Описание правовой позиции брака в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза. Для того чтобы заключить «правильный» брак необходимо было соблюдать множество формальностей. Но даже после заключения брака, отношения внутри семьи были различны в зависимости от вида заключенного брака, так же различны были и имущественные права и обязательтва.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………….3
Понятие брака……………………………………………………………………………….4
Условия заключения брака…………………………………………………………………5
Брачные препятствия……………………………………………………………………….6
Обручение…………………………………………………………………………………...7
Формы заключения брака…………………………………………………………………..8
Виды брака и отношения супругов………………………………………………………...9
Приданое и свадебный дар………………………………………………………………..11
Прекращение брака………………………………………………………………………..12
Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Римский брак.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенной и простой была третья форма заключения брака – usus (основание совместной жизни). Usus возникла в бедных плебейских кругах и состояла в простом переселении жены в дом мужа. От конкубината этот брачный союз отличался наличием согласия на брак. Из-за возможности жене сохранять свободу в браке, заключенной по форме usus, эта форма брака стала почти естественной. Считалось, что женщина, вышедшая замуж по форме usus, находится под властью (manus) мужа или главы его семьи при условии, если проведет этот год в доме мужа. Переход во власть мужа был, таким образом, естественным следствием состояния в браке. Жены, желающие избежать перехода во власть мужа, проводили три дня вне его дома (usurpatio trinoctii). В этом случае они уже не попадали ни под manus мужа, ни под manus главы семьи.

Основным  моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные  правом последствия личного и  имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имущественных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких сверх того отношений на тот момент.

 

ВИДЫ БРАКА И ОТНОШЕНИЯ  СУПРУГОВ

Действительный  брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Жена не могла жить одна, существовало требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи. Супруги обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства.

История римского семейного права знает два вида брака порождавшие разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов, и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. В браке, заключенном по какой-нибудь старой форме – coemptio, confarreatio или usus – жена, если она не воспользовалась usurpatio trinoctii, попадала под власть, или manus, старейшины семьи мужа или самого мужа. Такой брак был известен как manus – брак, или брак с манусом (cum manu). Второй вид брака – это брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том семейном положении, в каком она была до вступления в брак.

При заключении брака cum manu жена становилась членом семьи мужа и попадала в непосредственную зависимость от главы семьи, при этом прерывались все связи жены с ее прежним домом. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. Муж мог истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска. Он мог продать ее в кабалу. Он был вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы. Однако обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказания, не выслушав суждения совета, состоявшего из членов ее старшей семьи, из агнатов, оставшихся после вступления ее в брак ее когнатами.

При заключении брака sine manu юридическое положение жены не изменялось. В семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Муж мог требовать от жены ведения домашнего хозяйства, а также имел право управлять и распоряжаться доходами с имущества жены, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но и жена не могла никоим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям. Самостоятельное положение жены в браке sine manu привело к отрицанию наследственного права жены в семье мужа, и даже к отрицанию наследственных прав между матерью и детьми. Мать и дети состояли между собой не в агнатическом, а в когнатическом родстве. Эти недостатки системы наследования, основанной на началах агнатического родства, были устранены преторами. После этого супруги, а также мать и дети получили возможность взаимонаследования.

Важнейшим эффектом брака является принадлежность детей  к familia мужа и их подвластность главе семьи мужа.

 

ПРИДАНОЕ И СВАДЕБНЫЙ  ДАР

Поимущественные отношения супругов определяются не браком, а переходом женщины во власть мужа, эффект которого подобен усыновлению. Брак сам по себе никак не сказывается на имущественных правах сторон. Только то имущество, которое существует исключительно для данной парной семьи, получает особый режим, и его принадлежность зависит от сохранения брака. В римском обществе таким имуществом было приданое – dos. Это имущество происходит со стороны супруги, во время брака находится у мужа, а после его прекращения возвращается в семейство супруги. Приданое следует за женщиной и упрочивает положение супруги в новой для нее группе, оказывая на мужа и его родственников психологическое воздействие. В случае развода по инициативе супруга на его стороне возникало чувство долга по отношению к семейству отвергнутой женщины в объеме приданого.

Приданое  представляло материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое могло быть получено от отца супруги (dos profecticia), или от других лиц (dos adventicia).Передача приданого, как правило, составляла особый обрядовый акт, либо оформлялось особым документом отдельно от событий заключения брака. Считалось, что сохранение приданого в целости – в интересах не только семьи, но и сообщества. Поэтому римское право строго придерживалось принципа определения имущества как приданого в качестве постоянного: оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. Приданое категорически воспрещалось отчуждать в течение брака. Пока длился брак  муж или его домовладыка, имел право на управление имуществом приданого и должен был использовать его для удовлетворения потребностей брачного союза. В случае неисполнения этой обязанности, у них могло быть отнято право управления им.

В случае расторжения  брака по вине мужа, приданое возвращалось бывшей супруге. Если брак прекращался из-за смерти жены, dos profecticia возвращалось отцу супруги, при этом мужем удерживалась одна пятая часть на каждого рожденного в этом браке ребенка. Если же приданое было dos adventicia, то оно оставалась у вдовца. В случае смерти мужа приданое возвращалось его супруге, или ее отцу. В случае развода по вине супруги возврат приданого ограничивался. Муж имел право удержать одну шестую часть приданого на каждого ребенка, но в целом не более половины приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удерживалась еще одна шестая часть приданого, или одна восьмая часть в случае более легких проступков.

Брачный дар (dos propter nuptias) – подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Основным условием для признания брачного дара в качестве такового было преподнесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением. В классическую эпоху особенность такого дарения заключалась в том, что отказ от брака считался его резолютивным условием: если брак не заключался, дарение отменялось. Режим этого имущества, которое по объему должно было соответствовать размеру приданого, уподобляется и его режиму. Управление им также принадлежит мужу во время брака и подлежит ограничениям, сходным с распоряжением приданым.

 

ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения или изменением гражданства, а также утратой свободы.

Римский брак допускал развод супругов. Оформить развод можно было только в отношении  ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода  в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Естественная  смерть мужа, жены или обоих супругов приводила к прекращению брака. Со смертью одного из супругов отпадало основное условие брака – существование брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же  вступать в новый брак, в то время как для женщин был определен срок траура.

Брак прекращался  также по воле супругов – посредством  развода. Формальное заявление о  расторжении брака могло быть направлено через вестника, письмом, или объявлено супругу лично в присутствии семи свидетелей. Нередко брак расторгался только потому, что объективные обстоятельства не позволяли его продолжать должным образом: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь.

Различен  был порядок прекращения брака: в браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, «отторжением» жены от мужа. Расторжение допускалось при измене, пьянстве, бесплодии, выкидыше и по любой другой причине, побуждающей мужа разорвать постоянный брачный союз.

Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. При особых причинах, развода мог требовать и глава семьи жены. Причины развода не были определены. До развода доходило и тогда, когда не существовало никаких других причин, кроме желания одного из супругов.

Вступление  во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение пиетета по отношению к покойному мужу, а главным образом предотвращение затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течении десяти месяцев со дня прекращения первого брака.

В постклассическом праве, из-за изменения моральных  понятий, обусловленных христианством, императоры установили строгие правила развода. В это время существовало два основных вида развода: развод с плохими последствиями и развод без таковых последствий. Развод без плохих последствий делился на развод по взаимному соглашению супругов и развод по воле одного из супругов, но при оправданных причинах, каковыми были: импотенция, обет целомудрия, уход в монастырь и т.д. Развод с плохими последствиями также делился на два вида: неправильное одностороннее расторжение супружества и расторжение брака по вине другого супруга. Причины, дающие право невиновной стороне требовать развода без последствий, были: измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь, сводничество, аморальный образ жизни и т.д. Последствиями для супруга, виновного в разводе с плохими последствиями, являлись: утрата приданого, запрещение вступать в новый брак, ссылка, заключение в монастырь и т.д.

СВЯЗИ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ, СХОДНЫЕ С БРАКОМ

По установлениям  римского права брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и связи между мужчинами и женщинами являлись либо толерантными, либо запретными.

Толерантными  были брачное сожительство (contubernium) и конкубинат (естественный, дикий брак). Брачное сожительство как бы оформлялось когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правовым, например между рабами; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием как бы семейных отношений – последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи, которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

Конкубинат  существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключать законный брак, например браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Дети от такого сожительства, в отличие от других рожденных вне брака детей наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т.п.

К запретным  связям в соответствии с законом  Юлия о прелюбодеяниях относили: spurtum – половые отношения между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium – половая связь между лицами, из которых хотя бы одно находится в браке; incestum – половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Описание правовой позиции брака в Древнем Риме