Обычаи и нравы Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Самая большая в Европе страна насчитывала к середине XVI в. едва ли больше 9млн. человек, распределенных к тому же неравномерно по территории. Сравнительно густо были заселены центр и Новгородско-Псковская земля, где плотность достигала, по-видимому, 5 человек на 1 кв. км. При этом следует иметь в виду того, что первая поло вина XVI столетия была благоприятной для роста населения России, которое увеличилось приблизительно в полтора раза за этот период; следовательно, в начале века, когда возникло российское государство, оно объединило под своей властью около 6 млн. человек. Это значит, что средняя плотность населения составляла около 2 чел. На 1кв. км. Такая низкая плотность населения, даже если в некоторых районах центра и северо-запада и на протяжении первой половины XVI века повышалась в 2-3 раза, оставалась крайне не достаточной для интенсивного развития хозяйства и решения задач, связанных с обороной страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Христианизация Руси……...…………………………………………4
1.1 Принятие православия народа……………………………...………...…..4
Глава 2 Хозяйственная жизнь……………………………………..………….6
2.1 Повседневный быт…………………………………………………...……6
2.2 Жилище…………………………………………..……………………….10
2.3 Одежда…………………………………………………………………….18
2.4 Пища……………………………………………………………………...21
2.5 Обряды……………………………………………………………………22
Глава 3 Досуг и развлечения…………………………………………..……24
3.1 Сказки…………………………………………………………………….24
3.2 Пословицы………………………………………………………….…….24
3.3 Поверья…………………………………………………………………...25
3.4 Былины…………………………………………………………………...25
3.5 Предания…………………………………………………………………26
3.6 Песни………………………………………………………………..……27
Заключение……………………………………………………………..……30
Используемая литература…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Братский Государственный  университет» 

Кафедра истории  
 
 
 

   Реферат

Быт и  нравы в Древней Руси 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

ст. гр. ПМ-11-01                                                                       С. Ш. Муминова 

Проверил:  

Ст. пр.   А.Ю. Бурякова

        
 

«Братск 2011» 

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1 Христианизация Руси……...…………………………………………4

    1.1 Принятие  православия народа……………………………...………...…..4

    Глава 2 Хозяйственная жизнь……………………………………..………….6

    2.1 Повседневный  быт…………………………………………………...……6

    2.2 Жилище…………………………………………..……………………….10

    2.3 Одежда…………………………………………………………………….18

    2.4 Пища……………………………………………………………………...21

    2.5 Обряды……………………………………………………………………22

    Глава 3 Досуг и развлечения…………………………………………..……24

    3.1 Сказки…………………………………………………………………….24

    3.2 Пословицы………………………………………………………….…….24

    3.3 Поверья…………………………………………………………………...25

    3.4 Былины…………………………………………………………………...25

    3.5 Предания…………………………………………………………………26

    3.6 Песни………………………………………………………………..……27

     Заключение……………………………………………………………..……30

     Используемая литература………………………………………………..….31 

 

Введение

     Рубеж XV - XVI вв. - перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.

     Самая большая в Европе страна насчитывала  к середине XVI в. едва ли больше 9млн. человек, распределенных к тому же неравномерно по территории. Сравнительно густо были заселены центр и Новгородско-Псковская земля, где плотность достигала, по-видимому, 5 человек на 1 кв. км. При этом следует иметь в виду того, что первая поло вина XVI столетия была благоприятной для роста населения России, которое увеличилось приблизительно в полтора раза за этот период; следовательно, в начале века, когда возникло российское государство, оно объединило под своей властью около 6 млн. человек. Это значит, что средняя плотность населения составляла около 2 чел. На 1кв. км. Такая низкая плотность населения, даже если в некоторых районах центра и северо-запада и на протяжении первой половины XVI века повышалась в 2-3 раза, оставалась крайне не достаточной для интенсивного развития хозяйства и решения задач, связанных с обороной страны.

     Для раскрытия выбранной темы перед  собой ставлю ряд задач, а именно рассмотреть жизнь древнерусского народа в период принятия христианства, детально познакомиться с культурой Древней Руси. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Христианизация Руси. 

    1.1 Принятие православия народа 

     С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с  его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

     Соседи  Руси – Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия – Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение – для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посольства. В результате было выбрано православное христианство, поразившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи – своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

     Первые  достоверные сведения о проникновении  христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников  князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

     Киевский  князь Владимир, крестившийся в 988 г., принялся энергично утверждать христианство в государственном масштабе. По его  приказу жители Киева были крещены  в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, детей «лучших людей» передавали духовенству для обучения грамоте, христианским догматам и воспитанию в христианском духе. Подобные действия были осуществлены и в других землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Так, для покорения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.

     Принятие  христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

     Христианство  на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало  человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.1

Глава 2. Хозяйственная жизнь.

2.1 Повседневный быт

       Основными хозяйственными занятиями  славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские  источники характеризуют славян  как людей рослых, светлых, живущих  оседло, так как они «строят  дома, носят щиты и сражаются пеши».

     Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании  отношений личной, экономической  и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

     К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

     Ключом  к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства  может во многом служить полюдье  – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

     Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

     Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде  древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространной Правды».

     Основной  тенденцией эволюции «Русской Правды»  стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фактических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

     В «Правде Ярославичей» нашло отражение  устройство вотчины как формы  земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремесленницы.

     Киевская  Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой –  страной городов. Сначала это  были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Информация о работе Обычаи и нравы Древней Руси