Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:37, контрольная работа
На протяжении многих веков в истории земли белорусской произошло не мало событий, которые повлияли на ход развития государства, права и самого белорусского народа.
Борясь за народную самобытность, формируя национальные черты, белорусы, проливая свою кровь, боролись за целостность и неделимость своего государства. В конечном итоге, пройдя сложный путь развития, сформировавшись как нация, белорусы обрели самостоятельность выразившуюся в возможности определять пути развития государства, строить перспективы на будущее, сохраняя и приумножая настоящее.
В своей работе я попытаюсь показать и разобраться в событиях не столь давнего прошлого приведших к государственной самостоятельности нашей республики.
Введение
1. Провозглашение государственной самостоятельности БССР и причины распада СССР.
2. Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете БССР» и правовое обеспечение независимости республики.
3. Формирование основ правового государства в Республике Беларусь.
Заключение
18 октября 1991г. был принят Закон
«О гражданстве Республики
Важным шагом в культурно-национальном возрождении современной Беларуси стало возвращение народу его родного языка. Закон «О языках», установил, что государственным языком Республики Беларусь является – белорусский. Каждый гражданин Беларуси должен знать язык государства, в котором он живет, использовать его в качестве средств официальных отношений между людьми. Вместе с тем республика обеспечивает право свободного пользования русским языком как языком межнациональных отношений. В итоге обсуждения эта норма была закреплена в статье 17 Конституции Республики Беларусь.
На третьем этапе завершилось юридическое оформление независимости Беларуси и других республики бывшего СССР.
8 декабря 1991г. было подписано соглашение
в Вискулях (Беловежская пуща) об
образовании Содружества
В соглашении констатировалось, что СССР как субъект конституционного прав прекращает свое существование. Содружество являлось открытым для присоединения других стран СССР.
10 декабря 1991г. ВС Республики Беларусь ратифицировал соглашение о создании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922г. об образовании СССР, а 21 декабря 1991г. на встрече в Алма-Ате был подписан протокол «Беловежского соглашения об образовании СНГ», в соответствии с которым на равноправной основе образовалось Содружество из 11 независимых государств. 25 декабря 1991 года, первый и последний президент СССР Горбачев М.С. ушел в отставку.
В столице Беларуси координирующие органы СНГ искали для всех участников приемлемые принципы нового содружества. На основе этого был разработан ряд документов, в том числе Устав СНГ. Действовало межпарламентское объединение, центр которого находился в Санкт-Петербурге, развивались многосторонние отношения между государствами, которые образовались на месте бывшего Союза Казахстан, Киргизия.
Целью образования СНГ по заявлению инициаторов являлось:
- решение социально-
Совместной сферой деятельности государств - членов СНГ объявлялись:
2) экономическое сотрудничество, как
на территории СНГ, так и на
европейских и азиатских
Государственную и независимость Беларуси признало по состоянию на январь 1998г. более 137 государств мира. Дипломатические отношения установились с 123 странами мира.
Беларусь является полноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Стамбул), членом ряда международных финансовых институтов.
Что же касается внешнеполитических отношений, Беларусь придерживается нейтралитета и взяла курс на усиление экономического взаимодействия со странами СНГ, создание условий для постепенного вхождения в Европейское содружество, формирование общего рынка Европы.
Примером может служить образование Союза Беларуси и России, Устав которого был подписан в Москве 2 апреля 1996 г. об образовании Сообщества Беларуси и России.
В договоре указывалось, что стороны решили на добровольном основании создать глубокое интегрированное политическое и экономическое Сообщество Беларуси и России в целях объединения материальных и интеллектуальных потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий хозяйствования, повышения уровня жизни народов.
Участвуя в Сообществе, каждая из сторон сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию, Государственный герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственной власти.
Дальнейшее развитие Сообщества определяется референдумами, которые проходят на территориях сторон в соответствии с их национальным законодательством.
Республика Беларусь уделяла и уделяет серьезное внимание налаживанию экономических и политических отношений с европейскими государствами, государствами азиатского и американского континента.
3. Формирование основ правового государства в Республике Беларусь.
Во все времена призывы к правовому государству, разработка принципов его формирования являлись реакцией прогрессивных сил на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы появлялись на волне либерализации общества, т.е. тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших развитие общества факторов.
Реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создают почву для формализма, лицемерия, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.
Так что же мы понимаем под понятием правового государства?
Правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами государственного общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев населения.
С провозглашением суверенитета республики действующее до определенного времени конституционное законодательство во многом перестало соответствовать требованиям времени.
Возникли новые исторические предпосылки, с которыми необходимо было считаться.
Принятие Конституции 1994 года – это закрепление идей и взглядов, которые сложились в преддверии принятия Основного закона. Конституция стала их полным и систематизированным выражением в правовых формах.
Конституция страны является гарантом формирования правового государства, так как в ней закреплен принцип разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволит избежать злоупотреблением ею.
Многие под таким разделением понимают полное равенство и независимость властей. Но с этим согласиться нельзя:
Во-первых, потому как власти не могут быть равными в свих правах и независимыми друг от друга, иначе не будет обеспечиваться их функциональная самостоятельность.
Во-вторых, государство перестает быть единым механизмом.
Суть разделения властей заключается в четком разграничении их функций, прав, обязанностей, ответственности. Это разграничение не только не исключает взаимодействие, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций.
Назначение каждой из ветвей власти заключается в сдерживании и уравновешивании друг друга в управлении государством, обеспечении устойчивости власти в целом.
Законодательную власть в Республике Беларусь представляет высший представительный орган государства (Парламент), избираемый всем населением страны. Он решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства.
Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку высший представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.
Срок полномочий Парламента (Национального собрания) 4 года. По своей структуре он состоит из двух Палат:
1. Палата представителей (110 депутатов);
2. Совет республики (64 членов).
Что касается Палаты представителей, то она рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (статья 97), дает согласие на назначение Премьер-министра, принимает отставку Президента и т.д.
Совет республики (статья 98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, председателей и судей Верховного Суда, Председателя комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора и т.д.
В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом в количестве 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.
Исполнительная власть призвана реализовывать законы и другие решения Парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства.
Центральным органом исполнительной власти является
Совет. На местах исполнительную власть
осуществляют местные органы власти –
Советы депутатов, подконтрольные вышестоящим
органам и населению административно-
В правовом государстве важное место в системе власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод. Согласно статьи 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции, законов, принятых в соответствии с ними иным нормативных актов, т.е. суды подчиняются только закону и никому более. Суды Республики Беларусь образуются на основе выборности или назначаемости судей. Дела рассматриваются коллегиально, а в случаях предусмотренных законом единолично судьями.
Функции надзора и контроля действующее законодательство Республики Беларусь возлагает на органы прокуратуры и Комитет государственного контроля. В статье 125 Конституции прокуратура осуществляет (контроль) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов всеми физическими и юридическими лицами Республики Беларусь. Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики.
В судебную систему Республики включается Конституционный Суд (статья 116), который состоит из 12 судей (6 судей назначаются Президентом и 6 избираются Советом Республики). Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный Суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов Конституции.
В связи с нестабильным, по определенным аспектам, социально-экономическим, положением в стране только ОВД не в состоянии в полной мере обеспечивать защиту прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов от преступных посягательств, в силу чего возрастает роль судебных органов, прокуратуры и общественных формирований.
Необходимо также отметить, что вся нормативно-правовая база деятельности белорусского государства была пересмотрена по всем отраслям права и с учетом складывающихся социально-экономических отношений, событий и явлений в мировой экономике и политике.
Построение правового государства является приоритетным направлением в деятельности органов власти в любой стране. Социально–экономические условия развития стран постоянно изменяются. Эти изменения, в свою очередь, требуют правовой регламентации. Поэтому, утверждать, что процесс формирования правового государства закончен было бы неверно.
Заключение
В своей работе я попытался показать как шел процесс оформления независимости нашей республики, какие в основе этого процесса лежали внутренние и внешние причины.
Как результат своей работы я хочу высказать мысль о том, что белорусский народ сохранил свою самобытность и в условиях формирования новых основ жизни в том числе и с позиций правового государства займет достойное место на политическо карте не только европы, но и мира.
Литература:
А.Ф. Вишневский. История государства и права Беларуси. Минск, 2000.
И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс. История государства и права Беларуси. Минск, 1999г.
Конституция Республики Беларусь. Минск 1997 г.
А.Ф. Вишневский, Т.И. Довнар. История государства и права Беларуси. Курс лекций. Минск, 1996 г.
Ю.Л. Казаков, А.Г. Кахановский. История Беларуси. Минск, 1996 г.
Кузнецов И.И, Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси. Минск, 2004г.