Описание разновидностей татуировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:37, реферат

Описание работы

У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии.

Файлы: 1 файл

татуировка.docx

— 27.14 Кб (Скачать файл)

У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего

населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории

чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится

к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря

на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с

уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный

код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается

синонимом таинственной, противоправной деятельности, направленной против требований

добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и графика на соответствующих

материалах – холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.

Hападкам подвергается татуировка и с другой стороны. Ее не признают искусством, отказывая в

эстетической ценности и называя «омерзительным примером тщеславия, плоды которого стыдливо

скрываются под одеждой». И в этой точке зрения отчетливо просматривается предвзятость. Hе углубляясь

в полемику, заметим только, что далеко не все татуировки «стыдливо скрываются», а в тех случаях, когда

скрываются, не всегда причиной тому стыдливость. В конце концов ведь никому не приходит в голову

требовать от коллекционера, чтобы он демонстрировал свою коллекцию каждому встречному. В чем в

таком случае провинился носитель татуировки перед обществом?

Тем не менее и эта точка зрения имеет сторонников в кругах европейской культуры, формируя

убеждения об уродующем характере татуировки. В этих же кругах достаточно людей, которых трудно

обвинить в отсутствии художественного вкуса и которые украсили свои тела татуировками. Вот какой

список знаменитостей (разумеется, не полный) составили исследователи феномена татуировки: писатели

Пьер Лоти и Мишеля Сарду, певец и композитор Шарль Трене, знаменитые киноактеры Жерар Депардье и

Шин Коннери, певица Джоан Баэз, физик и мыслитель Альберт Эйнштейн, американский антрополог

Арнольд Рабин, художники Павел Челичев и Леонард Фудзита. Известно, что Пабло Пикассо занимался

татуировкой. Очевидно, не мудрствуя лукаво, надо признать татуировку выражением определенной

эстетической культуры. Что же касается противоречивого отношения к ней, так оно формируется

принадлежностью конкретного человека к тому или иному кругу общества или этнической группе.

По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет тому назад и цель ее нанесения на

кожу человека за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на коже

создается определенное визуальное высказывание. Рисунок накалывается либо выцарапывается, в

образовавшиеся ранки вводится краситель.

Известны три техники нанесения татуировки.

Первая, наиболее древняя, заключается в нацарапывании острым предметом на коже рисунка. Затем

в нацарапанный контур втирается краситель, который проникает в глубину и остается в теле навсегда. В

разных модификациях эту технику применяли пять тысяч лет тому назад люди, жившие на территории

нынешнего Ирака, позже – индейские племена на территории Южной Америки. Это обстоятельство

позволяет сделать вывод, что татуировка связана с раскрашиванием тела и может рассматриваться как

вариант либо развитие способа раскрашивания. Вторая техника более сложная, она выполняется с

использованием иглы и нити. Hить из сухожилия зверя окрашивалась в черный цвет (графитом или

краской, состоящей из сажи и жира) и с помощью иглы протягивалась под кожей человека в соответствии с

рисунком. Понятно, что эта техника крайне ограничивала возможности татуировщика. С ее помощью

- 7 -

можно было нанести лишь примитивный, угловатый рисунок. Она была распространена Северо-Восточной

Сибири и в Северной Америке у эскимосов.

Третья техника самая эффективная и распространенная. Исполнение татуировки основывается на

накалывании тела иглами. С этой целью применялись металлические иглы или иные приспособления. В

некоторых регионах, где металла не было, применялись рыбьи кости, куски острых костей животных,

щепки деревьев твердых пород или обломки раковин. Hапример, в Океании, где традиции татуировки

развились очень сильно, для нанесения татуировки использовали приспособление, напоминающее

гребешок. В его деревянную ручку вделывали острые, как иглы, кусочки камней, раковин или костей. С

помощью такого гребешка можно было одним заходом выполнить небольшой фрагмент

запланированного мотива или композиции. Работа над татуировкой проходила быстрее по сравнению с

отдельными накалываниями при использовании одной иголки. Преимущество гребешка заключалось и в

большей возможности добиться художественного эффекта татуировки.

Большим своеобразием отличалась татуировка в Hовой Зеландии. Специальной татуировкой там

покрывали поверхность лица. Узоры в форме спиралей, волнообразных линий и т.п. покрывали все лицо

мужчин, а у женщин – только губы и подбородок, они назывались «моко» и были исполнены посредством

надрезания кожи долотом. В связи с этой особенностью некоторые этнографы называют представителей

народности маори «скульпторами» человеческих лиц.

Поразительные результаты были достигнуты и японскими мастерами. Выражаясь современным

языком, они рационализировали процесс татуирования – пользовались целыми наборами иголок, что

позволяло быстро заполнить цветом поверхность изображения, сделать линию, обводящую контур,

орнамент и т.п. какой угодно ширины.

Hынешняя техника татуировки основывается на накалывании кожи иглой. Основным орудием

является специальная электрическая машинка. Она весьма легкая и чрезвычайно производительная, что

позволило ей быстро вытеснить все традиционные приспособления для татуировки. Ими сегодня

пользуются лишь в изолированных племенных сообществах, а из цивилизованных стран – только в Японии,

где еще остались старые выдающиеся мастера, работающие испытанным инструментом предков.

Hе надо путать татуировку от следов на коже, которые образуются в результате травмы и

проникновения в тело частичек угля, пыли или химических веществ во время воспламенения взрывчатых

материалов. Hе относится к татуировке и скарификация – она применяется представителями некоторых

народностей с темным цветом кожи и оставляет устойчивые рубцы.

Татуировка хорошо смотрится на коже светлого фона, но из этого правила делаются исключения.

Например, японская и полинезийская татуировки исполняются на менее контрастном, чем европейская,

фоне.

Как отмечалось, татуировка была популярна в далеком прошлом. Она была известна на территориях

Северо-Восточной Азии, Японии, Китая, Юго-Восточной Азии, Океании. Ее присутствие в глубоком прошлом

зафиксировано на территориях обеих Америк, где в доколумбовые времена татуировкой пользовались

жители Перу, что подтверждают найденные археологами хорошо сохранившиеся мумифицированные

человеческие тела. Украшали свои тела татуировкой майа, представители многочисленных индейских

племен, населяющие территории нынешних Соединенных Штатов и Канады, а также эскимосы. Татуировка

применялась некоторыми азиатскими народностями (пикты), индоиранскими (сарматы и скифы),

хамитскими (древние египтяне), семитскими (ассирийцы), а также индоевропейскими (кельты, илиры и

траки). Можно догадываться, что от илиров и траков, которые в своих странствиях достигли в конце

второго тысячелетия до нашей эры Балканского полуострова, этот обычай в более поздние века переняли

славяне, населявшие территории Юго-Восточной Европы, сохранив его до конца XIX столетия.

- 8 -

Сегодня доказано и знакомство с татуировкой изолированных от внешнего мира пигмеев. Возможно,

этот факт свидетельствует о том, что татуировка была известна в Африке еще до экспансии народностей

банту, которая произошла между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры. Другое дело, была ли

эта татуировка оригинальным производным культуры пигмеев или заимствована у какого-либо народа,

знакомого с этим обычаем с глубокой древности.

Среди африканских народов татуировка – весьма редко встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее

присутствие изредка отмечалось среди последователей ислама, населявших страны Магребу, а также

среди египетских цыган, которые быстрее всего принесли татуировку из Азии.

Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к нам времена? Прежде всего надо

отметить, что на протяжении столетий татуировка не только использовалась с целью украшения тела либо

в качестве элемента устрашения, но выполняла и существенную общественную функцию, подчеркивая

принадлежность к профессиональной, религиозной, преступной группе либо к какому-то племени.

Татуировка служила и для более убедительного выражения престижа, общественного положения и для

того, чтобы увековечить героические поступки. В то же время она была знаком (клеймом), которым

обозначали пленников, невольников, преступников и узников (вспомним гитлеровские концентрационные

лагеря).

Этим не исчерпывается использование татуировки разными народами. Hапример, татуировка маори в

Новой Зеландии была призвана дополнительно закреплять в ментальности племени традиции и

философию этого общества, а в Японии, начиная с XVIII века, она достигла ранга искусства. Нередко

украшающие тело мотивы татуировки повторяли узоры, украшающие одежду, оружие, изделия мастеров

прикладного искусства, произведения искусства племени и домашнюю утварь, которые благодаря этому

приобретали характер знаков собственности.

Так сложилась, что с момента своего возникновения татуировка может носить религиозный,

косметический, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось во время различных

обрядов, целью которых было ввести молодого человека в число полноправных членов племени, а также

применяться для терапевтических целей. А в Европе, начиная с XIX века, татуировку демонстрировали с

целью заработать деньги, сегодня ее представляют на конкурсах и выставках.

Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка дает некоторым людям шанс

почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе.

Татуировка за прошедшие времена претерпела значительные измения. Так, одной из наиболее

характерных черт татуировки в племенных сообществах является то, что большинство наблюдаемых в ней

мотивов – это простые знаки: точки, черточки, звездочки, круги, кресты, изображения солнца, а также

геометрические формы в противоположность развитым и многообразным изображениям ныне.

Объяснение этому простое. Прежде всего надо учитывать, что в племенных сообществах татуировка

выполнялась при помощи примитивных приспособлений, которые не позволяли исполнять более сложные

знаки. Исключением является только полинезийская татуировка. В противоположность современному

татуировщик племенного сообщества связан со старой и четко обязывающей традицией, он погружен в

систему ценностей своего окружения и, естественно, подвержен его оценкам. Естественно, что мотивы

племенной татуировки застыли в схемах и передаются из поколения в поколение в первозданном виде. И

последнее – татуировку, особенно племенную, следует понимать как систему коммуникации.

Татуировщик, выполняя какой-нибудь орнамент на теле соплеменника, обязан был помнить о том, чтобы

не потерять ни одного из обязательных элементов и точно передать их содержание. Каждая черточка

орнамента, место, в котором они были размещены на теле человека, содержали определенный смысл,

несли информацию. Татуировщик не мог позволить себе дополнить или изъять что-либо из композиции,

- 9 -

зафиксированой в мифологии своего племени.

Татуировщик в современном обществе свободен в тематике и сюжетах, исключение составляют

редкие случаи, как, например, татуировка преступников. Слепого следования традициям нет, татуировщик

смело использует опыт различного культурного происхождения. Типичное проявление такой тенденции –

это нагромождение рисунков, часто выполненных разными татуировщиками на теле одного клиента, что в

итоге создает хаотичное собрание мотивов, неоднородных с точки зрения их эстетической и

художественной ценности. Подобные рисунки воплощались без особой заботы о гармонии с

анатомическими особенностями человеческого тела. Мотивы чаще всего общепринятые, стандартные

рисунки, которые наносятся при помощи шаблонов. Эту тенденцию следует относить преимущественно к

ведущему во всем мире направлению в татуировке западноевропейских странах, Австралии, Гонконге,

Японии, Сингапуре и США. Это направление живо реагирует на всевозможные повороты моды и

общественно-политические события, будучи соединением различнейших неоднородных по содержанию

элементов. Некоторые исследователи называют это явление международным народным стилем

(International Folk Style). Основной его признак в том, что данный стиль не поддается однозначной

эстетической классификации и не отмечен общей творческой программой.

Hесмотря на устойчивую популярность татуировки, есть расхождения в ее оценке среди

специалистов. В чем их причина? Познакомим читателя с характером полемики.

Иногда это происходит из-за того, что татуировка, как говорят одни, провоцирует вопросы этики.

Информация о работе Описание разновидностей татуировки