Обычаи и нравы Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Самая большая в Европе страна насчитывала к середине XVI в. едва ли больше 9млн. человек, распределенных к тому же неравномерно по территории. Сравнительно густо были заселены центр и Новгородско-Псковская земля, где плотность достигала, по-видимому, 5 человек на 1 кв. км. При этом следует иметь в виду того, что первая поло вина XVI столетия была благоприятной для роста населения России, которое увеличилось приблизительно в полтора раза за этот период; следовательно, в начале века, когда возникло российское государство, оно объединило под своей властью около 6 млн. человек. Это значит, что средняя плотность населения составляла около 2 чел. На 1кв. км. Такая низкая плотность населения, даже если в некоторых районах центра и северо-запада и на протяжении первой половины XVI века повышалась в 2-3 раза, оставалась крайне не достаточной для интенсивного развития хозяйства и решения задач, связанных с обороной страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Христианизация Руси……...…………………………………………4
1.1 Принятие православия народа……………………………...………...…..4
Глава 2 Хозяйственная жизнь……………………………………..………….6
2.1 Повседневный быт…………………………………………………...……6
2.2 Жилище…………………………………………..……………………….10
2.3 Одежда…………………………………………………………………….18
2.4 Пища……………………………………………………………………...21
2.5 Обряды……………………………………………………………………22
Глава 3 Досуг и развлечения…………………………………………..……24
3.1 Сказки…………………………………………………………………….24
3.2 Пословицы………………………………………………………….…….24
3.3 Поверья…………………………………………………………………...25
3.4 Былины…………………………………………………………………...25
3.5 Предания…………………………………………………………………26
3.6 Песни………………………………………………………………..……27
Заключение……………………………………………………………..……30
Используемая литература…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

          В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкого войска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился на Дон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в расхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группа преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления. Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул Кольцо.

     3.6 Песни.

           Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от одного помещика к другому (1581г. ), о кабальных холопах (1597г. )- все это способствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протеста которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так называемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только из помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен". Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника, который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми, ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слуг выдать товарищей.

          В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное - европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например, осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм. Хотя преступник в балладах обычно не наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей. Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как положительные. Характерная черта в балладах антиклерикальная направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в которых представители духовенства играют отрицательную роль).

          К числу баллад, возникших в XVI в. , относят баллады "Дмитрий и Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка, протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер: положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную победу. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом национального создания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.

         Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках, походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет - Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало  благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания.

     Для древнерусской культуры характерны, во-первых, общая замедленность темпов развития, медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений. Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. В-третьих, господство идеологии религиозного мировоззрения. В-четвертых, характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

     Несмотря  на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структурой. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры Древней Руси.

     В ходе раскрытия темы были реализованы  все поставленные задачи.  
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература 

  1. Кайсаров  А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. « Мифы древних славян. Велесова книга » Саратов: "Надежда", 1993., 257с.
  2. Маерова К., Дубинская К. « Русское народное прикладное искусство » М.: "Русский язык", 1990., 430с.
  3. Мудрук  С, Рубан А. «Персонажи славянской мифологии». – Киев «Корсар», 1993.,280с.
  4. Орлов А. С. , Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. «История России»., 576с.
  5. Рыбаков Б.А. "Язычество Древней Руси". М., 1987., 360с.

Информация о работе Обычаи и нравы Древней Руси