Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:37, реферат
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с уголовщиной, в мнении большинства татуировка -атрибут преступника, его опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии.
Татуировка навсегда изменяет вид человеческого тела и многие люди не могут это принять: какое
моральное право позволяет делать «коррекцию природы», изменяя вид человека? Спорным считают
также взаимоотношение между татуировщиком и объектом его внимания: поскольку татуировка -процесс
достаточно болезненный, часто возникают подозрения о наличии садо-мазохистских отклонений.
Татуировка – это картина, предмет, который одновременно является «живым». Однажды созданная,
татуировка становится зависимой от анатомии и изменяется вместе со старением тела. И такой комплекс
моральных вопросов, как согласие человека на нанесение татуировки, сокрытие его имени и т.д. Задается
вопрос: если кто-то соглашается на татуировку с целью заработать, продавая свое тело, не является ли это
формой проституции?
К моральной проблематике относят и возможность творческого эксперимента в такого типа
деятельности. В противоположность иным изобразительным икусствам татуировка характеризуется
совершенно особой линией развития, исходящей из того, что исполняется она на людях. Поэтому в случае
ненарушения основных этических норм, касающихся личной свободы человека, возможность проведения
творческих поисков существует только лишь при условии его согласия. Из приведенных размышлений
вытекает, что сознательное соблюдение элементарных этических норм со стороны татуировщика и
отсутствие согласия со стороны объекта татуировки, а также давление права и морали, институтов,
формирующих общественное мнение, издавна ограничивают самовыражение татуировщиков.
С введением в европейские языки, в том числе русский, точного понятия для обозначения татуировки,
этот феномен не мог уже пройти мимо внимания специалистов многих научных дисциплин. Поначалу
диспут касался исключительно мотивов на коже «дикарей», которые бросались в глаза по причине своего
изобразительного своеобразия и фона, на котором исполнялись. Такая экзотика в то время еще не
наблюдалась среди европейцев. Однако европейская татуировка, получившая внезапное распространение,
уже не могла находиться в тени. После издания «Словарь медицины» Нистена, на тему татуировки были
опубликованы первые книги. Это были сочинения Э.Бершона, Г.Вуттке, А.Лакассажа и др., которые
доказали, что явление татуировки уже можно было наблюдать на европейцах из цивилизованного
окружения, хотя это и не поощрялось общественным мнением. Татуировка была явлением, которое несло
- 10 -
привкус нравственного скандала. Первыми на это обратили внимание юристы, политики и судебные врачи,
которые поняли практику татуировки как проявление бунта и угрозы обывательским ценностям. В
результате широкой кампании преследований, которая была развернута против «носителей цветных
знаков на коже», татуировщиков и обладателей татуировки стали считать преступниками.
Кульминационным пунктом акции, целью которой была полная дискредитация татуированных, стали
выводы итальянского ученого Чезаре Ломброзо (1835-1909), содержащиеся в переведенной на многие
языки мира работе, изданной в 1876 году.
Ломброзо утверждал, что преступник относится к специфическому антропологическому типу, между
его моральными и телесными физическими недостатками возникает причинная связь. По Ломброзо
преступник страдает болезнью, которая в отличии от «духовного помешательства» называлась им
«моральным помешательством» или склонностью к преступлению. Ученый полагал, что эта болезнь всегда
соединяется с нагромождением таких физических аномалий в строении тела, как оттопыренные уши,
недоразвитый череп, кривые зубы и т.д. Однако наиболее эффектным тезисом Ломброзо было
утверждение, будто «прирожденный преступник» – это проявление атавизма, культурного регресса, то
есть пример личности, отброшенной в развитии до уровня «примитивного» человека, поэтому
криминальную личность легче всего выявить с помощью установления факта наличия на его теле
татуировки.
Ломброзо писал: «Явление татуировки – это один из наиболее непредвиденных феноменов,
выступающих у человека, представляющего примитивную культуру, у так называемого человека, дикого
прежде всего по причине чрезвычайного рвения, с которым он отдается этой болезненной операции.
Однако наиболее характерным является то, что понятие «татуировка» было заимствовано в одном из
диалектов жителей Океании.»
Татуировка – не что иное, как своеобразный признак прирожденного преступника или же «дикого»
человека, которого прежде всего характеризует то, что он ведет себя вопреки общепринятым этическим
нормам, не обладает чувством ответственности. Вот какие «крутые» выводы сделал Ломброзо.
Эти взгляды получили широкое распространение в обществе прежде всего благодаря популярной
криминальной литературе и оказали серьезное влияние на формирование представлений о
патологическом характере татуировки, которая дискриминировала ее носителей во всех, за исключением
преступного, окружениях.
Ошибка Ломброзо и его последователей состояла в том, что в своих исследованиях они опирались
исключительно на татуировку преступников, оставляя в стороне культуру племенных сообществ и данные,
касающиеся вполне нормальных граждан, украсивших себя подобным образом.
Однако, как это не раз бывало в истории, «научная» теория не смогла переломить естественный
порядок вещей. Несмотря на общественное осуждение, татуировка вопреки заверениям исследователей
минувшего не только не заглохла, но и, начиная с 60-х годов XX столетия, прошла бурное развитие,
особенно в тех странах, где она исполнялась официально. Hаступил ренессанс татуировки. Татуировка,
отвергнутая официальной общественностью, вошла в среду ученых, людей искусства и людей,
отвергающих истеблишмент – хиппи, панков, рокеров и т.д. Престиж татуировщика вырос, он стал равным
среди представителей прочих профессий. Интерес к татуировке проявили женщины, открывшие свои
салоны татуировки. Hаконец, состоялась реабилитация татуировки, ее восприняли на Западе как
художественное предложение. Hачались исследования проблематики татуировки, причем они не стали
занятием пустым или второстепенным в контексте размышлений о культуре исторических периодов и
современности. На образцах татуировки в некоторых случаях можно проследить закономерности
исторических и культурных изменений как среди художественных стилей, эстетических вкусов,
- 11 -
косметических привязанностей, способов трактовки человеческого тела, так и в символике
общечеловеческой коммуникации.
- 12 -
КАК ВОЗHИК ТЕРМИH «ТАТУИРОВКА»
Любопытно, что в то время как начало украшения тела теряется во мраке человеческой истории, сам
термин «татуировка» был лишь относительно недавно вошел в обиход и языки Европы, а, например, в
Японии для этого типа художественного творчества название существовало еще в средние века.
Термин был заимствован из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает
рисунок. И сделал это выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчете о
путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом
украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Употребляемые
до того термины идентифицировали ее с другими техниками непосредственного украшения и обозначения
человеческого тела либо являлись заимствованиями из жаргона различных общественных групп.
Приведем перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на
территории Западной Европы.
«Signum» и «stigma» – эти слова известны из литературы Древнего Рима, слово «stygmat» встречается
в Библии, изданной Лютером в 1534 году, «grafizm» – у Дж.Казановы. «Hieroglif» -так писал в «Свадьбе
Фигаро» П.К.Бомарше. Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В.Гюго. Кроме
этих терминов вплоть до конца XUIII века на территории Западной Европы достаточно широко
употреблялось названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piquage», автором которого был
маркиз Л. де Монкальм (1712-1759), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады. А вообще
на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо
«отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern» или «stechmalen»,
что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и
«punctation», испанцы – «pintados».
После употребления термина «татуировка» Куком он не сразу был принят в качестве главенствующего
по отношению к одному и тому же способу украшения тела у разных народов земного шара. Поначалу
слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити.
В нынешнем смысле термин «татуировка» постепенно распространялся в большинстве европейских
государств, приспосабливась к различным языкам и заполняя нишу в лексике точным обозначением
предмета, о котором идет речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все
разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный
бельгийцем П. Нистеном в 1856 году. Затем Э.Литтре ввел его в «Большой словарь французского языка».