Описание правовой позиции брака в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Для того чтобы заключить «правильный» брак необходимо было соблюдать множество формальностей. Но даже после заключения брака, отношения внутри семьи были различны в зависимости от вида заключенного брака, так же различны были и имущественные права и обязательтва.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
Понятие брака……………………………………………………………………………….4
Условия заключения брака…………………………………………………………………5
Брачные препятствия……………………………………………………………………….6
Обручение…………………………………………………………………………………...7
Формы заключения брака…………………………………………………………………..8
Виды брака и отношения супругов………………………………………………………...9
Приданое и свадебный дар………………………………………………………………..11
Прекращение брака………………………………………………………………………..12
Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Римский брак.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………………………………….3

Понятие брака……………………………………………………………………………….4

Условия заключения брака…………………………………………………………………5

Брачные препятствия……………………………………………………………………….6

Обручение…………………………………………………………………………………...7

Формы заключения брака…………………………………………………………………..8

Виды брака  и отношения супругов………………………………………………………...9

Приданое  и свадебный дар………………………………………………………………..11

Прекращение брака………………………………………………………………………..12

Связи между  мужчиной и женщиной, сходные с  браком………………………………14

Заключение…………………………………………………………………………………15

Список использованных источников и литературы……………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Не всякая семья, не всякие родственного характера  отношения мужчины и женщины  признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Для того чтобы заключить «правильный» брак необходимо было соблюдать множество формальностей. Но даже после заключения брака, отношения внутри семьи были различны в зависимости от вида заключенного брака, так же различны были и имущественные права и обязательтва.

Эти отношения и их нюансы я постараюсь рассмотреть в данной контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ БРАКА

Брак является древнейшим установлением, прошедшим различные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Род, консорциум и патриархальная семья агнатов под властью домовладыки представляли собой широкие общности, содержащие большое число мужчин и женщин, способных вступать в брачные отношения. Так как все эти общности являлись экзогамными, в брачный союз можно было вступить лишь с представителем другой такой общности. Кроме того, при каждом вступлении в брак выдвигались и другие условия, среди которых одним из основных было требование основывать брак на моногамных началах. Такие союзы, постоянные и заключенные законным образом, именовались браком. Брак как социально значимый союз мужчины и женщины определяет правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права. По отношению к этим правам брак предстает юридическим фактом и является юридической сделкой.

Брак (nuptiae, matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». В этом определении отражается подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим требованиям морального и религиозного характера.

Таким образом  брак характеризуется:

- взаимностью – в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом;

- состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров – не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

- согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем – брак не может и не должен заключаться по принуждению, равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т.п.;

- наличием половой связи между партнерами в браке – брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких, не может считаться действительным;

- стремлением партнеров заключить именно брачный союз – не могут служить предпосылкой к признанию брака только сексуальные отношения;

- постоянной совместной жизнью супругов, или, стремлением к таковой – партнеры в браке имеют единое место жительства, ведут общее хозяйство и т.п.

Отсутствие  любого из обозначенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

 

УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Для признания  их союза правовым браком партнеры-супруги  должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Римский брак могли заключать  только лица, за которыми было признано jus conubii, т.е. право вступать в полноценный, признанный законом брак. Jus conubii обладали лишь римские граждане и старые латины.

Не все  лица могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались  из возможных партнеров по брачному союзу. Jus conubii до законов Канулея было ограничено для плебеев, а позже для либертинов и лиц объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению представители этих групп населения могли заключать эти браки лишь между собой, но не с представителями других общественных слоев.

Важным условием заключения брака являлось согласие женщины и мужчины жить именно в браке. В старом праве согласие заключить брачный союз не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточно, чтобы согласие изъявил глава соответствующей семьи. «Брак может состоять только при согласии всех, то есть тех, кто сходятся, и тех, в чьей власти они пребывают» (D. 23.2.2) – в классическом праве наличие согласия было необходимо и для будущих супругов и для глав их семей, а в постклассическом праве согласие требовалось лишь для лиц, вступающих в брак.

Также одним  из условий вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Для того, чтобы  совершить все правовые действия, брак должен был заключаться в  форме, предусмотренной законом. Формами  заключения римского брака являлись: conferratio, coemptio и usus.

В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из приведенных условий, необходимых для существования брака, считалось, что такой союз представляет собой естественный брак, не обладающий правовыми последствиями, связанными с установлением брака. Сожительство рабов не составляет брака. Также и брак между перегринами не имеет значения для римского права.

 

БРАЧНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Для заключения римского брака, кроме существования  конститутивных условий, было необходимо, чтобы у вступающих в брак не существовало каких-нибудь обстоятельств, могущих вызвать аннулирование брака. Обстоятельства, которые не могут быть допущены при заключении брака, называются брачными препятствиями. Одним из основных брачных препятствий являлся уже существующий брак, так как римское право знало лишь моногамный брак. Брачным препятствием считалась и душевная болезнь, если она предшествовала заключению брачного союза. Родственная связь, по прямой линии неограниченно, а по боковой – до четвертой степени, также представляло собой препятствие к браку. Однако, в классический период, в связи с браком императора Клавдия и его племяннице Агриппины, сенатское постановление делает исключение для дяди и дочери брата, тогда как браки между другими родственниками третьей степени остаются под запретом. Не допускался брак и между свойственниками по прямой линии: между свекром и бывшей невесткой, между отчимом и падчерицей и так далее. Принадлежность жениха и невесты к различным слоям общества тоже было брачным препятствием. Например, не допускались браки между патрициями и плебеями.

В семейное законодательство Августа были введены и некоторые  другие причины, препятствующие правомочному заключению брака. Был запрещен брак между свободнорожденным и вольноотпущенницей с плохим поведением. Под запретом был брак между сенаторами и либертинами, между сенаторами и актрисами, а также их дочерями.

Позднее были запрещены браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции  и ее жительницами, между лицами, хотя бы одно из которых дало обед целомудрия, между лицами, которые во время прежнего брака вступили между собой в адюльтер. Запрещалось вступать в брак воинам.

При намерении  вступить в брак следовало учитывать  религиозные различия возможных  партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

Заключение  брака после 80 лет считалось достаточной  причиной для ничтожности этого  союза в правовом смысле.

Браки, заключенные  вопреки этим препятствиям и запретам, аннулировались без каких-либо последствий для правильных брачных союзов, но следует учесть что брак между родственниками преследовался как уголовное правонарушение, причем само это преступление считалось обоюдным.

 

ОБРУЧЕНИЕ

Заключению  брака обыкновенно предшествовало обручение, или взаимное обещание вступить в брак. Обручение и брачная церемония могли следовать друг за другом непосредственно по времени, но могли быть отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожным оба события и весь брак в целом. При обручении договаривались о заключении брака и об условиях его заключения. В древнейшее время обручение несамостоятельных лиц (alieni juris) совершалось их домовладыками без участия брачующихся. Но, на обручении могли присутствовать и будущие супруги, при этом их присутствие не имело правового значения. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия обоих домовладык. На основании обручения в древние времена устанавливалось обязательство действительно заключить брак по принятому об этом соглашению. Однако когда возобладал принцип свободы при вступлении в брак, такой обязанности больше не существовало. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами.

В дальнейшем на основании обручения, если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещения ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение. По преторскому праву нарушение договоренностей обручения влекло за собою только опорочивание и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая договоренности обручения, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков; другой стороне сделанные ею подарки возвращались.

Обручение, в  классическом и постклассическом праве, могло быть заключено и по неформальному соглашению. В этом случае можно было оговорить или дать специальное возмещение на случай, если помолвка не приведет к заключению брака. Осуществлялось это путем стипуляции или путем внесения задатка.

Заключение  помолвки устанавливало квазиродственные отношения между женихом и невестой – adfinitas – так, что возникали ограничения на брак между членами двух семей даже в случае срыва намечавшегося брака, исключалось принуждение к даче свидетельских показаний друг против друга, убийство жениха невестой или наоборот приравнивалось к убийству родственника. Заключение двух обручений, ка и многобрачие, не допускалось.

 

ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Правомочные браки должны были быть заключены  по форме, предписанной законом. Они  были различны для отдельных слоев населения. Древнейшее римское право знало три формы заключения брака: а) coemptio (посредством торжественного либерального акта), б) confarreatio (посредством религиозного брачного обряда), в) usus (посредством длительного пребывания в браке).

Древнейшей формой заключения брака по соглашению была coemptio, или купля жены. Coemptio являлся светской и преимущественно плебейской формой брака. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи – а именно земля и рабы. По этой форме глава семьи невесты в присутствии весовщика и пяти свидетелей отдавал невесту главе семьи жениха и лично жениху, а затем жених или глава его семьи произносил формулу купли и передавал установленную цену главе семьи невесты. После этих формальностей считалось, что правомочный римский брак заключен. Позже, когда жены в действительности больше не продавались, эта форма брака превратилась в символическую продажу за символическую плату.

Второй формой заключения брака предусмотренной законом  была confarreatio. Confarreatio – религиозная форма заключения брака, применявшаяся патрицианскими слоями римского общества. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили жертву Юпитеру. При заключении брака должны были присутствовать брачующиеся, главы их семей, великий понтифик, высший жрец Юпитера и не менее десяти взрослых римских граждан. Все приносили клятву Юпитеру и сопровождали невесту к дому жениха. У дверей своего дома жених вручал невесте огонь и воду и угощал хлебом, а невеста, принимая хлеб, огонь и воду, произносила: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (где ты, Гай, там и я, Гая). Conferreatio имела важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами – фламинами Юпитера, Марса и Квирина – могли стать только лица, рожденные в браке по этому обряду.

Информация о работе Описание правовой позиции брака в Древнем Риме