Общественный и государственный строй российского государства в период сословно-представительной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, доклад

Описание работы

Сословно-представительная монархия – это форма правления, которая складывается в период становления централизованного государства и характеризуется тем, что правитель государства вынужден делить свою власть с органами представительства сословий феодального общества. В России это были Боярская дума и Земские соборы. Сословно представительная монархия начала складываться при Иване III, но окончательно сформировалась при Иване IV.

Файлы: 1 файл

гос и общ строй.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

Церковный собор 1551 г. - Стоглав (названный по количеству глав в которых были изложены его решения). Стоглавый собор частично устранил местные особенности богослужения, приняв меры по унификации пантеона святых и обрядов. Осудил произвол монастырских настоятелей - игуменов, падение морали среди духовенства. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана Грозного (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской администрации над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе эти владения остались в руках церкви.

Серьезные перемены коснулись центральных органов управления. Вместо двух прежних учреждений, созданных при Иване III - Государева двора и Казны, которые обладали нечеткими, переплетавшимися функциями управления, - была учреждена система специализированных приказов. Приказы - органы центрального управления с XVI в. Появление связано с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, усложнением общегосударственных задач. Вначале приказная система не имела внутреннего единства, четкого разграничения функций; позже наметился отказ от совмещения судебных, административных и финансовых дел.

Челобитный приказ принимал все челобитные на имя царя и контролировал деятельность других государственных учреждений;

Посольский приказ ведал внешней политикой (его 20-цать лет возглавлял талантливый дипломат, дьяк Иван Михайлович Висковатый);

Поместный приказ распределял вотчины и поместья среди служилых людей и бояр;

Разрядный приказ ведал службой в войске, назначал воевод, определял численность ополчения детей боярских различных уездов и стал своеобразным генеральным штабом русского войска;

Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. стрелецким войском;

Разбойный приказ преследовал лихих людей, обеспечивал безопасность государства;

Земский приказ поддерживал порядок в Москве;

Четверти (Чети) и Большой приход собирали важнейшие государственные налоги;

Ямской ведал перевозками, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод;

С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца и др.

Окончательное формирование приказной системы приходится на XVII век.

В 50-х гг. XVI в. была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы, в центральных уездах, где было развито частное землевладение, были созданы губные избы, возглавляемые губными старостами, которых избирали дворяне уезда. В их компетенцию входило рассмотрение дел о «разбоях». Вместе с выборными городовыми приказчиками губные старосты возглавили уездную администрацию.

Выборные власти появились и в тех уездах, где не было частного землевладения. Из числа зажиточных посадских людей и черносошных крестьян выбирались земские старосты, которые становились во главе земских изб. Им в помощь предоставляли дьячков-целовальников (своего рода грамотных секретарей). Земские старосты ведали судом и сбором податей.

Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - наместников и волостелей - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Итогом проведенных реформ в сфере местного управления стала отмена института кормлений (1556 г.). Вместо поборов в пользу кормленщиков теперь собирали «кормленичий окуп», который поступал в царскую казну и использовался  для «помоги» служилым людям.

Считается, что губная и земская реформа являются шагом на пути централизации государства. Однако, по мнению современных петербургских историков (А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот и др.) не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются этими авторами как продолжение демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства.

В 1550 г. было ограничено местничество при назначении на командование войсками на время военных походов. Знатные юноши теперь должны были набираться опыта на невысоких должностях, которые ранее они бы не стали занимать, т.к. это было «невместное» для их семьи назначение. Вести местнические споры во время военных походов запрещалось. Все военачальники обязывались подчиняться первому воеводе большого полка.

Одновременно было принято решение об использовании в Московском уезде «избранной тысячи» - 1070 детей боярских, «служилых людей по Отечеству», которые должны были составить ядро дворянского ополчения. Эти помещики записали в особую «Тысячную книгу». Служилые люди обеспечивались поместными «дачами» (хотя некоторые современные исследователи считают, что, навряд ли, правительству удалось найти достаточное количество подмосковной земли для раздачи служилым людям, и считают его лишь проектом).

В 1550 г. организовали постоянное стрелецкое войско. Стрельцов - служилых людей по прибору» - набирали из нетяглых посадских людей, за счет казны вооружали пищалями, бердышами и саблями. Стрельцы получали жалованье. В мирное время они охраняли города, в войну - отправлялись в походы. В свободное от службы время они занимались торговлей и ремеслом. Имея различные привилегии. На их содержание собирался специальный налог - пищальные деньги. Стрелецкое войско стало наиболее мощной боевой силой государства.

Военные реформы завершились принятием в 1555-1556 гг. Уложения о службе, установившего единый порядок службы для владельцев вотчин и поместий. Отныне каждый феодал в зависимости от имевшегося у него количества земли определенного качества («худой», «средней», «доброй») выставлял определенное число вооруженных всадников (напр., одного с каждых 100 четвертей «доброй» земли). Тот, кто выводил людей больше, чем положено. Получал денежную «помогу», а кто меньше - платил штраф.

За десять лет деятельности Избранной Рады была проведена целая серия крупных реформ. Такого не знала предшествующая история страны. Реформы 50-х гг. повысили эффективность управления страной, способствовали централизации и оформлению государственного аппарата России. Таким образом, путь развития российского общества, намеченный Избранной Радой, открывал перспективу укрепления позиций сословно-представительной монархии. Избранная Рада смогла использовать реальную заинтересованность всего господствующего класса - бояр, служилых людей и духовенства - в централизации страны и осуществляла этот процесс постепенно. По мнению Р. Скрынникова, формирующаяся в России монархия при всем своеобразии «была аналогична монархиям европейского (византийского) типа».

Однако Иван Грозный не смог оценить всю глубину и масштабность реформ. В 1560 г. он разогнал Избранную Раду. Падение правительства привело к смене стратегического курса от политики реформ к эпохе террора, которая получила название «опричнина».

Опричнина - основа политики Ивана Грозного, включавшей разделение территории, землевладения и сословий феодалов, госаппарата и финансов на две части: опричнину (привилегированную часть) и земщину. В узком смысле - привилегированная часть государства. Служила орудием утверждения самодержавной власти царя. Представляла собой систему внутриполитических мер для борьбы с предполагаемой изменой. Была подчинена усилению личной власти Ивана Грозного, связана с преодолением остатков удельной старины. Осуществлялась жесткими методами, террором.

Исследователи выдвигали различные версии относительно столь резкого поворота в деятельности царя от политики реформ к политике опричнины, которая была связана с террором и насилием. Современные историки указывают на: а) разногласия царя с его ближайшим окружением (Избранная Рада выступала против форсированной централизации и Ливонской войны); б) неудачную Ливонскую войну (1558-1583 гг.) с которой связан ряд серьезных неудач русской армии; в) бегство в Литву одного из видных деятелей Избранной Рады - Андрея Курбского, который обвинял царя в тирании и бессмысленных убийствах верных слуг.

Слово «опричнина» не была каким-либо новым понятием. Так назывался удел, который выдавался княжеской вдове, «опричь» (кроме) другой земли. В данном случае, опричнина означала личный удел царя. Остальная территория государства стала именоваться земщиной, которая управлялась Боярской думой. Посольский приказ и Большой приход, ведавшие поступлением налогов остались едиными для земщины и опричнины и подчинялись только Ивану Грозному.

Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тыс.) в основном служилых людей. Но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы. А у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть «государевых изменников» и выметать измену.

В опричнину вошли: все дворцовые владения, обеспечивавшие хозяйственные нужды двора; северные черносошенные районы страны с богатыми городами (Устюг, Двина, Вологда, Галич и др.), откуда в казну шли большие налоговые поступления; некоторые  земли Центра т пограничные уезды (Можайск, Вязьма, Козельск, белев, Малый Ярославец, Суздаль, строгановские (промышленников Строгановых) владения на Каме, некоторые улицы Москвы).

Столицей опричнины стала Александровская слобода, внутри которой воздвигли два ряда крепостных стен, царский дворец, терема знати, храмы. Здесь сидел князь московский Иван с «опричным двором», опричными Думой и приказами.

Апогеем опричного террора стали 1569-1570 годы. Церковь не поддерживала опричную политику. Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его Филипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он был низложен, заточен в монастырь, а по пути в Новгород опричного войска задушен. В сентябре царь получил ложный донос о том, что новгородцы хотят посадить на престол в Москве князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. В декабре 1569 г. опричное войско двинулось на Новгород. Кровавые погромы произошли в Клину, Твери, Торжке, через которые прошли опричники. По мнению ученых, в Новгороде погибло от 10 до 15 тыс. человек. Город был разграблен. Имущество монастырей, церквей и купцов было конфисковано. После возвращения из Новгорода начались массовые казни в Москве. Казнили тех опричников, которые стояли у истоков этой политики. Им на смену пришли новые, среди них Малюта Скуратов.

В 1572 г. опричнина была отменена. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем «государева двора» продолжала существовать дальше. Другие историки считают, что Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 г., когда вновь получил во владения удел, а остальной территорией поставил управлять крещенного хана Симеона Бекбулатовича, который именовался «великим князем всея Руси», в отличие от просто «князя московского». Не пробыв и года на престоле, хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на свои места.

Последствия опричнины:

- разрушена экономика  страны;

- погибли десятки  тысяч россиян - князей, бояр, купцов, ремесленников, крестьян, священнослужителей;

- из 43 членов Боярской  думы казнено 19, пострижено в монахи  – 3;

- нарушена организация  и комплектование поместного  войска;

- опричнина оказала  отрицательное влияние на ход  Ливонской войны;

- опричнина, разорив  крестьян и стимулировав их  бегство, послужила одной из причин  принятия первых закрепостительных актов (1581 г. - указ о «заповедных летах»);

- произошло некоторое  ослабление власти церкви;

- был создан не  четко работающий аппарат государственной  власти, а аппарат репрессий. Террор  был направлен против всех, кто  был носителем хотя бы некоторой  самостоятельности и свободы;

- главным результатом  опричнины стал новый механизм  власти, с помощью которого стало  возможным управлять государством, не поощряя, а наоборот гася  ростки демократии. На смену сословно-представительной  монархии пришло самодержавие  как форма политической и государственной  организации господствующего класса. Никаких реальных возможностей  ограничения власти Ивана Грозного  ни Боярская Дума, ни изредка  созываемые в этот период Земские  соборы не имели.

Общественный строй сословно-представительной монархии представлял собой следующее. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».

Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако удельные князья сохранили право собственности на свою землю. Но, поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья являлись наиболее крупными землевладельцами. Служилые князья занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной. Впоследствии они слились с верхушкой боярства.

Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Слуги вольные и дети боярские также несли службу великому князю.

Феодалы обладали правом отъезда, т.е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV—XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.

Информация о работе Общественный и государственный строй российского государства в период сословно-представительной монархии