Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:37, контрольная работа
На протяжении многих веков в истории земли белорусской произошло не мало событий, которые повлияли на ход развития государства, права и самого белорусского народа.
Борясь за народную самобытность, формируя национальные черты, белорусы, проливая свою кровь, боролись за целостность и неделимость своего государства. В конечном итоге, пройдя сложный путь развития, сформировавшись как нация, белорусы обрели самостоятельность выразившуюся в возможности определять пути развития государства, строить перспективы на будущее, сохраняя и приумножая настоящее.
В своей работе я попытаюсь показать и разобраться в событиях не столь давнего прошлого приведших к государственной самостоятельности нашей республики.
Введение
1. Провозглашение государственной самостоятельности БССР и причины распада СССР.
2. Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете БССР» и правовое обеспечение независимости республики.
3. Формирование основ правового государства в Республике Беларусь.
Заключение
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Цикл общеправовых дисциплин
Зачетная книжка № 948
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права Республики Беларусь»
по теме: «Объявление государственного суверенитета БССР. Образование Республики Беларусь.
Формирование основ правового государства (1990-2004г.).
Конституция Республики Беларусь 1994 года»
слушателя 2 учебного взвода 3 курса ОЗО
прапорщика милиции
Кузьмича А.И.
Домашний адрес: г. Минск ул. Белецкого д.26 кв.78 |
Служебный адрес: г. Минск ул. Грушевская д.7а |
Могилев 2008
План:
Введение
1. Провозглашение государственной самостоятельности БССР и причины распада СССР.
2. Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете БССР» и правовое обеспечение независимости республики.
3. Формирование основ правового государства в Республике Беларусь.
Заключение
Введение
На протяжении многих веков в истории земли белорусской произошло не мало событий, которые повлияли на ход развития государства, права и самого белорусского народа.
Борясь за народную самобытность, формируя национальные черты, белорусы, проливая свою кровь, боролись за целостность и неделимость своего государства. В конечном итоге, пройдя сложный путь развития, сформировавшись как нация, белорусы обрели самостоятельность выразившуюся в возможности определять пути развития государства, строить перспективы на будущее, сохраняя и приумножая настоящее.
В своей работе я попытаюсь показать и разобраться в событиях не столь давнего прошлого приведших к государственной самостоятельности нашей республики.
1. Провозглашение государственной самостоятельности БССР и причины распада СССР.
На рубеже 80-х годов СССР оказался в сложном социально-экономическом и политическом положении.
Причины этого крылись:
- в развале модели социализма в центральной и юго-восточной Европе;
- в некомпетентности и несостоятельности высшего политического и государственного руководства, не ориентированность его и неспособность в решении национальных вопросов народов СССР;
- в догматической абсолютизации
теоретических установок, которые
касались сущности социализма, в
том числе отношений
- в непоследовательности
Советское государство отставало от передовых стран мира в научно-техническом развитии и уровне производительности труда. Одновременно происходило дальнейшее отчуждение подавляющего большинства граждан от государственной власти, которая практически монополизировать партийной и советской элитой. Идеологическое давление и формализм в соблюдении демократических принципов привели людей к социально-политической апатии.
С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С.Горбачевым в СССР началась «перестройка» период радикальных социальных и экономических преобразований. В основу «перестройки» легли реформы экономического и политического характера.
Экономическая реформа заключалась в:
Первые шаги в реализации курса на ускорение социально–экономического развития привели к некоторому оживлению экономической жизни. В начале успешно выполнялись планы двадцатой пятилетки, росли темпы развития промышленность. Однако в дальнейшем жизнь показала, что без глубоких демократических преобразований, радикальной смены отжившей командно-административной системы управления необходимые изменения в социально-экономической, политической сферах общества невозможны.
Главным препятствием на пути реформ была командно-административная система управления, ставшая оплотом консерватизма, бюрократизма и других застойных явлений.
Например, прибыль предприятий зависела не столько от самого предприятия, сколько от назначаемых сверху цен, планов выпуска продукции, обеспечения сырьем и горюче-смазочными материалами. В этих условиях профильные министерства легко могли сделать рентабельное предприятие нерентабельным и, наоборот – путем изменения цен на сырье и ресурсы и т.д.
Во второй половине 80-х годов резко снижаются темпы экономического развития, ухудшаются условия жизни населения. Курс на ускорение социально-экономического развития страны на практике не воплощался.
К осени 1986г. стало очевидным, что значительных перемен в реализации курса на ускорение социально-экономического развития страны добиться не удастся. К тому же негативно сказывались такие обстоятельства как: непродуманность концепции ускорения, авария на ЧАЭС, землетрясение в Армении и Таджикистане, спад мировых цен на основные энергоносители (газ и нефть), не продуманная антиалкогольная компания, нерешенный национальный вопрос.
В период с 1989 по 1991 годы принимается ряд законов, которые должны были приостановить развитие кризисных явлений: о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности, арендных отношениях, о собственности, о предприятиях, о земле и другие нормативные акты, которые должны радикально перестроить экономические и социальные отношения, открыть путь к формированию новых форм собственности.
Для развития рыночных отношений в экономике следовало решать и проблемы разгосударствления и приватизации средств производства.
Значительное внимание уделялось политической реформе, расширению демократии и гласности.
Политическая реформа включала:
- выборность институтов власти;
- расширение прав Советов всех уровней, включая и местные;
- становление многопартийности.
Однако все эти перестроечные преобразования, затрагивавшие интересы разных социальных слоев и групп, проходили болезненно, все расчеты на быстрое вхождение страны в рыночные отношения не оправдались. В переходный период ослабела централизация исполнительной власти, на фоне централизации власти на места, практически во всех республиках СССР, снизилась дисциплина, пошатнулся установленный порядок, обострились межнациональные отношения.
СССР как единое государство стало разваливаться. Наступал кризис, который проявлялся в значительном росте цен на товары и услуги и как следствие инфляция национальной денежной и банковской системы, дефиците бюджета, развале хозяйственных связей между союзными республиками, спаде производства и т.д.
В конечном итоге, в декабре 1991 года лидеры трех союзных республик в лице Бориса Ельцина, представлявшего Россию, Леонида Кучмы, представлявшего Украину и Станислава Шушкевича, представлявшего Белоруссию, собрались в Беловежской пуще, где подписали договор о создании СНГ (содружества независимых государств).
Суть нового государственного образования сводилась к тому, что союзный договор от 30 декабря 1922 года прекращал свое действие, а бывшие союзные республики входили в состав СНГ на добровольной основе и новых паритетных партнерских отношениях.
2. Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете БССР» и правовое обеспечение независимости республики»
Радикальное изменение в общественно-политической жизни СССР, начавшееся во второй половине 80-х годов, сразу же стало сказываться на отношениях между союзными республиками и центром. Руководство СССР исходило из необходимости сохранения союза.
В 1991 г. с целью сдерживания сепаратистских настроений был принят Закон «О распределении полномочий между СССР и субъектами федераций». В соответствии с ним республикам представлялись широкие возможности:
- принимать участие в работе
международных организаций при
сохранении определенной
Этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава союза самостоятельных республик.
Однако в реальной жизни события стали развиваться по иному. Недоверие к центру и противоречия между отдельными республиками нарастали. Особенно это ощущала Россия, которая была ядром Союза, и которую обвиняли в имперских стремлениях. В условиях нарастающих противоречий российское руководство сделало неординарный шаг – 12 июня 1990г. был провозглашен государственный суверенитет РФ.
В марте 1990г. Верховный Совет Латвии объявил о восстановлении полного государственного суверенитета, а июле – государственный суверенитет провозглашает и Украина.
27 июля 1990г. Верховный Совет БССР
принял Декларацию о
В марте 1991г. ВС БССР принял постановление «О концепции нового Союзного договора», где предусматривалось:
1) Признать целесообразным
2) Считать необходимым участие БССР в подготовке Союзного договора.
Был принят Закон «Об основных принципах народовластия в БССР». Статья 1 Закона гласила: «Вся власть в БССР принадлежит народу БССР, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике».
Однако надежды обеспечить суверенитет республик и в тоже время сохранить Союз оказалось несбыточными. Этому противостояли две противоположные силы. С одной стороны – радикально-патриотические национальные движения в республиках, влияние которых быстро возрастало, они требовали полной независимости и никакого Союза. С другой стороны правящая партийно-государственная номенклатура стояла за сохранение Союза как унитарного государства.
Таким образом, чтобы не допустить развала СССР на самостоятельные государства, прекратить радикальные реформы в экономике и обществе, противники преобразований, которые занимали ведущие посты в государстве, в ночь с 18 на 19 августа 1991г. ввели чрезвычайное положение. В результате провала этой акции создались благоприятные условия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказалась парализованной: союзные законы и президентские указы не выполнялись. Фактически власть на местах уже находилась в руках союзных республик.
Обретение правовой и государственной независимости БССР было проведено в 3 этапа:
На первом этапе произошли следующие события:
1. Провозглашение Закона от 25 августа 1991 года «О придании статуса Конституционного Закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР» «О государственном суверенитете БССР».
2. Передача в собственность
3. Установление верховенства
4. Преобразование союзно-
В первую очередь, это касалось Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности. Создаются Министерство обороны, Государственный таможенный комитет, Главное управление пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь. С осеннего периода граждане Республики Беларусь стали проходить срочную военную службу на территории республики.
5. Запрет деятельности КПБ, других
общественных организаций в
Таким образом, на этом этапе были приняты меры, которые не позволяли центру официально вмешиваться в хозяйственную жизнь республики.
Второй этап начался с принятия ВС БССР 19 сентября 1991г. Закона о названии Белорусской ССР, в соответствие с которым наше государство начало называться «Республика Беларусь» или кратко – «Беларусь». Новым флагом Республики Беларусь являлось полотнище с бело-красно-белыми полосами, а Государственным гербом стал Герб «Погоня», заимствованный из геральдики периода создания ВКЛ.