Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:36, контрольная работа
Социальный структура спартанского общества формировалась на протяжении многих веков и происходило в процессе завоевания территорий Лаконии, в результате чего в Спарте сложилось три основных класса-сословия: свободное население, к которому относились полноправные граждане-спартиаты, периэки и илоты, которые представляли собой зависимое население. Особую роль в формировании этих сословий сыграл законодатель Ликург, живший в IXвеке до н.э., чьи реформы закрепили юридические права и обязанности каждого сословия.
Введение
Общественный строй
Порядок жизни (основное)
Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты
Глава II. Периэки
Глава III. Илоты
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Общественный строй
Порядок жизни (основное)
Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты
Глава II. Периэки
Глава III. Илоты
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальный структура спартанского общества формировалась на протяжении многих веков и происходило в процессе завоевания территорий Лаконии, в результате чего в Спарте сложилось три основных класса-сословия: свободное население, к которому относились полноправные граждане-спартиаты, периэки и илоты, которые представляли собой зависимое население. Особую роль в формировании этих сословий сыграл законодатель Ликург, живший в IXвеке до н.э., чьи реформы закрепили юридические права и обязанности каждого сословия.
Актуальность проблемы социального структуры Древней Спарты обусловлена интересом к изучению истории этого античного полиса в целом. Изучение социального строя позволяет выделить некоторые закономерности исторического процесса в государстве, объяснить многие экономические, социальные и политические изменения, происходящие в обществе на всем этапе его развития. Спарта представляла собой военизированное рабовладельческое государство античного общества. Изучение исторических событий в Спарте невозможно без рассмотрения социальной структуры этого полиса. Анализ общественного строя дает нам более полное и точное представление о Спарте, как типе полиса.
Источников по истории Древней Спарты довольно много, так сведения о ней мы можем найти в сочинениях Геродота. Сумма свидетельств, собранная Геродотом о самом закрытом из греческих государств, оказалась весьма ограниченной, но, тем не менее, эти сведения дают возможность изучить некоторые стороны общественного устройства спартанского полиса и представляют для нас исключительную ценность.
Достаточно обширные сведение о Спарте мы найдем у Плутарха. Этот античный автор дает нам информацию о легендарном Ликурге, спартанском законодателе, реформы которого способствовали становлению спартанского полиса таким, каким он просуществовал на протяжении не одного века. Плутарх пишет об этом: «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».
Еще один античный историк, у которого собрано достаточно сведений о Спарте- Ксенофонт (430-355гг. до н.э.). В «Лакедемонской политии» он идеализирует спартанский государственный и политический строй.
Кроме вышеназванных источников, информацию о социальной структуре Спарты можем найти в работе Страбона, который жил в конце I века до н. э. и вначале I в. нашей эры. Его «География» в 17 книгах дает нам представления об уровне географических знаний к началу нашей эры, но для нас представляю интерес исторические экскурсы, встречающиеся в работе, а конкретно Страбон дает сведения о происхождении такой социальной прослойки общества Древней Спарты, как илоты.
Но, несмотря на наличие довольно обширной базы источников по данной теме, следует учитывать, что авторы, писавшие о Спарте, не являлись современниками описываемых событий и были склонны идеализировать строй, как социальный так и государственный. К тому же никто из античных авторов не являлся, собственно жителем Спарты. Поэтому нам не приходится рассчитывать на объективность этих сведений.
Среди крупнейших отечественных историков, исследовавших социальную структуру Спарты, был Андреев Юрий Владимирович. Он подвергают серьезной критике всю традиционную схему спартанской истории. В одной из своих работ он сравнивает общественное устройство с современным тоталитаризмом и сомневается в существовании «общины равных». «В Спарте консолидация гражданской общины была достигнута как раз за счет существенного ограничения политических и экономических прав граждан и грубого подавления их личной свободы. В результате спартанское равенство оказалось равенством без свободы.»
Михаил Михайлович Хвостов,
профессор Казанского университета,
рисует устройство Спартанского полиса,
как демократическое
В своей совместной работе
исследователи Колобова Ксения Михайловна
и Глускина Лия Менделеевна утверждают,
что в гражданскую добродетель
Спарты было введено беспрекословное
повиновение властям и
Проблемой социального строя Спарты занимался Зайков А.В. В своей монографии он подробно описывает положение периэков в полисе. Он утверждает, что периэки — это земледельцы, являвшиеся вместе с тем мелкими земельными собственниками, и отводит периэкам достаточно весомую роль в военной организации Спарты.
А. Бергер также исследовал общественный строй Спартанского государства. Подробно описывает систему воспитания спартиатов, при этом он говорит о большой роли женщины в жизни спартиатов.
Общественный строй
В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.
Социальные группы:
- спартиаты;
- гипомейоны (опустившиеся спартиаты);
- периеки;
- илоты.
Организация политической власти у
спартиатов была типичной для периода
распада первобытнообщинного
- совет старейшин;
- коллегия эфоров;
- народное собрание.
Таким образом, в Спарте сложился отличный от других греческих полисов, использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации зависимого населения, большое численное превосходство которого требовало наличия сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов полиса.
На процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.
Для этой цели старым
Реформы Ликурга, приспособив
многие стороны жизни
Государство заботилось об
обеспечении сограждан всем
В итоге можно сказать,
что Спарта обрела свои
Порядок жизни (основное)
Из «Древних обычаев спартанцев» (Плутарх) мы узнаем, что спартанцы были грамотны. Хотя и изучали грамоту только «ради потребностей жизни».
Пренебрежение нормами гигиены у спартанцев считается одной из отличительных черт их быта (простота и ударение на силе, а не на красоте тела). Плутарх (будем считать, что «Древние обычаи» написаны именно им) вроде бы подтверждает, что спартанцы предпочитали не мыться, не меняли одежду и не умащивали тело как другие греки. Но в том же сочинении сообщается, что во время войн спартанцы носили одежды красного цвета, чтобы при ранении кровь не была заметна.
Геродот сообщает, что перед битвой гоплиты полировали щиты, готовили оружие и расчесывали свои длинные волосы. Немытые волосы расчесать невозможно. Скорее всего, спартанцы все-таки предпочитали чистоту, хотя и от грязи не страдали, будучи приученными к подобным неудобствам с детства.
В «Древних обычаях» развенчивается ложь о том, что спартанцы были совершенно чужды искусствам. Напротив, спартанцы относились к музыке и пению с большим вниманием. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Плутарх пишет, что язык спартанских песен был прост и выразителен.
С реформами Ликурга связано
приобщение войска к музыке. Музыкальное
сопровождение военных
Музицирование было возведено в Спарте в священный ритуал. Плутарх сообщает о суровых наказаниях для тех, кто пытался отступить от канона и ввести что-то новое.
За различные провинности в Спарте применялись весьма мягкие, но позорные наказания. Например, провинившегося заставляли ходить вокруг алтаря и петь позорящую песню, специально сочиненную к этому случаю. Это обстоятельство доказывает, что спартанцы вовсе не были чужды сочинительству. И позорящее пение, вероятно, отражает один из жанров.
Проблема легко разрешается, если вспомнить, что в Спарте жили не только спартанцы. Более того, спартиаты составляли лишь очень небольшую долю населения и специализировались на военном деле. Свободные пэрики и относительно несвободные илоты при увеличении численности вполне могли отправляться в зарубежные греческие колонии. А спартиаты не увеличивались численно в силу своей профессии. Заморские колонии им были просто не нужны.
Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты
Спартиаты представляли собой господствующий класс полноправных граждан Древней Спарты. Они составляли так называемую «общину равных», т. е существовало равенство в имущественном положении, гражданском равноправии, едином общественном воспитании. . Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.
Положение спартиатов в Лаконии рисуется в таких чертах: они создали для себя государство-лагерь; это правящий класс. Каждый спартиат имел участок земли (клер).
По словам Андреева Ю.В. земельные
наделы граждан не подлежали отчуждению,
а их владельцы вынуждены были
довольствоваться лишь определенной частью
приносимых ими доходов, получая
как бы казенный паек за свою воинскую
службу наподобие дворцового или
храмового персонала в
Взятые на полное
государственное обеспечение
Спартиаты делились на три
древних дорийских племенных
группировки (филы): диманов, памфилов
и гиллеев. Это деление регулировало
их родовые отношения и владения
клерами. После завоевания Лаконии
параллельно с этими древними, чисто родовыми
группировками спартанцев развились и
другие, более дробные группировки - «обы»
, в основу которых лег территориальный
принцип. Вся территория Лаконии разделилась
на довольно большое количество таких
«обов», представляющих собой небольшие
административно-
Все спартиаты были в принципе землевладельцами, основой их материального положения было владение солидным поместьем, за счет которого жила семья каждого спартиата. Свое поместье спартиат получал от полиса и поэтому не мог распоряжаться им как собственник. Он пользовался своим поместьем как наследственным владением с правом передачи по наследству. Поместье спартиатов не было единым хозяйством, которое велось бы его владельцем, а представляло собой совокупность мелких земельных участков, обрабатываемых илотами, которые платили установленный законом оброк в пользу своего господина. Сами спартиаты организацией своих хозяйств не занимались и редко появлялись в поместьях. Полученный оброк, состоящий из определенного количества зерна, вина, масла и других продуктов, обеспечивал нужды их семей.
Информация о работе Общественный строй, социальный состав и правовое положение населения в Спарте