Общественный и государственный строй Московской руси в XIV-нач. XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

На территории Евразии в настоящее время находится одно из самых сильных государств мира — Российское, история которого насчитывает более пяти веков.
Русское государство формировалось на протяжении XIV-XV вв. на феодальной основе: развивалось феодальное землевладение и хозяйство, усиливалось крепостничество, обострялась классовая борьба. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. Феодально-крепостнической монархии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Объединение русских земель……………….………………………………...4
1.1 Предпосылки объединения русских земель……………………………..4
1.2. Этапы образования русского централизованного государства……....8
2. Государственный строй Московской Руси…………………………………16
2.1 От великокняжеской к царской власти………………………..………..16
2.2 Князь………………………………………………………………………18
2.3 Боярская дума………………………………………………………….….20
2.4 Дворцово-вотчинная система управления ……………………………..22
2.5 Местные органы управления…………..…………………….…………..24
2.6 Органы городского управления………………………………………….26
2.7 Церковь в политической системе Российского государства….………..28
3. Право Московской Руси……………………………………………….……..30
3.1 Источники права……………………………………………………….…..30
3.2 Гражданское право…………………………………………………….…..32
3.3 Уголовное право……………………………………………………….….34
3.4 Процессуальное право…………………………………………………….36
3.5 Судебник………………………………………………………………...…38
4. Общественный строй…………………………………………………………43
4.1 Изменения в общественном строе……………………………………….43
4.2 Феодалы……………………………………………………………….…..46
4.3 Крестьяне…………………………………………………………….…..49
4.4 Холопы………………………………………………………………….…51
4.5 Городское население…………………………………………………….52
Заключение…………………………………………………………………..….53
Список использованных источников………………………………………….54

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 92.92 Кб (Скачать файл)

В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации. Изменился состав и положение боярства. Во второй половине века число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство. В результате меняется смысл самого термина "боярин". Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.

Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало  свою судьбу с успехами князя и  поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору  в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались прежде всего из "слуг под дворским" при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить новые земли, крестьян. Влияние дворянства росло по мере уменьшения влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.

Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. В центральных районах  страны монастырское землевладение  расширяется за счет пожалований  местных князей и бояр, а также  в силу завещаний. На северо-востоке  монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать землю у монастырей, чтобы раздать  ее помещикам, но эта попытка терпит крах. //8//

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Крестьяне.

Сельское феодально-зависимое население  именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытесняется новым - крестьяне (от "христиане"), хотя наряду с  ним употребляется и такой, как "смерды". Крестьяне делились на две категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных еще какому-либо феодалу. Эта категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне проживали в домениальных владениях великих и удельных князей. В XV в. происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле и закрепощение владельческих.

Установление феодальной зависимости  предполагает экономическое принуждение  крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием феодализма требуются  уже меры политического, правового  принуждения. Но крестьяне имеют  еще право перехода от одного владельца к другому. От таких крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными землевладельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы.

Старожильцы - это люди, исстари живущие у того или иного феодала несшие обычные феодальные повинности, а также тягло в пользу государства Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян свои вотчины и поместья. Новопорядчик освобождался от государственног тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Порою новопорядчики получал от нового хозяина подмогу или ссуду. Они могли перейти к другому феодала лишь расплатившись с прежним. Если новопорядчик много лет проживал на одних и тех же землях, он считался старожильцем.

Следующую группу зависимых людей  составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала "серебро", т.е. деньги в долг и обязанные  отработав его. Расплачиваться с  долгами было зачастую трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог сменить хозяина.

Одной из групп зависимых людей  были половники - бедняки, не имевшие  собственной запашки. Они пахали господскую землю, отдавая за пользование  ею половину собранного урожая.

В конце XV в. появляется еще одна категория  зависимых людей - бобыли которые получали у феодала жилище, а иногда и нетяглую (не облагаемую налогами) землю. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, которые жили на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что отныне крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. //8//

 

 

 

 

 

 

4.4 Холопы. 

Татаро-монгольское иго привело  к сокращению численности холопов  на Руси. Плен как источник холопства  потерял значение.

Холопы подразделялись на несколько  категорий. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские  и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников и землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.

В данный период развивается процесс  постепенного стирания грани между  холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные права, а закрепощенные крестьяне все  больше их теряют. Среди холопов  различались страдники, т.е. холопы, посаженные на землю.

Наряду с относительным сокращением  числа холопов возникает новый  разряд людей, сходных с ними по положению, - кабальи люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Должник должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной. //8//

4.5 Городское население.  

Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости (детинце) жили преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому "черному" люду.

Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных  в городской черте. Эти люди, своими хозяйственными интересами связанные  с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Экономический подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей - сурожане, ведущие торговлю с Крымом (с Сурожем -Судаком). Несколько ниже стояли суконщики - торговцы сукном. //8//

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XV  - начале XVI в. более чем двухвековая  борьба русского народа за свое государственное  единство и национальную независимость  завершилась объединением русских  земель вокруг Москвы в единое государство.

Особенности процесса государственной централизации  сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции  в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация  сопровождалась закрепощением крастьянства и усилением сословной дифференциации.

Обобщение вышеизложенного свидетельствует о том, что во второй половине XV  - первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций / Л П. Белковцев. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 216 с.
  2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. — 320 с.
  3. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв. Очерки социально-экономической и политической истории Руси / Л. В. Черепнин. – М., 1960. – 899 с.
  4. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – 3-е изд. Перераб. и доп. / И. А. Исаев. – М.: Юристъ, 2004 – 797 с.
  5. Беляев И.Д. История русского законодательства: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. спец. / МВД России. С.-Петерб. ун-т. - СПб.: Лань, 1999. - 639 с.: портр. - (Классики истории и философии права). - Библиогр., с. 637.
  6. Штамм С. И. Судебник 1497 года: Учеб. пособие по истории государства и права СССР / С. И. Штамм. – М.: Юрид. лит., 1955 . – 112 с.
  7. Чибиряев С. А. История Государства и права России: Учебник для вузов / С. А Чибиряев  – 2002. – 66 с.
  8. Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. С древнейших времен до XVII в. / Б. Д. Греков. – М.: Академия наук СССР, 1954 – 470 с.

 

 

 


Информация о работе Общественный и государственный строй Московской руси в XIV-нач. XV вв