Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:37, реферат
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии.
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего
населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории
чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится
к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря
на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с
уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный
код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается
синонимом таинственной, противоправной деятельности, направленной против требований
добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и графика на соответствующих
материалах – холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.
Hападкам подвергается татуировка и с другой стороны. Ее не признают искусством, отказывая в
эстетической ценности и называя «омерзительным примером тщеславия, плоды которого стыдливо
скрываются под одеждой». И в этой точке зрения отчетливо просматривается предвзятость. Hе углубляясь
в полемику, заметим только, что далеко не все татуировки «стыдливо скрываются», а в тех случаях, когда
скрываются, не всегда причиной тому стыдливость. В конце концов ведь никому не приходит в голову
требовать от коллекционера, чтобы он демонстрировал свою коллекцию каждому встречному. В чем в
таком случае провинился носитель татуировки перед обществом?
Тем не менее и эта точка зрения имеет сторонников в кругах европейской культуры, формируя
убеждения об уродующем характере татуировки. В этих же кругах достаточно людей, которых трудно
обвинить в отсутствии художественного вкуса и которые украсили свои тела татуировками. Вот какой
список знаменитостей (разумеется, не полный) составили исследователи феномена татуировки: писатели
Пьер Лоти и Мишеля Сарду, певец и композитор Шарль Трене, знаменитые киноактеры Жерар Депардье и
Шин Коннери, певица Джоан Баэз, физик и мыслитель Альберт Эйнштейн, американский антрополог
Арнольд Рабин, художники Павел Челичев и Леонард Фудзита. Известно, что Пабло Пикассо занимался
татуировкой. Очевидно, не мудрствуя лукаво, надо признать татуировку выражением определенной
эстетической культуры. Что же касается противоречивого отношения к ней, так оно формируется
принадлежностью конкретного человека к тому или иному кругу общества или этнической группе.
По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет тому назад и цель ее нанесения на
кожу человека за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на коже
создается определенное визуальное высказывание. Рисунок накалывается либо выцарапывается, в
образовавшиеся ранки вводится краситель.
Известны три техники нанесения татуировки.
Первая, наиболее древняя, заключается в нацарапывании острым предметом на коже рисунка. Затем
в нацарапанный контур втирается краситель, который проникает в глубину и остается в теле навсегда. В
разных модификациях эту технику применяли пять тысяч лет тому назад люди, жившие на территории
нынешнего Ирака, позже – индейские племена на территории Южной Америки. Это обстоятельство
позволяет сделать вывод, что татуировка связана с раскрашиванием тела и может рассматриваться как
вариант либо развитие способа раскрашивания. Вторая техника более сложная, она выполняется с
использованием иглы и нити. Hить из сухожилия зверя окрашивалась в черный цвет (графитом или
краской, состоящей из сажи и жира) и с помощью иглы протягивалась под кожей человека в соответствии с
рисунком. Понятно, что эта техника крайне ограничивала возможности татуировщика. С ее помощью
- 7 -
можно было нанести лишь примитивный, угловатый рисунок. Она была распространена Северо-Восточной
Сибири и в Северной Америке у эскимосов.
Третья техника самая эффективная и распространенная. Исполнение татуировки основывается на
накалывании тела иглами. С этой целью применялись металлические иглы или иные приспособления. В
некоторых регионах, где металла не было, применялись рыбьи кости, куски острых костей животных,
щепки деревьев твердых пород или обломки раковин. Hапример, в Океании, где традиции татуировки
развились очень сильно, для нанесения татуировки использовали приспособление, напоминающее
гребешок. В его деревянную ручку вделывали острые, как иглы, кусочки камней, раковин или костей. С
помощью такого гребешка можно было одним заходом выполнить небольшой фрагмент
запланированного мотива или композиции. Работа над татуировкой проходила быстрее по сравнению с
отдельными накалываниями при использовании одной иголки. Преимущество гребешка заключалось и в
большей возможности добиться художественного эффекта татуировки.
Большим своеобразием отличалась татуировка в Hовой Зеландии. Специальной татуировкой там
покрывали поверхность лица. Узоры в форме спиралей, волнообразных линий и т.п. покрывали все лицо
мужчин, а у женщин – только губы и подбородок, они назывались «моко» и были исполнены посредством
надрезания кожи долотом. В связи с этой особенностью некоторые этнографы называют представителей
народности маори «скульпторами» человеческих лиц.
Поразительные результаты были достигнуты и японскими мастерами. Выражаясь современным
языком, они рационализировали процесс татуирования – пользовались целыми наборами иголок, что
позволяло быстро заполнить цветом поверхность изображения, сделать линию, обводящую контур,
орнамент и т.п. какой угодно ширины.
Hынешняя техника татуировки основывается на накалывании кожи иглой. Основным орудием
является специальная электрическая машинка. Она весьма легкая и чрезвычайно производительная, что
позволило ей быстро вытеснить все традиционные приспособления для татуировки. Ими сегодня
пользуются лишь в изолированных племенных сообществах, а из цивилизованных стран – только в Японии,
где еще остались старые выдающиеся мастера, работающие испытанным инструментом предков.
Hе надо путать татуировку от следов на коже, которые образуются в результате травмы и
проникновения в тело частичек угля, пыли или химических веществ во время воспламенения взрывчатых
материалов. Hе относится к татуировке и скарификация – она применяется представителями некоторых
народностей с темным цветом кожи и оставляет устойчивые рубцы.
Татуировка хорошо смотрится на коже светлого фона, но из этого правила делаются исключения.
Например, японская и полинезийская татуировки исполняются на менее контрастном, чем европейская,
фоне.
Как отмечалось, татуировка была популярна в далеком прошлом. Она была известна на территориях
Северо-Восточной Азии, Японии, Китая, Юго-Восточной Азии, Океании. Ее присутствие в глубоком прошлом
зафиксировано на территориях обеих Америк, где в доколумбовые времена татуировкой пользовались
жители Перу, что подтверждают найденные археологами хорошо сохранившиеся мумифицированные
человеческие тела. Украшали свои тела татуировкой майа, представители многочисленных индейских
племен, населяющие территории нынешних Соединенных Штатов и Канады, а также эскимосы. Татуировка
применялась некоторыми азиатскими народностями (пикты), индоиранскими (сарматы и скифы),
хамитскими (древние египтяне), семитскими (ассирийцы), а также индоевропейскими (кельты, илиры и
траки). Можно догадываться, что от илиров и траков, которые в своих странствиях достигли в конце
второго тысячелетия до нашей эры Балканского полуострова, этот обычай в более поздние века переняли
славяне, населявшие территории Юго-Восточной Европы, сохранив его до конца XIX столетия.
- 8 -
Сегодня доказано и знакомство с татуировкой изолированных от внешнего мира пигмеев. Возможно,
этот факт свидетельствует о том, что татуировка была известна в Африке еще до экспансии народностей
банту, которая произошла между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры. Другое дело, была ли
эта татуировка оригинальным производным культуры пигмеев или заимствована у какого-либо народа,
знакомого с этим обычаем с глубокой древности.
Среди африканских народов татуировка – весьма редко встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее
присутствие изредка отмечалось среди последователей ислама, населявших страны Магребу, а также
среди египетских цыган, которые быстрее всего принесли татуировку из Азии.
Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к нам времена? Прежде всего надо
отметить, что на протяжении столетий татуировка не только использовалась с целью украшения тела либо
в качестве элемента устрашения, но выполняла и существенную общественную функцию, подчеркивая
принадлежность к профессиональной, религиозной, преступной группе либо к какому-то племени.
Татуировка служила и для более убедительного выражения престижа, общественного положения и для
того, чтобы увековечить героические поступки. В то же время она была знаком (клеймом), которым
обозначали пленников, невольников, преступников и узников (вспомним гитлеровские концентрационные
лагеря).
Этим не исчерпывается использование татуировки разными народами. Hапример, татуировка маори в
Новой Зеландии была призвана дополнительно закреплять в ментальности племени традиции и
философию этого общества, а в Японии, начиная с XVIII века, она достигла ранга искусства. Нередко
украшающие тело мотивы татуировки повторяли узоры, украшающие одежду, оружие, изделия мастеров
прикладного искусства, произведения искусства племени и домашнюю утварь, которые благодаря этому
приобретали характер знаков собственности.
Так сложилась, что с момента своего возникновения татуировка может носить религиозный,
косметический, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось во время различных
обрядов, целью которых было ввести молодого человека в число полноправных членов племени, а также
применяться для терапевтических целей. А в Европе, начиная с XIX века, татуировку демонстрировали с
целью заработать деньги, сегодня ее представляют на конкурсах и выставках.
Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка дает некоторым людям шанс
почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе.
Татуировка за прошедшие времена претерпела значительные измения. Так, одной из наиболее
характерных черт татуировки в племенных сообществах является то, что большинство наблюдаемых в ней
мотивов – это простые знаки: точки, черточки, звездочки, круги, кресты, изображения солнца, а также
геометрические формы в противоположность развитым и многообразным изображениям ныне.
Объяснение этому простое. Прежде всего надо учитывать, что в племенных сообществах татуировка
выполнялась при помощи примитивных приспособлений, которые не позволяли исполнять более сложные
знаки. Исключением является только полинезийская татуировка. В противоположность современному
татуировщик племенного сообщества связан со старой и четко обязывающей традицией, он погружен в
систему ценностей своего окружения и, естественно, подвержен его оценкам. Естественно, что мотивы
племенной татуировки застыли в схемах и передаются из поколения в поколение в первозданном виде. И
последнее – татуировку, особенно племенную, следует понимать как систему коммуникации.
Татуировщик, выполняя какой-нибудь орнамент на теле соплеменника, обязан был помнить о том, чтобы
не потерять ни одного из обязательных элементов и точно передать их содержание. Каждая черточка
орнамента, место, в котором они были размещены на теле человека, содержали определенный смысл,
несли информацию. Татуировщик не мог позволить себе дополнить или изъять что-либо из композиции,
- 9 -
зафиксированой в мифологии своего племени.
Татуировщик в современном обществе свободен в тематике и сюжетах, исключение составляют
редкие случаи, как, например, татуировка преступников. Слепого следования традициям нет, татуировщик
смело использует опыт различного культурного происхождения. Типичное проявление такой тенденции –
это нагромождение рисунков, часто выполненных разными татуировщиками на теле одного клиента, что в
итоге создает хаотичное собрание мотивов, неоднородных с точки зрения их эстетической и
художественной ценности. Подобные рисунки воплощались без особой заботы о гармонии с
анатомическими особенностями человеческого тела. Мотивы чаще всего общепринятые, стандартные
рисунки, которые наносятся при помощи шаблонов. Эту тенденцию следует относить преимущественно к
ведущему во всем мире направлению в татуировке западноевропейских странах, Австралии, Гонконге,
Японии, Сингапуре и США. Это направление живо реагирует на всевозможные повороты моды и
общественно-политические события, будучи соединением различнейших неоднородных по содержанию
элементов. Некоторые исследователи называют это явление международным народным стилем
(International Folk Style). Основной его признак в том, что данный стиль не поддается однозначной
эстетической классификации и не отмечен общей творческой программой.
Hесмотря на устойчивую популярность татуировки, есть расхождения в ее оценке среди
специалистов. В чем их причина? Познакомим читателя с характером полемики.
Иногда это происходит из-за того, что татуировка, как говорят одни, провоцирует вопросы этики.