Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 14:01, реферат
С середины 80-х гг. в СССР стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для всех республик, входивших в Советский Союз
Введение………………………………………………………….3
Общие сведения о перестройке……………………………..4-5
Политика перестройки с точки зрения историков………….6
А) Экономические преобразования…………………………6-8
Б) Изменения во внутренней политике…………………...8-11
В) Новый внешнеполитический курс……………………...11-12
Оценки политики перестройки, встречающиеся в печати…..12
А) Оценка зарубежных экспертов………………………12-13
Б) Взгляды советских людей на новую политику………...13-15
Заключение……………………………………………………. 16
Список литературы…………………………………………….17
Приложение …………………………………………………18-19
~ ~
Большеберестовицкая средняя общеобразовательная школа
Реферат
«Оценки политики перестройки, встречающиеся в исторической литературе и периодической печати»
Содержание
Введение…………………………………………………………
А) Экономические преобразования…………………………6-8
Б) Изменения во внутренней политике…………………...8-11
В) Новый внешнеполитический курс……………………...11-12
А) Оценка зарубежных экспертов………………………12-13
Б) Взгляды советских людей на новую политику………...13-15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
С середины 80-х гг. в СССР стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для всех республик, входивших в Советский Союз. Вместе с тем политические события, получившие позже название перестройки и происходившие в советском союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые возникают в связи с этим. Потребуется немало времени, прежде чем история даст нам на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же оценки исследователей и СМИ противоречивы, во многом субъективны и далеки от истины. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки в СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Все свидетели тех событий вспоминают, каким новым было всё для них, и признаются, что многие боялись грядущих изменений, и у каждого есть своя точка зрения по поводу того времени. Учитывая вышесказанное, думаю, что данную тему реферата можно считать актуальной и теперь.
К середине 80-х годов в СССР обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% вначале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК). Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. Был очень низким жизненный уровень. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Что вызывало реальную потребность радикальных преобразований.
В своё время Андропов предпринимал попытку обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе, однако она была неудачной. Тогда в 1985 году руководство страны во главе уже с Горбачевым поставило перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к своеобразно понимаемой демократии. Перестройка имела своей торжественно провозглашенной целью не трансформацию системы, а переход к новому, гуманному социализму. Все преобразования были направлены лишь на частичное видоизменение прежней политической системы и на сохранение позиций КПСС при господстве несколько модернизированной социалистической идеологии.
Так в качестве государственной концепции развития внутри и внешнеполитических отношений М.С. Горбачевым была выдвинута идея «нового политического мышления», наиболее ярко проявившаяся в международной политике. Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:
• отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
• объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
• отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Исходя из идеи «нового
политического мышления» М.С. Горбачев
и его сторонники убедили руководство
страны в необходимости
В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий. Предусматривались изменения в социальной сфере, направленные на улучшение условий жизни и труда людей. Ключевыми фразами политического лексикона М.С. Горбачева стали: повернуть экономику к человеку, создать достойные условия труда и жизни советских людей, переориентировать экономику на социальные нужды народа, сделать все для социального развития села, создать нормальные условия для жизни сельского труженика, повысить жизненный уровень большей части населения, обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом к 2000 году, заботиться о ветеранах войны и труда, сократить управленческие расходы, установить полнокровный социалистический рынок, создать социалистическое правовое государство, обновить национальную политику и решить много других задач. [5, C. 92]
А) Экономические преобразования
В 1985 году на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М.С. Горбачев призывал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодежи на привидение в действие «скрытых резервов». Он хотел добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-, четырехмесячного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создали еще одну контролирующую инстанция – госприемку.
Борьба с «нетрудовыми доходами» населения на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. Она задела слой людей, выращивавших и продававших на рынках свою продукцию, в то время как «воротилы теневой экономики», связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали.
К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. Они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранным фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декламировались «партнерские», а не командные отношения. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Трудовые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой идеи пришлось отказаться). Директивный государственный план заменялся госзаказом. Поначалу это было большим плюсом.
На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств. В середине1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Это должно было принести дополнительный доход государству. Но сдерживало частное предпринимательство на селе то, что арендные договоры могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке с уведомлением за два месяца. Число фермерских хозяйств к концу 1991 г. не превышало 70. Располагали они только 2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота. Как видно, не всё было так гладко. К тому же побочным действием такой политики стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов.
Страх потерять власть заставил верхушку политической номенклатуры переметнуться на позиции рыночной экономики. Таким образом, следующим шагом в экономической реформе стало принятие в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Позже появилась целая серия таких законодательных актов (среди них важное место занимали «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», одобренные в октябре 1990 г.). В этих документах предусматривалось постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. По сути это была попытка создать государственно-рыночную экономику с тесным переплетением административных и рыночных структур. Но это таило в себе угрозу или подавления первыми чуждых им капиталистических элементов, или коммерциализации и сверхкоррумпированности государственных органов регулирования экономики при отсутствии чётких ограничений. Кроме того механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены в программных документах весьма приблизительно и неконкретно, имели свои минусы.
В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными секторами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они «глушились» бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в этой политике прямую угрозу своему существованию и благополучию. Потому экономическая ситуация не переставала ухудшаться. Уровень жизни населения стремительно падал. В условиях инфляции деньги теряли вес. Нарастал ажиотажный спрос на товары, потребительский рынок сотрясали следующие один за другим кризисы: «сахарный», моющих средств, «чайный», «табачный». Это вызвало недовольства среди людей, и летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке.
Б) Изменения во внутренней политике
Основным направлением дальнейшей внутренней политики провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней. Высшим органом власти в стране провозглашался съезд народных депутатов СССР (в республиках – республиканские съезды). Съезд избирал из своего состава постоянно действующий, двухпалатный Верховный Совет СССР и его председателя. Соответственно республиканские съезды избирали – Верховные Советы республик.
А в декабре 1988 г. выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из нескольких кандидатур), что было большим плюсом. Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Однако обеспечивалось сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов Председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей, при условии избрания их в эти советы). В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», признавший наличие в стране многопартийности.
Но самым существенным преобразованием было, пожалуй, введение принципа гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. В партийном руководстве не было единого мнения о целях, задачах и «мере» гласности. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю. В выступлениях Горбачева термин «гласность» как свидетельство новых подходов в политике впервые появился на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г., когда прозвучало, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Но она тоже был ограничена вполне определенными рамками. О необходимости монополии КПСС на гласность заявил лидер российских коммунистов И.К. Полозков. Он пояснил, что «человеку, у которого раздвоено сознание, трудно жить и работать». Борясь против такого «раздвоения личности», лидеры правящей партии были обеспокоены тем, что «под видом гласности предпринимаются попытки атаковать КПСС».[1, C. 11]
Положительным результатом политики гласности явилось то, что с 1986 г. было опубликовано множество литературных произведений, находившихся долгое время под запретом. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Ослаб гнет цензуры. Наряду с литературой политика гласности коснулась и кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Годы перестройки были отмечены появлением множества антитоталитарных фильмов. На экраны вышли такие фильмы, как «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху. Наметилось обращение деятелей культуры к дореволюционным событиям и судьбам исторических деятелей, в том числе к трагической гибели царской семьи. Новые популярные передачи появились на телевидении, транслировавшиеся в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей. Стали проникать также лучшие литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима.