Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита.
Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет.
В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной

Файлы: 1 файл

Вариант 3 история.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

В разных цивилизациях она  могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

 

Структура общества

      В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия) росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями

В древних восточных  цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве.

Рабами становились  в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной. Скажем, в Китае в III в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

И все же труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

В странах Древнего Востока  постепенно сформировались три основных класса: класс рабов и близких им подневольных работников, класс мелких свободных производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин

     Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней

структуре они уже  были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.

       Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Отдельная семья, небольшое поселение не могли справиться с могучей речной стихией. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

       Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов — золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника — появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рациональная организация массового применения труда и жестокая эксплуатация строителей — свободных общинников и рабов — позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды. 
     Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет.

 

ЗАДАНИЕ 3. ПЕРЕЧИСЛИТЕ БАЗОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗ НИХ. ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.

В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.

Модернизация — это  сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

урбанизацию — небывалый рост городов; город впервые в истории получает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню;

индустриализацию  — постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII в.

       появляются мануфактуры — ручные производства с разделением труда между работниками. Если ремесленник делал всё изделие целиком, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только отдельные операции, Доводя свои навыки до автоматизма. В итоге,  мануфактурное изделие было менее качественным, но всегда более дешёвым — ведь мануфактуры производили гораздо больше продукции. Дешёвые товары хорошо покупались населением, и мануфактурное производство стало вытеснять ремесленное, ремесленники разорялись и превращались в рабочих, на мануфактуры стекались массы потерявших землю крестьян.

демократизацию  политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского общества и правового государства;

невероятно быстрый  по сравнению с прошлыми эпохами  рост знаний о природе и обществе;

секуляризацию — обмирщение сознания и развитие атеизма, полностью отрицающего веру в Бога. Если же вера в него оставалась, то в «урезанном» виде, подчиняясь требованиям разума.

Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей, прежде всего представления о своем месте и роли в жизни.

Принципиально другим становится отношение к государственной  власти: она лишается в глазах людей  Божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир.

Революция — это радикальное, относительно быстрое (в рамках исторического времени), насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, которые сложились в обществе. Революциям близки бунты и восстания, дворцовые перевороты, но только революции приводят к глобальной ломке старых устоев.

Революциям подвержены общества на переходном этапе от традиционности к модернизации.

Хорошо известно, что  революции возникают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие с более косной политической структурой, сдерживающей его. Но само по себе это противоречие еще не порождает революций. Для них нужна обстановка тяжелого кризиса, который создает революционную ситуацию. Обычно такие кризисы стимулируются поражениями в войнах, неудачной политикой правительства, которая провоцирует недовольство самых широких слоев общества.

Так, Англия накануне революции испытала жестокий финансовый кризис.

 В Америке ситуацию предельно накалили те меры, которыми британское правительство хотело пресечь в колониях тенденцию к автономности.

Бедственное положение сложилось перед 1789 г. во Франции. В торговле и промышленности наступил застой, казна пустовала из-за чрезмерных трат двора. К тому же 1789 год оказался неурожайным, и в стране начался голод.

Но, помимо кризисов, для  возникновения революций необходимо еще одно условие. Сознание людей должно быть в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя.

        Для Запада XIX век стал эпохой торжества индустриальной революции, которая одерживала одну победу за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.

Рождение индустриальной цивилизации

С XIX в. начинается особый этап в развитии цивилизационного процесса, который историки называют индустриальным, или машинным. Это название указывает не только на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствования машин невозможно существование такой цивилизации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус.

   Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря постепенно формирующемуся тесному союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Он создавал огромные возможности для наращивания производства и для удовлетворения материальных нужд в масштабах, каких человечество еще не знало.

 

 

    Важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энергии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлись уголь и дерево, запасы которых отнюдь не бесконечны

 

Наука и технический  прогресс

Однако человечество нашло выход, предсказать который заранее было невозможно. Были найдены новые источники энергии и новые, более экономичные способы ее использования. Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтяной промышленности.

        Был получен новый материал, имеющий огромное производственное значение, — сталь. Она открывала большие возможности для увеличения скорости, прочности и мощности машин.

Успехи в области  химии сделали возможным быстрое развитие химической промышленности, которая производила красители, искусственные удобрения, резко повышавшие урожайность, синтетические (каучук, искусственное волокно и др.) и взрывчатые вещества.

От использования органических веществ перешли к минералам, которые стали основной базой для промышленного производства.

Научные открытия, большая  часть которых приходилась на последнюю треть XIX и начало XX в., изменили облик цивилизации: электрическое освещение, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, кинематограф, автомобиль — это еще далеко не полный перечень всех изобретений, которыми была так богата эпоха.

«Железный», машинный век  преобразил облик городов, быт человека и его труд, изменил представления людей о расстояниях благодаря транспорту и системам связи, расширил поток информации.

 

 Задание 4. Выделите главные причины, и последствия Смутного времени на Руси.

Причины.

Формальной причиной событий Смутного времени стал династический  кризис в России. В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Иоанновича пресеклась прямая линия потомков Ивана Калиты на московском престоле.

 

Иван Грозный, собственно говоря, был последним  полноправным московским государем  из рода Рюриковичей. После смерти Иоанна, в1584году остались два его сына: Федор от первого брака, и малолетний царевич Дмитрий, от пятого брака, которому отец незадолго до смерти назначил в удел город Углич. В 1584 году Федор венчался на царство. Не способный к правлению, он выполнял принятые боярами регентского совета решения. Состав регентского совета полностью не ясен, но победителем придворной борьбы становится Борис Годунов, который к 1587 году стал фактическим правителем государства.

В 1591 году, в  Угличе, произошло страшное событие: был зарезан семилетний царевич Дмитрий. Жители Углича в тот же день умертвили приставленных к нему людей, обвиняя их в содеянном. Следователи вели дело плохо и, вернувшись, доложили царю и боярской думе, что царевич вовсе не был убит, а сам в припадке падучей натолкнулся на нож. Бояре объяснением остались довольны, а угличан за убийство невинных людей наказали. Однако народ не мог поверить наивному объяснению московских следователей, одним из которых был князь Василий Шуйский, и говорил, что царевич убит; а многие прибавляли, что убит по наущению Годунова.

Через семь лет, в крещенский сочельник 1598 года умер Федор, не оставивший после себя наследников. Овдовевшая царица Ирина удалилась в монастырь  и там постриглась. С Федором  прекратился царский род Рюриковичей, правивший Русью более 700 лет.

 Наконец, в 1604 г. пошел «страшный слух», Года три уже в Москве шептали про неведомого человека, называвшего себя царевичем Дмитрием. Теперь разнеслась громкая весть, что царевич жив и идет из Литвы добывать прародительский престол. «Замутились при этих слухах умы русских людей, и пошла Смута»,

Информация о работе Охарактеризуйте основные культурные достижения первобытной эпохи