Общественный строй, социальный состав и правовое положение населения в Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Социальный структура спартанского общества формировалась на протяжении многих веков и происходило в процессе завоевания территорий Лаконии, в результате чего в Спарте сложилось три основных класса-сословия: свободное население, к которому относились полноправные граждане-спартиаты, периэки и илоты, которые представляли собой зависимое население. Особую роль в формировании этих сословий сыграл законодатель Ликург, живший в IXвеке до н.э., чьи реформы закрепили юридические права и обязанности каждого сословия.

Содержание работы

Введение
Общественный строй
Порядок жизни (основное)
Глава I. Свободное население Спарты. Спартиаты
Глава II. Периэки
Глава III. Илоты
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ист гпзс.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

 

Освобожденные от хозяйственной  деятельности спартиаты занимались военной подготовкой. С момента  рождения и до смерти спартиат находился  под неусыпным наблюдением особых должностных лиц (эфоры). Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как только им исполнится семь лет, в специальные лагеря- агелы (букв. «стадо»), где их подвергали зверской муштре, воспитывая в подрастающем поколении выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться и другие качества, необходимые «каждому спартиату.

 

Как член «общины равных»  спартиат имел всю полноту гражданских  прав и все привилегии, связанные с ними. Так, например, не позже 30-летнего возраста спартиат должен был вступить в брак; за девушкой приданого, кроме ее личных вещей, не давалось. Если спартиат медлил со вступлением в брак, против него принимались меры общественного воздействия. Одной из таких мер было избиение неженатых мужчин женщинами на одном из религиозных праздников. Кроме того, брак сопровождался выделением клера и был обязательным условием, связанным с получением спартиатом активных политических прав. Неслучайно поэтому активное участие в апелле предоставлялось спартиатам только с 30 лет.

 

Для спартиата, получившего  гражданские права, было обязательным участие в общественных обедах—фидитиях (или сисситиях).

Посредством фидитий осуществлялся, как уже указывалось, отбор спартанских  граждан на основе имущественного ценза. Не имеющий клера спартиат не мог  вносить установленной государством нормы продуктов и, таким образом, выбывал из состава полноправных граждан. Кроме того, фидитии сплачивали граждан.

Спартиат, не проявивший нужного  мужества на поле боя, не мог появиться  на обеде и таким образом устранялся от политических прав гражданина.

 

Итак, гражданином Спарты, т. е. спартиатом , мог быть только человек, отвечающий четырем основным требованиям  государства:

1. Происхождение от родителей  граждан.

2. Наличие клера с илотами.

3. Прохождение школы спартанского  военного обучения.

4. Полное подчинение законам  спартанского государства и представителям  государственной власти.

Глава II. Периэки

 

В спартанском обществе существовала еще одна социальная группа населения-периэки («живущие вокруг»). Это были преимущественно  потомки завоевателей–дорийцев, не вошедших по разным причинам в состав спартанской «общины равных». Проживали  они в основном в прибрежных или  малоплодородных областях и занимались ремеслом и торговлей. По словам Андреева торговля и ремесло в Спарте считались  занятием, позорящим гражданина и  поэтому им занимались отдельная  прослойка населения -периэки.

 

Зайков А.В. говорит о том, что в современности проявляется устойчивая тенденция исключать спартанских периэков из состава гражданского коллектива.

 

Периэки являлись мелкими  земельными собственниками, поскольку  их отношение к  земле -  античная традиция, которая определяет отношение спартиатов,— владение долей земельной собственности общины, полученной от нее при Ликурговом перераспределении. При этом периэки, в отличие от илотов, пользовались землей без каких либо экономических обязанностей перед спартиатами. Периэкское землевладение, как и спартиатское, опосредовано верховной собственностью гражданской общины, правом на землю, гарантируемым и защищаемым полисом. Можно утверждать, что периэкские хозяйства в рассматриваемый период в подавляющем большинстве — представляли собой мелкое производство, основанное на личном труде.

 

Что же касается участия  периэков в военной жизни Спарты, то они должны были выставлять небольшие  контингенты в состав воинского  ополчения спартанского полиса.

Периэки использовались не только в качестве гоплитов и конников. На некоторые их подразделения возлагались  особые функции, чему примером служит отряд из Скиритиды (горная область  на севере Лаконики), занимавший особое место в лакедемонском войске.

 

В ночное время скириты несли охрану лагеря, во время похода их лох и разведывательный отряд всадников шли впереди войска , скириты всегда занимали левое крыло лакедемонской фаланги.

 

Вся совокупность вышеизложенных фактов приводит к следующему выводу: имманентным признаком спартанского войска является его формирование как  из спартиатов, так и из периэков на всех уровнях тактико-строевой и  в основных моментах функциональной организации. Характер участия периэков и спартиатов в ополчении одинаков.

 

Когда речь идет о социальной категории периэков, практически  всегда отмечают, что они не имели  политических прав. Под этим понимают отсутствие права быть избранными в  магистратуры и права участия  в апелле. Но этим не исчерпываются  политические функции, прежде всего  участие периэков в ополчении было такой функцией. Кроме того, периэки могли назначаться командирами значительных воинских подразделений, во всяком случае на флоте.

В административно-территориальной  организации периэки также выступают  как члены гражданской общины. Они пользовались самоуправлением, вместе с тем верховную власть представляли направленные из Спарты гармосты. Принадлежность периэков к  гражданской общине проявляется  в том, что они объединены со спартиатами  культовыми и другими традициями. Таким образом, периэки, безусловно, являлись членами гражданской общины Спарты классического периода. В социальной структуре этого полиса они составляли слой ограниченных в политических правах граждан, в то время как объединенные в «общину равных» спартиаты обладали полнотой политических прав.

 

Данное различие обусловлено  местом, которое занимают спартиаты  и периэки в классовой структуре  общества: если спартиаты относятся  к классу эксплуататоров, то периэки  к мелким земельным собственникам  — свободным мелким производителям. Политическое неполноправие последних  и является характерной чертой полиса олигархического типа.

 

 

Глава III. Илоты

 

Если сферой производственной деятельности периэков было в основном ремесленное производство, участие  в немногих коммерческих операциях, то область сельского хозяйства  целиком обслуживалась илотами. По численности илоты составляли подавляющее большинство от общего населения Спарты, что было естественным, поскольку Спарта была типичной аграрной страной.

 

По словам Андреева, эта  специфическая форма рабства, названная илотией возникла как итог завоевательной политики Спарты на территории Лаконии и Миссении. Область Миссении, захваченная спартанцами, была поделена на участки, которым завладели спартиатами. Оставшиеся Миссенцы были превращены в гелотов, образовавших основную массу порабощенного населения и жестоко угнетавшегося земледельческого населения. Сделано это было с таким расчетом, чтобы на каждый спартанских клер приходилось по несколько илотских семей, которые своим трудом обеспечивали всем необходимым самого владельца клера и всю его семью.

 

А вот что мы можем видеть у Страбона по поводу происхождения  илотов: «….Гераклиды-Ефрисфен и Прокл, захватив Лаконику, разделили ее на шесть частей и заложили в этой области основы городской и государственной жизни. Все периэки подчинялись спартанцам, но пользовались общими законами и принимали участие в государственных делах и учреждениях. Сын Ефрисфена Агис лишил их равенства в правах и повелел им платить Спарте подати. Все периэки подчинялись этому приказу, гелеи же, во владении которых находился Гелос (и назывались они илоты), подняли восстание; их захватили и обратили в рабов , правда , с некоторыми ограничениями :владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу. Эта война была названа войной против илотов. Илотию установили Агис и его сподвижники и просуществовала она вплоть до римского завоевания. Спартанцы имели в лице илотов общественных рабов, отведя им поселения и определив повинности.

 

 

Общественное положение  илотов определялось их тотальной зависимостью от полиса как целого единого организма, который располагал правом жизни  и смерти над каждым илотом. Реализацией  этого права являлись так называемые криптии т.е. специально организованные и санкционированные властями экспедиции, составленные из молодых спартанцев для убийства илотов в каком-либо поселении, которое показалось опасным  властям Спарты.

 

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых  людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом  продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью  покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

 

 

 

Фукидид в «Пелопонесской войне» рассказывает, что спартанцы  выбрали отличившихся особой храбростью илотов и те, с венками на голове, словно готовясь получить свободу , посещали храм за храмом ., немного спустя все  исчезли,- а было их более двух тысяч, - и ни тогда, ни в последствии  никто не мог сказать, как они  погибли.

 

Аристотель подробно останавливается  на том, что эфоры, принимая власть, первым делом объявляли войну  илотам, дабы узаконить убийство последних. И вообще, спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку».

 

Но все таки от рабства  классического типа илотию отличает то , что раб здесь не отчуждается  полностью от средств производства и практически ведет самостоятельное  хозяйство, используя принадлежащий  ему(на правах владения или же полной собственности - это остается неясным) рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные виды имущества.

 

После сдачи установленной  подати оброка в его распоряжении остается определенная часть урожая, которую он, по всей видимости, может  использовать по своему усмотрению, а  при желании даже продать.

Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть каждого клера была отведена под садовые культуры —  оливки, виноград и инжир. Кроме того илоты занимались и скотоводством, пася скот на государственных пастбищах, которые были расположены в гористых районах, по соседству с клерами.

 

Андреев так же указывает  на то, что спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные  дела илотов, довольствуясь тем, что получали от них в соответствии с предписаниями закона. Из организатора производства рабовладелец превращался в пассивного получателя ренты, хозяйственная же инициатива сосредотачивалась в руках производителя, т. е. раба.

 

Илоты у спартанцев должны были выполнять самые позорные и  бесчестящие работы. Их заставляют носить шапку из кожи собаки и одеваться  в шкуры животных; каждый год им полагается определенное число ударов, хотя бы они и не совершили никакого проступка, чтобы илоты помнили, что они рабы.

Более того, если они переходят  надлежащую норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывают смертью и на их хозяев налагают штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

 

Угнетаемые и физически  и морально, живя в условиях постоянного  террора и страха за свою жизнь  и за жизнь своих родных, илоты  платили спартанцам жгучей ненавистью.

Вся эта система террора  не могла подавить в илотах духа сопротивления, не могла запугать их и заставить смириться со своей  долей рабочего скота. Хотя илоту  по вечерам обычно не разрешалось  выходить за пределы своей хижины под угрозой наказания смертью, хотя илоты не были вооружены, тем не менее, они, презирая смерть, находили возможность объединяться и продолжать борьбу против спартиатов. Убежищем восставших илотов была гора Ифома, укрепленная самой природой.

 Постоянная то затихавшая, то выливавшаяся в форму открытых  восстаний борьба илотов за  свободу, по существу, определила  всю дальнейшую историю Спарты. Особенно сильным было восстание  илотов в V в. до н. э. (так  называемая третья Мессенская  война), когда спартанцы, призвав  на помощь союзников, долгое  время "были заняты исключительно  борьбой с илотами.

 

 

Заключение

спартит свобода  периэк илот

Характер социальной структуры  спартанского полиса определялся фактом завоевательной политики Спарты.

 

Спартанское общество делилось на следующие сословия: свободное  населения, к которому относилась община спартиатов, зависимое население: периэки  и илоты.

 

Спартиаты поделили завоеванную  землю на участки. Каждый полноправный спартиат, член «общины равных» , получал такой участок земли вместе с находившимися на нем семьями завоеванных местных жителей илотов в пожизненное владение. При этом владельцы этих участков не имели права их продавать или дробить.

 

 Илоты и периэки  численностью многократно превосходили  спартиатов, поэтому спартанская  гражданская община оформлялась  прежде всего, как коллектив  воинов которые были способны  подавить любое выступление илотов  недовольство периэков.

 

Спартиаты были правящей верхушкой, господствующим классом Спартанского государства.

 

Потомки завоевателей-дорийцев, не вошедшие по разным причинам в «общину  равных» являлись периэки. Проживали  они в основном в прибрежних или  малоплодородных областях Лаконии, занимались ремеслом и торговлей. Поселения  периэков обладали правами внутреннего  самоуправления, но находились под  контролем специальных спартанских  чиновников. Периэки должны били выставлять небольшие контингенты в состав воинского ополчения спартанского полиса. Политическими правами и, соответственно, правом владения землей они не обладали. В этом смысле положение  периэков можно уподобить положению  афинских метеков.

Информация о работе Общественный строй, социальный состав и правовое положение населения в Спарте