Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:58, реферат
На территории Евразии в настоящее время находится одно из самых сильных государств мира — Российское, история которого насчитывает более пяти веков.
Русское государство формировалось на протяжении XIV-XV вв. на феодальной основе: развивалось феодальное землевладение и хозяйство, усиливалось крепостничество, обострялась классовая борьба. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. Феодально-крепостнической монархии.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Объединение русских земель……………….………………………………...4
1.1 Предпосылки объединения русских земель……………………………..4
1.2. Этапы образования русского централизованного государства……....8
2. Государственный строй Московской Руси…………………………………16
2.1 От великокняжеской к царской власти………………………..………..16
2.2 Князь………………………………………………………………………18
2.3 Боярская дума………………………………………………………….….20
2.4 Дворцово-вотчинная система управления ……………………………..22
2.5 Местные органы управления…………..…………………….…………..24
2.6 Органы городского управления………………………………………….26
2.7 Церковь в политической системе Российского государства….………..28
3. Право Московской Руси……………………………………………….……..30
3.1 Источники права……………………………………………………….…..30
3.2 Гражданское право…………………………………………………….…..32
3.3 Уголовное право……………………………………………………….….34
3.4 Процессуальное право…………………………………………………….36
3.5 Судебник………………………………………………………………...…38
4. Общественный строй…………………………………………………………43
4.1 Изменения в общественном строе……………………………………….43
4.2 Феодалы……………………………………………………………….…..46
4.3 Крестьяне…………………………………………………………….…..49
4.4 Холопы………………………………………………………………….…51
4.5 Городское население…………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………..….53
Список использованных источников………………………………………….54
Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Всё это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах. //3//
2.
Государственный строй
2.1 От великокняжеской к царской власти.
Система управления русскими землями в XIV-XV веках во многом была унаследована из предыдущего периода. Первые московские князья были типичными раннефеодальными монархами своей эпохи, их отношения с удельными князьями строились на договорах, в которых определялись параметры власти «брата старейшего» над «братьями младшими». Московский князья делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю. Но уже с середины XV в. происходят серьезные изменения, и великий князь московский превращается в самодержавного монарха, вассалитет сменяется подданством. С падением Византии (1453 г.) московский князь становится главой крупнейшего в мире православного государства и рассматривает себя в качестве преемника византийских императоров. На Русь переходит византийская государственная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог укрепила международный престиж Московской Руси. С этого времени он стал добавлять к своему титулу «великого князя» слово царь. Тогда же появилась и формула Божьей милостью – указание на теократический источник власти (из воли Божией). Не случайно на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога».
Высшей
административной и судебной
властью обладал князь,
2.2 Князь
Главой Русского государства был
великий князь, обладавший значительной
властью. Он издавал законы, осуществлял
общее руководство
Таким образом, централизация явилась внутренним источником великокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с ИванаIII московские великие князья именовали себя "государями всея Руси". Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул, признанный некоторыми европейскими государствами.
В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существовавшего константинопольского престола.
Делались попытки
2.3 Боярская дума
Боярская дума выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Ее оформление следует отнести к XV в. Боярская дума была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые думные чины - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически он не мог поступать самовольно, ибо его решение не проводилось в жизнь, если не получало одобрения боярства. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что было связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии.
Феодальные съезды имели тот же характер, что и в Древней Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.
Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры. В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей. Дмитрий Донской, умирая, приказал своим детям : “бояр же своих любите и честь им достойную воздавайте, без их думы ничтоже творите”.
Нежелание считаться с мнением
Боярской думы могло иметь своим
последствием отъезд бояр к другому
князю, изоляцию князя, ослабление его
влияния. В своих вотчинах они
чувствовали себя по-прежнему удельными
князьями, какими были их отцы и деды.
Словом, новое московское боярство
приняло вид родовой и
2.4 Дворцово-вотчинная система управления.
Московское государство
Во времена Московского
Из органов, обслуживающих личные
нужды князя, дворцово-вотчинные
органы управления все больше превращаются
в общегосударственные
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления. Этот переход начался в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживающий личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.
2.5 Местные органы управления.
Территория Русского государства
делилась на уезды - наиболее крупные административно-
Во главе отдельных
Кормленщики обязаны были управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления, который включал тиунов, доводчиков и др. Они должны были иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней безопасности феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов и волостей, тем более что их назначение было краткосрочным - обычно год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в должной мере обеспечить подавление сопротивления крестьянства и городского люда. От этого страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от "лихих" людей. Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах.
2.6 Органы городского управления.
Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на подвластной им территории.
Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчика замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими.
Информация о работе Общественный и государственный строй Московской руси в XIV-нач. XV вв