Ограничения по военной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:42, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда в общественных науках, в том числе и в юридической, получила признание идея приоритета общечеловеческих ценностей, исследование уголовно-правовых отношений приобретает особое значение. В данный момент можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения между преступником и государством строятся на основе закона.
Реализация задачи охраны интересов личности, общества или государства от преступных посягательств, предполагает применение судом к лицам, виновным в их совершении, предусмотренных законом наказаний.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды освобождения от уголовного наказания.
1.1 Понятия и значение освобождения от уголовного наказания.
1.2 Виды условного и безусловного освобождения от уголовного наказания.
Глава 2. Амнистия и помилование. Их сходство и различия.
2.1 Амнистия.
2.2 Помилование.
2.3 Их сходство и различия.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая ограничение по военной службе.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2  Помилование 

 
    Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Определяется как вид освобождения от наказания, осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление (ст.85 УК). Уголовно-правовые последствия акта помилования: освобождение от дальнейшего отбывания наказания; сокращение наказания; замена наказания более мягким видом; снятие судимости. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК).  
          В соответствии со ст. 85 УК РФ, акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление. Акт помилования может влечь для такого лица следующие уголовно – правовые последствия:  
         а) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;  
         б) назначенное ему наказание может быть сокращено; 

 

        в) назначенное ему наказание может быть заменено более мягким;  
        г) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.  
              Помилование, как правило, не ограничено ни категорией совершенного преступления, ни видом применяемого наказания.  
              Нередко помилование применяется к лицам, совершившим особо тяжкие преступления и приговоренные к смертной казни. В соответствии со ст. 60 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.  
      Акты помилования не носят нормативного характера. Они распространяются только на названных в них конкретных лиц. Инициатива в принятии этих актов может исходить от любых органов или лиц.  
Итак, помилование ориентировано на смягчение наказания осужденному или снятие с него судимости, а не на освобождение от уголовной ответственности. Помиловать можно лишь лицо, признанное судом виновным в совершении преступления и осужденное за это.  
Ходатайства о помиловании осужденных до 2002 г. поступали в Управление по делам о помиловании при Президенте РФ, которое готовило необходимую документацию для решения вопроса по существу.

   Эти материалы направлялись в Комиссию по вопросам помилования (общественное формирование) при Президенте РФ, которая предлагала то или иное решение вопроса о помиловании. Данная рекомендация не имела обязательной силы дл Президента РФ.  
Таким образом, до 2002 г. в нашей огромной стране функционировала только одна упомянутая Комиссия по помилованию при Президенте РФ. О том, насколько она была перегружена делами, дает представление следующий факт: как показали исследования, с ходатайствами о помиловании к Президенту РФ обращаются 87,2% осужденных к лишению свободы[12].     Неизбежным следствием непосильной работы были отдельные ошибочные рекомендации Комиссии. А ведь необоснованные акты помилования расцениваются населением страны как проявление Президентом РФ произвола, несправедливости. Особенно болезненно воспринимаются они в местах лишения свободы, в которых отбывали наказание помилованные. Многие осужденные сделали вывод о том, что администрация места лишения свободы была подкуплена. Нетрудно представить, как отнеслись осужденные одной из исправительных колоний Смоленской области к действиям руководства колонии, возбудившего ходатайство о помиловании осужденного, имевшего 40 дисциплинарных взысканий (2001 г.).  
С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" и "Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации" применение этого института было упорядочено.  
Прежде всего, вместо одной упомянутой Комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов Российской Федерации. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории соответствующего субъекта федерации, а также лиц, отбывавших наказание и имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по материалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации). В комиссию входит не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Например, в Курской области ее членами стали 15 человек, обладающих большим жизненным опытом, среди них: заместитель и помощник губернатора, заместитель начальника управления Министерства юстиции по области, директора театра и лицея, настоятель храма, председатель сельскохозяйственного кооператива, представители ветеранов войны и труда, два депутата областной Думы. Председателем избрали заместителя председателя областной Думы. Авторитетность такой комиссии несомненна. Состав ее утверждается главой субъекта федерации.  
Создание комиссий по помилованию во всех субъектах Российской Федерации облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.  
Эти органы должны обеспечивать общественный контроль за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных в местах лишения свободы. Представляется, что последнюю функцию комиссии по помилованию вряд ли смогут выполнить. Также едва ли обоснованным является возложение на комиссии по помилованию обязанности готовить предложения по повышению эффективности деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, и по вопросам социальной адаптации лиц, отбывших наказание. 

    Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации;  отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. 

 
    Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов:  копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении;  справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др. 

 
   Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и лица, их заявления прилагаются к перечисленным документам. 

 

 

   Кто может обратиться в Комиссию по вопросам помилования с прошением о помиловании? Хотя в законе этот вопрос и не отрегулирован, но практика выработала порядок, при котором прошение может быть подано как самим осужденным, так и его близкими родственниками, а также администрацией учреждения, где отбывает наказание осужденный.

 

   Для обращения в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ нет необходимости описывать все обстоятельства дела подробно.  Достаточно короткого обращения с указанием, за что и на какой срок осужден, каким судом, судим ли ранее, сколько отбыл по назначенному сроку и какие есть обстоятельства, которые могут рассматриваться как чрезвычайные и позволяющие Комиссии принять решение о ходатайстве о помиловании.  
Если речь идет о болезни осужденного или близких членов его семьи как основании для прошения о помиловании, то к прошению необходимо приложить соответствующие медицинские справки.  
После поступления прошения в Комиссию, ее аппарат приступает к работе над делом, для чего из суда запрашивается уголовное дело, а из учреждения, где отбывает наказание осужденный, характеристики, медицинские справки как на осужденного, так и членов его семьи, если в прошении указано, что они больны.  
Следует иметь в виду, что аппарат Комиссии сразу же отсеивает прошения о помиловании тех, кто не отбыл половины назначенного приговором срока, тех, кто неоднократно судим за умышленные преступления и к кому применялось условно-досрочное освобождение, а они снова совершили умышленные преступления.  Такие прошения оставляются без рассмотрения, о чем извещается осужденный.  Однако это не лишает права осужденного на повторное обращение с прошением, но рассчитывать на помилование можно будет только после наступления соответствующих обстоятельств.  Если администрация учреждения, где осужденный отбывает наказание, пришлет по запросу Комиссии отрицательную характеристику, то дело такого просителя также будет снято с дальнейшего рассмотрения.  
Бывает и так, что сама администрация обращается в Комиссию с просьбой о помиловании осужденного, если, скажем, он стал инвалидом при отбытии наказания, заболел тяжелым заболеванием.  
При необходимости аппарат Комиссии запрашивает данные о семейном положении осужденного и материальном положении.  
Когда дело изучено и все материалы по нему собраны, аппарат готовит короткую справку по делу, на основании чего Комиссия принимает решение.  
На каждом заседании Комиссия, которое собирается раз в неделю, рассматривает около сотни прошений от осужденных, в том числе примерно десять прошений от лиц, осужденных к смертной казни.  
   Если Комиссия примет решение о ходатайстве перед Президентом РФ о помиловании, то аппарат готовит проект указа Президента РФ и отсылает его в администрацию Президента.  
После подписания Указа он снова поступает в аппарат Комиссии, и выписки из него отсылаются по месту отбытия наказания помилованным для исполнения.  

    Практика обращений с прошениями в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ показала, что чаще всего прошения удовлетворяются в том случае, если: 

  • судимость первая;

  • осужденный перешагнул 50-летний рубеж;

  • судимость не связана с совершением тяжких преступлений против личности, последствиями которых является смерть потерпевших или же их инвалидность;

  • осужденный стал инвалидом в местах лишения свободы, и его содержание там обходится государству дороже, чем в интернате для инвалидов;

  • если умерла жена и оказались брошены малолетние дети.

Это конечно же не полный перечень, поэтому путь обращения в Комиссию никому из осужденных не заказан.  
Самый распространенный вид помилования - замена лишения свободы условным осуждением. Это объясняется тем, что его условия хорошо продуманы: новые преступления в течение испытательного срока совершались редко, ибо это влекло отмену помилования. Не случайно многие юристы считают такое помилование предпочтительны. Однако помилование в форме замены лишения свободы условным осуждением неправомерно. Условное осуждение может осуществляться только судом. Президент РФ не вершит правосудия и поэтому не может назначать условное осуждение взамен неотбытой осужденным части срока наказания. Он не пересматривает приговор, а лишь смягчает участь осужденного. Однако то, что именуется в рассматриваемом варианте условным осуждением при помиловании, фактически является специфическим, не уголовно-правовым видом условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания. В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам помилования считает недопустимым применение помилования в виде условного осуждения. Возможно, необходимо ввести взамен него условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в порядке помилования. Если существует помилование в виде полного освобождения осужденного от не отбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой вариант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания.  
 При помиловании осужденного в виде частичного или полного освобождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополнительных наказаний.  
Вместе с тем, установление возможности применения помилования после отбытия осужденным не менее половины назначенного ему срока наказания, как уже отмечалось, необоснованно сужало применение этого института, имеющего исключительный характер.  
 
2.3  Их сходство и различия. 

 
Все вышесказанное ясно доказывает неоспоримое сходство амнистии и помилования. Вот основные черты сходства:  
   1. И помилование и амнистия есть проявление гуманизма по отношению к осужденным, заслуживающим снисходительное к ним отношение со стороны государства.  
   2. Помилование, так же как и амнистия, является внесудебным актом.  
   3. И помилование и амнистия – акты верховной власти, освобождающие осужденного от наказания.  

Но имеется и ряд различий.  
   1.Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.  
    2. В отличие от акта помилования, относящегося к одному конкретному лицу или хотя и к нескольким лицам, но всегда индивидуально определенным лицам, акт амнистии носит нормативный характер, он всегда касается целой категории преступлений или групп субъектов, не обозначенных индивидуально, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет, несовершеннолетних, лиц, совершивших преступления по неосторожности и т.д.  
   3.Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.  
   4.Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.  
   5.Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).  
    6. В отличие от амнистии, помилование в принципе не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнистирование таких лиц невозможно.  
 
Заключение

 
         Среди актуальных проблем, возникших в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью к лицам, совершивших преступления. Уголовно-правовые отношения могут реализовываться в различных формах, в т.ч. и с освобождением лица от уголовной ответственности. По данной проблеме, нами было проведено исследование нормативного материала, научной литературы и периодических изданий. В результате чего, мы позволили сделать следующие выводы.  
Приоритетной проблемой данной работы, является рассмотрение основания освобождения лица от уголовной ответственности. Рассматривались такие виды освобождения как амнистия и помилование.  
Амнистия – освобождение от уголовного наказания или замена назначенного судом наказания более мягким. Более исчерпывающую информацию об амнистии можно получить из УК РФ:  

Глава 13, статья 84:  
   1.Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определённого круга лиц.  
   2.Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица осуждённые за совершение преступлений могут быть освобождены от наказания, назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.  
Но помимо Амнистии, существует такой вид освобождения от ответственности как помилование, этот вид освобождения гораздо проще чем амнистия с точки зрения осуществления, так как его принятие не зависит от принятия какого-либо законодательного акта Государственной Думой РФ:  

Глава 13, статья 85:  
   1.Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определённого лица.  
   2.Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.  
Вышеперечисленные действия не отражают в полной мере процесс освобождения от юридической ответственности, так как каждый случай полностью индивидуальны и заслуживает тщательнейшего изучения со стороны судебных органов, компетентных в вынесении приговора. Так же не всегда возможно полное освобождение от юридической ответственности, которое может быть заменено всего лишь смягчением меры пресечения, так как полнейшее освобождение в некоторых случаях может противоречить здравой логике и человеческой этике.  
 
Список литературы

 
1.  Конституция РФ.  
2.  Уголовный кодекс РФ.  
3.  Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Под ред. доктора юридических наук, профессора А. Н. Игнатова и доктора юридических наук, профессора Ю. А. Красикова. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 2003. – 808 с.  
4.  Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 2004.  
5.  Официальный сайт президента РФ. Нормативные документы.

 


Информация о работе Ограничения по военной службе