Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, доклад
Сословно-представительная монархия – это форма правления, которая складывается в период становления централизованного государства и характеризуется тем, что правитель государства вынужден делить свою власть с органами представительства сословий феодального общества. В России это были Боярская дума и Земские соборы. Сословно представительная монархия начала складываться при Иване III, но окончательно сформировалась при Иване IV.
Общественный и государственный строй российского государства в период сословно-представительной монархии
Сословно-представительная монархия – это форма правления, которая складывается в период становления централизованного государства и характеризуется тем, что правитель государства вынужден делить свою власть с органами представительства сословий феодального общества. В России это были Боярская дума и Земские соборы. Сословно представительная монархия начала складываться при Иване III, но окончательно сформировалась при Иване IV.
После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол перешел к его 3-летнему сыну Ивану. Опекунами малолетнего князя стали представители известных боярских фамилий - Дмитрий Бельский и Михаил Глинский. Фактической правительницей страны стала мать Ивана - Елена Глинская, из рода князей Глинских, который происходил из Великого княжества Литовского.
Регентство Елены Глинской оказалось недолгим (1533-1538 гг.), но имело важное значение в истории страны:
1) Защищая интересы
своего сына, великая княгиня
расправилась с братьями
2) Провела ряд реформ и мер, усиливших централизацию и безопасность государства:
- денежную реформу,
результатом которой стало
- ввела единую для всей страны систему мер длины и объема;
- занялась строительством новых и реорганизацией старых крепостей, что повышало степень безопасности русских городов, обеспечивая им благоприятные условия для развития ремесла и торговли;
- способствовала
укреплению армии, раздавая новые
поместные земли детям
- установила контроль за ростом церковного землевладения и ограничила ряд податных и судебных льгот церкви;
- предоставила ряд льгот и земель православным переселенцам из Литвы.
Елена Глинская умерла 3 апреля 1538 года. После смерти Елены Глинской управлять государством стала Боярская дума. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» — введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти.
Сильные позиции в период боярского правления в думе принадлежали группировкам Шуйских, Бельских и Глинских. Враждующие между собой боярские группировки часто прибегали к кровавым расправам и опалам. Казни и расправы проходили на глазах маленького Ивана. Увлеченные борьбой за власть, бояре всячески потворствовали прихотям и слабостям малолетнего князя, развивая тем самым его порочные наклонности. Иван мало интересовался государственными делами, но придавал большое значение расправе над боярами. Свое совершеннолетие(15 лет - пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия) Иван ознаменовал лишь опалами и казнями.
Важным событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. На Руси «царями» называли византийских императоров. Позже, когда Русь была включена в новую для себя политическую систему и оказалась под контролем монгольских ханов, русские князья перенесли титул «царя» на золотоордынских владык.
Падение Золотой Орды и крушение Византии в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей». Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно ей, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» - Византии.
На голову Ивана митрополит возложил «шапку Мономаха» - символ царской власти. Таким образом, было положено начало самостоятельного правления Ивана IV. С одной стороны, царский титул возвысил Ивана IV над всей русской титулованной знатью. Он предстал перед своими подданными в роли приемника византийских императоров. С другой - уравнивал в положении с западноевропейскими императорами. Известный советский историк Б. Рыбаков считает, что возложение царской короны руками главы церкви - митрополитом Макарием, подчеркивало особое положение церкви в государстве. Царь обязывался охранять права и привилегии церкви, а церковь - способствовать укреплению самодержавной власти.
Одновременно с венчанием на царство происходили выборы царской невесты. Ею стала дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина и племянница Михаила Захарьина, который являлся одним из опекунов малолетнего Ивана IV - Анастасия. Иван Грозный стал правителем государства, территория которого за сто лет - с середины XV в. до середины XVI в. - увеличилась более чем в 6 раз. Население страны составляло около 9 млн. человек. Это почти в 2 раза больше чем в Англии того времени (4-5 млн.). Некоторые иностранцы, побывавшие в России, считали, что Москва больше Лондона с предместьями, Новгород значительно больше, чем Рим, Псков сравнивали по величине с Парижем.
Исследователи выделяют два основных способа управления большими территориями: первый - когда уделяется большое значение органам местного самоуправления, которые избираются населением и контролируются администрацией из центра. Примером могут служить ряд стран Западной Европы, где наряду с королевской властью успешно функционировали парламенты, городские и провинциальные органы управления, суды и др. Второй способ - деспотический вариант централизации, когда сильная централизованная власть подавляет всяческое самоуправление. Такой путь был избран Россией в период правления Ивана Грозного (1547-1584 гг.).
Условно правление Ивана Грозного можно разделить на два периода:
1547-1560 гг. - период
реформ, которые проводило
Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в XIII-XIV вв. в ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги в Германии и др.). В России сословное представительство существовало в виде Земских соборов XVI-XVII вв. Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.
Начало правления Ивана IV ознаменовано народными волнениями в ряде городах России - Пскове, Новгороде, Москве и др., которые были вызваны бесчинством знати, высокими денежными поборами, несправедливым судом и т.д. Городские восстания показали необходимость проведения широких внутренних реформ и отказа от порядков, существовавших при боярском правлении. После этих событий Иван IV приблизил к себе новых людей, которые и вошли в Избранную Раду.
После восстания 1548 г. в 1549 г. был созван Земский собор. Крупнейший специалист в этом вопросе Л. Черепнин считает, что для современников Земский собор - это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских». Слово «земский» в XVI в. означало «государственный».
В.О. Ключевский полагал, что земские соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».
С.Ф. Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
Л. Черепнин считает, что земские соборы можно разделить на категории, в зависимости от того, кто и с какой целью собирал Земский собор. В связи с этим он делит Земские соборы на: а) созванные царем (большинство соборов); б) созванные царем по инициативе сословий (ряд соборов времени Михаила Федоровича Романова и собор 1648 г. времени его сына - Алексея Михайловича Тишайшего); в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя - собор 1565 г. и соборы периода Смутного времени - 1611-1613 гг.); г) избирательные на царство (соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова).
В состав Земского собора вело три пути: а) по общественно-политическому положению (Освященный собор и Боярская дума); б) по назначению или приглашению. Состав участников собора зависел в значительной степени от причин его созыва и от содержания его деятельности. Это были духовенство, боярство, дворянство, дьячество и приказный аппарат. Иногда в работе соборов принимало участие и купечество (верхушка посада). Это было вызвано потребностью центральной власти в финансах, а также потребностью поддержки верхами посада в борьбе с феодальной аристократией. Обсуждение вопросов происходило раздельно - по чинам и сословиям. Земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные вопросы.
Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган, который поддержал бы политику власти. Через который, власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проведенные мероприятия, т.к. эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников. Однако соборы XVI в. - это не представительные учреждения в обычном понимании: а) власть царя они не ограничивали; б) не было выборных представителей. Это скорее бюрократические учреждения, как выразился один дореволюционный исследователь А. Заозерский, это - парламент чиновников.
Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1) Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).
2) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
3) 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
4) 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5) 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики - внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско - польские, и русско - крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
6) После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
Если присмотреться к вопросам, которыми занимались соборы, созывавшиеся церковной властью, то, прежде всего, надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 году, когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».
Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским государством. Всего за всю историю существования российского государства было созвано 60 Земских соборов.