Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Время существования Древнерусского (Киевского) государства составляет один из основных периодов истории государства и права нашей страны. Древнерусское государство просуществовало почти триста лет и сыграло большую роль, как в истории народов России, так и в мировой истории. Древнерусское государство явилось колыбелью трех братских народов — русского (великорусского), украинского и белорусского.
Введение 3
1. Общественный строй Древнерусского государства 4
2. Политический строй Древнерусского государства 8
3. Характеристика права Древнерусского государства 15
Заключение 17
Список используемой литературы 18
В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно. Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Она выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.
Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и др. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.
Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.
Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь специальных крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.
Князья нередко прибегали к услугам наемников — сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и др.).
В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, собиравших штрафы за убийство. Их сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.
Государственное управление, войны, да и личные потребности князей, и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани. Ей исторически предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже они превратились в обязательный налог, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.
Первоначально она собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах.
Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и1 иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного' средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси еще не нашли своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны1.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.
В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты этой религии. Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники. Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима. Есть версия и о том, что введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае современные исследователи видят в древнерусском православии не только южное, но и западноевропейское влияние.
Не случайно, поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например; в Новгороде2. Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели, без видимых причин от нее отступаться. Особенно это имело место в северных районах Руси.
Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.
Русская правда — не единственный, но основной памятник древнерусского права, в ней достаточно ясно выражены его основные черты.
Главной чертой права, в Русской правде, является то, что оно было правом феодальным, неравным, привилегией господствующего класса феодалов. Один из основных принципов этого права — неодинаковый подход к защите интересов феодалов и феодально-зависимых крестьян. Личность и имущество зависимого крестьянина защищались в значительно меньшей степени, чем личность и имущество свободного человека и тем более феодала, а личность и имущество холопов этим правом вообще не защищались.
Государство и право Древнерусского государства (Киевской Руси)
Право, выраженное в Русской правде, со всей последовательностью закрепляло и охраняло господство крупных землевладельцев, их собственность на землю и другое имущество. Русская правда защищала и охраняла право собственности феодалов на холопов.
Другая характерная черта права Древнерусского государства — отсутствие четкого различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. По Русской правде преступление носит наименование «обиды». Всякое нанесение «обиды», то есть причинение кому-либо материального, физического или морального вреда, считалось противоправным деянием. Но и при отсутствии разграничения между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями все же нормы Русской правды различаются по своему характеру. Они могут быть условно разделены на три основные группы:
1. Нормы уголовного права, то есть нормы, за нарушение которых прямо предусматривались наказания.
2. Нормы гражданского
права, регулирующие
3. Нормы процессуального права, определявшие порядок рассмотрения
судебных дел.
Важное место в Русской правде занимает охрана феодальной собственности и личности феодала. Применение наказаний, то есть уголовно-правовые методы защиты, было основным средством защиты интересов феодалов. Русская правда содержит развернутую систему преступлений и соответствующих им видов наказаний.
Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.
Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.
Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.
1 См.: Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980. С. 59.
2 См.: Административно-
1 См.: История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник /под ред. О.И. Чистякова. – М., 2007. С.58.
2 См., например: Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 2000. С. 17.
3 См.: Повести Древней Руси. С. 132.
1 См.: История отечественного государства и права. Ч.1: Учебник /под ред. О.И. Чистякова. – М., 2007.С.59.
1 См.: Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. С. 9.
2 См.: Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. С. 361.
1 См.: СвердловМ.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983. С. 27-28.
Информация о работе Общественно-политический строй и право древнерусского государства