Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:50, контрольная работа
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита.
Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет.
В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной
Вариант 3
ЗАДАНИЕ 1. Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи.
Основными
источниками изучения
Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет.
В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а так же геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу. А так же анималистическая пещерная живопись, антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс. лет).
Первые
образцы палеолитического
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.
Первое
зерно искусства было посеяно,
как мы видели, ещё в конце
мустьерского времени. Эти пред
В верхнем палеолите, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего палеолита теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме — в скульптуре и резьбе.
СКУЛЬПТУРА
Очень рано, ещё в ориньякское время, рядом с рисунками и барельефами появляется круглая скульптура, обычно это — изображения женщин. Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковой зоны на огромных ее пространствах от Средиземного моря до Байкала. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников.
Обильные и тщательно
выполненные украшения радовали
глаз человека. Возник обычай покрывать
орнаментом самые простые бытовые
вещи и придавать им нередко скульптурные
формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых
превращена в фигурку оленя или козла,
копьемоталка с изображением куропатки.
Эстетический характер этих украшений
нельзя отрицать даже и в тех случаях,
когда такие украшения приобретали определённый
религиозный смысл и магический характер.
Первобытное искусство имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир.
РЕЛИГИЯ
Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть, - наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ- духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.
Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке ещё не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм- это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой.
Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путём определённых действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека. Рано возник в первобытном обществе и фетишизм- почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.
Более высокая форма первобытных верований - анимизм, то есть вера в душу и духов. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.
Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков - почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.
МИФ
Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Мифология – это самое древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в возникновении литературных сюжетов: мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всём протяжении её истории.
Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой. В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов.
АРХИТЕКТУРА
Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.
Древнейшие из дошедших
до нас монументальных сооружений относятся
к каменному веку и называются мегалитическими.
Название произошло от греческих слов
«мегас»- большой и «литос»- камень, то
есть сооружения из больших камней. Они
встречаются в самых разных странах Европы,
Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии
и других уголках мира. Называются такие
постройки менгирами, дольменами, и кромлехами. Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические
сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин н
менгир — одиночный вертикально стоящий камень
кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
сейд — в том числе сооружение из камня
каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
крытая галерея
лодкообразная могила
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом
МУЗЫКА
Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Охота влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Важнейшей особенностью первобытной музыки стала её повседневность. Повседневность первобытной музыки имеет чётко организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определённым делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи – формирование единого мироотношения.
Задание 2. Перечислите важнейшие процессы и факторы социально-экономической истории древневосточного общества. Обоснуйте свой выбор.
Для социально-экономической характеристики эпохи показательно:
1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);
2) устойчивость общины, объясняемая необходимостью
создания искусственных оросительных
и осушительных каналов, что было под силу
только значительной группе людей;
3) появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;
4) наличие храмового или царского хозяйства,
являвшегося центром экономической жизни;
5) создание института частной собственности
и владения имуществом, включая и землю,
а, следовательно, появление возможности
концентрации богатств в руках одних и
потери их у других. Это приводит к социальному
расслоению прежде единой первобытной
общины, появлению групп богатых и бедных;
6) появление больших городских поселений
и городов, социальная дифференциация
и ремесленная специализация населения;
7) использование рабского труда, но рабство
было патриархальным. Для него характерны
сохранение связи между непосредственным
производителем и его участком земли (если
таковая у него была), некоторая доля хозяйственной
самостоятельности и гарантии против
изменения правового статуса, сравнительно
небольшая норма эксплуатации. Производство
было направлено на создание не товаров,
а средств существования рабов и рабовладельцев;
8) увеличение роли обмена и торговли.
9) возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;
10) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом.
Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобытности, вполне определенны.
В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений резко повысилась производительность сельского хозяйства. Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления. Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству.
Город — принципиально новое явление в истории того времени; он становится Центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное производство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также и соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, ирригационного земледелия и домашнего скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов было настоящей революцией в развитии человеческого общества на Древнем Востоке. Результатом этой революции явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей
Информация о работе Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи