы внести порядок, они договорились на съезде в Любиче в конце XI в. о закреплении земель, которые стали теперь передаваться по наследству в соответствующем роду. Установилась так называемая удельная система. Вассалами этих князей стали бояре.
Государственный механизм.
Древнерусское государство было
монархией. Во главе его стоял
великий князь. Ему принадлежала
верховная законодательная
Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне этого искусства. Она заключала различного рода международные договоры — военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию1. Выполняли князья и судебные функции.
Князья выросли из племенных вождей, и в пору военной демократии были выборными. Став главой государства, они передавали свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние. В него входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи.
Иногда в
Древнерусском государстве
Информация о работе Общественно-политический строй и право древнерусского государства