Опричнина Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

В нашей истории царствование Иоанна Васильевича (1530-1584), составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления Государства Российского: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и наконец опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного.
Выбранная мною для данной курсовой работы тема – «Иван Грозный и политика опричнины», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Начало правления Ивана IV.

1.1. Детство и юность Ивана Грозного…………...……………………………….5
1.2. Венчание на царство Ивана IV Грозного..…………………………………...7
Глава 2. Опричнина: её значение и сущность.
2.1. Начало формирования опричнины…………………………………………..8
2.2. Первые дни опричнины………………………………………………………12
2.3.Раздор с церковью……………………………………………………………..15
2.4.Опричный террор……………………………………………………………...16
Глава 3. Отмена политики опричнины.
3.1. Отмена опричнины …………………………………………………………...19
3.2. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV……………………………………………………................................................20
Заключение ………………………………………………………. ……………...22
Список используемой литературы………………………………. …………....24

Файлы: 1 файл

опричнина ивана грозного.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)


                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Начало правления  Ивана IV.

 

1.1. Детство и юность Ивана Грозного…………...……………………………….5

1.2. Венчание на царство Ивана IV Грозного..…………………………………...7

Глава 2.  Опричнина: её  значение и сущность.

2.1. Начало формирования опричнины…………………………………………..8

2.2. Первые дни опричнины………………………………………………………12

2.3.Раздор с церковью……………………………………………………………..15

2.4.Опричный террор……………………………………………………………...16

Глава 3. Отмена политики опричнины.

3.1. Отмена опричнины …………………………………………………………...19

3.2. Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV……………………………………………………................................................20

Заключение ………………………………………………………. ……………...22

Список используемой литературы………………………………. …………....24

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

    В нашей истории  царствование Иоанна Васильевича (1530-1584), составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления Государства Российского: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и наконец опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного.

Выбранная мною для данной курсовой работы тема – «Иван Грозный и политика опричнины», описывает период в истории  России, интересный как исторический урок, как назидание последующим  поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической  личности, стоящей на вершине диктатуры.

Что же такое  опричнина? Какова её сущность и место  в истории? На все эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить при написании данной работы.

      Центральное событие  в истории XVI века - опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1752 г. В Московском государстве разгорелся и пылал по образному выражению современника этих событий князя Андрея Курбского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. Так что в памяти людей XVI  века опричнина осталась таким же символом людской мясорубки, как в нашей - 1937 год. И все же не случайно символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ было в это семилетие особенно велико1.

Вообще, правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. В этом я неоднократно убеждалась, перечитывая множества литературы по данной теме. Одни видят в его  деяниях большой государственный  смысл - стремление к централизации, к укреплению государства. Что же касается  жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах эпохи, характерных для России. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны.

Историк Скрынников считает, что во время  политики опричнины погибло около  четырех тысяч человек, а Кобрин – пятнадцать тысяч. Но, тем не менее, потери были катастрофическими. По воспоминаниям современников река Волхов выходила из берегов от трупов, которых туда сбрасывали.

Опричнина закончилась так же неожиданно, как  и началась, но при этом оставила в истории неизгладимый след. Несомненно, царь достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Опричнина стала  своего рода восточной тиранией, деспотией.2 В России 70-80–х годах разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, страшный голод. Вообще, мне кажется, что правление Грозного напоминало скорее государственный разбой, войну против своего народа, предпринятые только ради укрепления своей личной власти, что в свою очередь влияло на нравственную атмосферу в обществе.

На мой  взгляд, одними из самых интересных литературных источников (использованных в данной курсовой работе), где более полно и точно представлены основные моменты, сущность и значение политики опричнины Ивана Грозного, являются  книги Скрынникова Р. Г. «Царство террора» и « Иван Грозный»

Я не буду останавливаться на биографии Ивана  Васильевича, а лишь  кратко укажу  те причины (причины  в  формировании личности Грозного), которые привели  к введению политики опричнины Иваном Грозным.

 

                        

 

 

Глава 1. Начало правления  Ивана IV.

    1. Детство и юность Ивана Грозного.

    Двадцатилетний брак великого князя Московского Василия III с Соломонией Сабуровой был бесплоден. Винить в этом только Соломонию нет достаточных оснований. Известный оппонент Ивана Грозного - изменник князь Андрей Курбский написал, что отец его врага Василий III искал знахарок и колдунов, которые помогли бы ему приобрести мужскую силу. В конце концов, великому князю с помощью митрополита Даниила и покорной части духовенства удалось отправить законную жену в монастырь против ее воли и жениться на юной обворожительной литовской княжне Елене Глинской.  Свадьба состоялась в 1526 году. Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна. Однако, вопреки ожиданиям, она не имела детей еще 3 года. Этот промежуток доставил стареющему князю немало хлопот. И вот, наконец, Елена оказалась беременной. Какой-то юродивый Домитиан объявил ей, что она будет матерью Тита, широкого ума, и 25 августа 1530 года в 7-ом часу ночи действительно родился сын, названный затем Иваном. Пишут, что в ту самую минуту земля и небо потряслись от неслыханных громовых ударов. Но это было воспринято как добрый знак. Все города отправили в Москву послов с поздравлениями. Но царь после рождения сына прожил совсем недолго. Он умер в 1534 году, и власть перешла к Елене Глинской.3 В 1538 году и она скончалась, отравленная, как принято считать, крамольными боярами. Власть захватили бояре во главе с Шуйскими. Ивана воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении. Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью. Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому. Особенно были ненавистны Иоанну князья Шуйские, захватившие власть после смерти великой княгини Елены. Устранены были князья Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, пользовавшийся влиянием при Елене, сестра его, мамка Ивана, Челяднина, князь Иван Федорович Бельский, сведен с кафедры митрополит Даниил, противник переворота. Бесконтрольное распоряжение государственным достоянием, крайне невнимательное и оскорбительное отношение к маленьким великим князьям Ивану и Юрию характеризуют двухлетнее господство Шуйских. В 1540 году по инициативе митрополита Иоасафа, освобождены были князь Бельский, занявший место князя Ивана Шуйского, удаленного на воеводство, и удельный князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. В 1542 году - новый переворот в пользу Шуйских, в котором погиб Бельский, поплатился кафедрой митрополит Иоасаф, замененный архиепископом новгородским Макарием. Глава кружка, князь Андрей Михайлович Шуйский, устранял возможные на Ивана влияния со стороны не принадлежавших к кружку лиц в крайне грубых формах (расправа с Семеном Воронцовым во дворце на глазах Ивана). В 1543 году царь впервые показал свой характер, велев схватить главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году 13-летний Иван восстал против бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского, и с тех пор бояре начали бояться Ивана. Власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иване.4 Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке, Иван книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти. 

 

    1. Венчание на царство Ивана IV Грозного.

На  семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV.

 

 

 

Глава 2.  Опричнина: её  значение и сущность.

2.1. Начало формирования опричнины.

         Проводимые реформы, ограничивающие  власть феодалов стали встречать  их сопротивление, несогласие  с царской политикой, неподчинение  воле царя. Проблемы централизации  и укрепления власти, борьбы с  оппозицией требовали от царя  решения об установлении в  стране диктатуры и сокрушения  оппозиции с помощью террора  и насилия. 

Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине  царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных  феодалов, он объявил об отречении  от престола. Таким путем он рассчитывал  «вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».

Отречению Грозного предшествовали события  самого драматического свойства. Вначале  декабря 1564г. царская семья стала  готовиться к отъезду из Москвы. К величайшему неудовольствию церковных  властей он велел забрать и  свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный  присутствовал на богослужении в  кремлевском Успенском соборе. После  окончания службы он трогательно  простился с митрополитом, членами  Боярской думы, дьяками, дворянами и  столичными гостями. На площади перед  Кремлем уже стояли «сотни нагруженных  повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская  семья покинула столицу, увозя с  собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом  в руках Грозного»

Царский выезд был необычен. Ближние  люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство  находились в полном недоумении и  неведении о замыслах царя. Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской  слободы.

Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и  епископы сошлись на митрополичьем  дворе и выслушали известие о  царской на них опале, дьяки собрали  на площади большую толпу и  объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам  царь просил, «чтобы они себе никоторого сомнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет».

Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он, не стесняясь, говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу «изменниками-боярами». Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Расчёт Ивана VI на веру народа в доброго царя борющегося с боярами-притеснителями оправдался. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных и готовы сами "потребить" всех государевых изменников».

Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение  Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим  ходатайством». Представители митрополита  и бояре, не теряя времени, выехали  в слободу.

Царь допустил к себе духовных лиц  и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным  молениям близкого приятеля Чудовского архимандрита Левкия и новгородского  епископа Пимена. Затем в слободу  были допущены руководители думы.

Слобода производила впечатление  военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных  врагов. Руководство думы просило  царя сложить гнев и править государством, как ему "годно".

      Иван Грозный поставил условие:  он будет казнить изменников  по своему усмотрению. Выговорил  себе право казнить бояр без  суда и следствия, что и было  одним из средств укрепления  абсолютной власти. На подготовку  приговора об опричнине ушло  более месяца. В середине февраля  царь вернулся в Москву и  представил на утверждение думе  и священному собору текст  приговора. В речи к собору  Иван сказал, что для "охранения"  своей жизни намерен "учинить"  на своем государстве "опричнину"  с двором, армией и территорией. Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя.  Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой.5

    Все, кто жил на  территории опричнины, но не  были опричниками, выселялись. Царь  забрал в опричнину Суздальский,  Можайский и Вяземский уезды,  а также около десятка других  совсем мелких. В состав опричного  "удела" вошло несколько  крупных дворцовых волостей, которые  должны были снабжать опричный  дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды  Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми  городами. Эти уезды служили основным  источником доходов для опричной  казны. Финансовые заботы побудили  опричное правительство взять  под свой контроль также главные  центры солепромышленности: Старую  Русь, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины.

           Политическим и административным  центром опричнины стал "особый  двор" со своей Боярской думой  и приказами, частично переведенными  из земщины. Формально Боярскую  думу возглавлял удельный князь  молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми  делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и Зайцев.

         В опричнине была особая казна.  Уездные дворяне были вызваны  в Москву на смотр. Опричная  дума во главе с Басмановым  придирчиво допрашивала каждого  о его происхождении, о родословной  жены и дружеских связях. В  опричнину отбирали худородных  дворян, не знавшихся с боярами.  Укомплектованное из незнатных  дворян опричное войско должно  было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе  с феодально-аристократической оппозицией.

        При зачислении в государев  удел каждый опричник клятвенно  обещал разоблачать опасные замыслы,  грозившие царю, и не молчать  обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться  с земщиной. Опричная тысяча была  создана как привилегированная  личная гвардия царя. Служба в  опричнине открывала широкие  перспективы перед худородными  дворянами. Им увеличили земельные  "оклады", для чего провели  конфискацию земель у тех землевладельцев,  которые не были приняты на  опричную службу. Первоначально  в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч)  в основном служилых людей,  но были и представители некоторых  старых княжеских и боярских  родов. Для опричников вводилась  особая форма: удельные вассалы  царя носили черную одежду, сшитую  из грубых тканей, а к шеям  своих лошадей они привязывали  собачьи головы,  у колчана  со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть "государевых  изменников" и выметать измену.     

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного