Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:29, реферат
Организационная по типу удельного княжества "опришнина" находилась в личном владении царя. Управляла опричниной особая Боярская дума. Формально ее возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы (бояре Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов) и их друзья (Вяземский и Зайцев).
В состав опричного "удела" вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды (Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина) с богатыми торговыми городами. Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны.
1. УКАЗ ОБ ОПРИЧНИНЕ 2
2. ОПРИЧНАЯ ГРОЗА 6
3. ЗЕМСКИЙ СОБОР 9
4. РАЗГРОМ ЗЕМСКОЙ ОППОЗИЦИИ 12
5. НОВОГОРДСКИЙ РАЗГРОМ 15
6. МОСКОВСКОЕ ДЕЛО 18
7. ПОСЛЕДНЕЕ ОПРИЧНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 22
8. ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ 26
9. ИТОГИ ОПРИЧНИНЫ 28
Список литературы 32
Польско-литовское государство не примирилось с потерей Полоцка. Осенью 1564г. король направил к крепости многочисленную армию. Русские полки были спешно стянуты к северо-западной границе. В это самое время крымская орда, вероломно нарушив соглашение, вторглась в пределы России. Военные заслоны, стоявшие на Оке, не могли противостоять татарскому нашествию, но хан Девлет-Гирей не решился идти на Москву и свернул к Рязани. Все попытки врага взять крепость штурмом закончились неудачей. Крымцы поспешно отступили в степи. Нападение на русские границы были отбиты. Но военная тревога ускорила развитие кризиса в России. Москва понесла серьезное дипломатическое поражение, не сумев предотвратить объединение наиболее опасных противников. Отныне стала неизбежной война на два фронта. Прошло 15 лет с тех пор, как Грозный предпринял первый поход на Казань. С этого времени война не затихала ни на один год, принесла беды народу и разорение стране. В обстановке внешнеполитических неудач соратники царя настоятельно советовали установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но в Русском государстве ни одно крупное политические решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе. Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию.
По этой причине царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю "совету крупных феодалов", он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал вырвать у думы согласие не введения в стране чрезвычайного положения. Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. В начале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. Иван 4 посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них. К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы и прочую "святость". В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в Кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну. Церковные сокровища и казна стали своего рода залогом в руках Грозного. Царский выезд был необычен.
Ближние люди, сопровождавшие Грозного, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя. Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течении нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том, что "от великие жалости сердца" он оставил свое государство и решил поселиться там, где "его, государство, бог наставит". Как можно предположить, в дни "скитания" царь составил черновик нового завещания, в котором весьма откровенно объяснял причины отъезда из Москвы. А что по множеству беззаконий моих божий гнев на меня распростерся, писал Иван. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам.
В то время как члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей отречение Грозного. Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он не стесняясь говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу изменниками-боярами. Среди членов Боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге у царя защиты "от рук сильных" и готовы сами "потребить" всех государевых изменников. Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но вынуждена была обратиться к нему с верноподданическим ходатайством.
Представители митрополита и бояре не теряя времени выехали в слободу. Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил что, его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля Чудовского архимандрита Левкия и Новогородского археипископа Пимена. Затем в слободу допущены были руководители думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной как явных врагов. Вожди просили царя сложить с них гнев и править государством, как ему "годно". Он заявил, будто после смерти отца бояре хотели лишить его законных прав и сделать своим государем выходца из рода князей Горбатых-Шуйских. И этих людей он ежедневно вынужден видеть в числе тех, кто причастен к правлению. Свою гневную речь Грозный заключил словами о том, что изменники извели его жену и стремятся уничтожить его самого, но бог воспротивился этому и раскрыл их козни. Теперь он, царь, обязан принять меры, чтобы предупредить надвигающееся несчастье.
Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили покорным согласием. Для выработки соглашения с думой царь оставил в слободе нескольких бояр, а остальных в тот же день отослал в столицу. Такое разделение думы как нельзя лучше отвечал целям Басманова и других приспешников царя. На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора.
В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опришнину" с двором, армией и территорией. Далее он заявил о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий - права совета с думой "опаляться" на "непослушных" бояр, казнить их и отбирать в казну "животы" и "статки" опальных. При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом "тезисе" заключался, как то ни парадоксально, один из главнейших аргументов в пользу опричнины.
Правительство без труда добилось от собора одобрения подготовленного указа. Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве.
Организационная по типу
удельного княжества "
В состав опричного "удела"
вошло несколько крупных
В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Аристократия взирала на "новодельных" опричных господ с подозрением. Сам царь, находившийся во власти предрассудков аристократических, горько сетовал на то, что вынужден приближать мужиков и холопов. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачить опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Они привязывали к поясу у колчана со стрелами некое подобие метлы. Этот их отличительный знак символизировал стремление "вымести" из страны измену.
Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя. Служба в опричнине открывала перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные "оклады". Но подобные привилегии опричнины распространялись лишь на сравнительно узкий круг дворянства.
Чтобы обеспечить опричников землями, власти провели конфискацию земель у тех суздальских, можайских и прочих землевладельцев, которые не приняты были на опричную службу. Выселение знати из опричных уездов и конфискация их вотчин позволили историкам усмотреть в опричнине крупную государственную реформу.
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына и его тестя-окольничего П.П.Головина. Покоритель Казани обладал характером суровым и непреклонным и не боялся перечить царю. В этом и состояла его основная вина. Обвинения насчет заговора насилия, по- видимому, имели вымышленный характер.
Боярин князь И.А.Куракин и боярин князь Д.И.Немой-Оболенский, которых летописные приписки изображали боярского заговора в пользу Старицких, были пострижены в монахи и заточены в монастырь. Расжалованный боярин князь С.В.Ростовский, некогда приговоренный к смертной казни, был схвачен на воеводстве в Нижнем Новгороде и убит. Голову убитого опричники привезли в Москву царю.
Очевидцы первых дней опричнины Таубе и Крузе отметили, что опричники форменным образом терроризировали обителей княжеских гнезд. Опальных княжат хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку опальным запрещалось брать с собой что-нибудь из имущества, некоторые принуждены были кормиться в пути подаянием.
Власти не пожелали обременять себя заботами о содержании ссыльных и по этой причине решили наделить их землями в местах поселения на восточной окраине. Присланный из Москвы окольничий Н.В.Борисов произвел в 1565-1566гг. описание всех наличных земель Казанского края, включая земли татарские, чувашские, мордовские и земли дворца. Распределение поместий ведала местная администрация, во главе которой Грозный поставил самых знатных и влиятельных лиц из числа ссыльных. Таким образом, вопросами о распределение казанских поместий занимались сами ссыльные. Несмотря на то, что для устройства опальных дворян были использованы земли Казанского и Свияжского уездов, "казанской землицы" не хватило для сколько-нибудь сносного обеспечения поселенцев. Главные воеводы казанского края-опальные бояре князья П.А.Куракин и А.И.Катырев-Ростовский - при поместном "окладе" в 1000 четвертей пашни смогли получить не более 120-130 четвертей пашни и перелога. Прочие княжата должны были довольствоваться еще меньшими поместьями. Некоторые дворяне были "испомещены всем родом". 12 князей Гагариных получили одно крохотное поместье на всех.
Ссыльные дворяне получали казанские поместья взамен старых земельных владений, а не в дополнение к ним. Авторы официальной летописи определенно указывали на то, что ссылка дворян в Казанский край сопровождалась конфискацией имущества.
Согласно данным официальной летописи, при учреждении опричнины были публично казнено пятеро. По размаху эти репрессии никак не соответствовали военным приготовлениям опричнины. Сколь бы влиятельными ни были казнены люди, царь мог уничтожить их без разделения государства и учреждения опричной гвардии. Факты, относящиеся к казанской ссылке, позволяют объяснить парадокс. Особая сила понадобилась царю в тот момент, когда он замыслил осуществить широкую конфискацию княжеских земель. Власти прекрасно сознавали, что незаконное с точки зрения традиций отчуждение вотчин - без суда, без всякой провинности со стороны землевладельцев - вызовет сильнейшее негодование, и готовились подавить противодействие знати вооруженной рукой.
Первые опричные репрессии имели отчетливую антикняжескую направленность. Они отличались большой последовательностью. Казанская ссылка нанесла сильнейший удар суздальской знати. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Катастрофа была столь, велика, что никакие последующие амнистии и частичный возврат родовых земель опальным князьям не могли ликвидировать ее последствий.
На втором году опричнины военные действия прекратились сначала на западной, а потом на южной границе России. В Москву прибыло великое посольство из Польши для ведения мирных переговоров. Послы предлагали заключить перемирие на условиях статус-кво, Москва же требовала уступки России морского порта Риги. Переговоры зашли в тупик. Тогда правительство экстренно созвало в Москве Земский собор, в состав которого вошли члены Боярской думы, духовенство, многочисленные представители дворянства, приказные люди и богатые купцы. Члены собора высказались против "уступки" ливонских земель и заверили правительство в том, что готовы пойти на новые жертвы ради окончательного завоевания Ливонии.
Членами собора 1566г. были 205 представителей знати и дворян и 43 дьяка и подьячих. Правда, никто из них не был избран, а все получили назначение от правительства. Решающее влияние на деятельность собора оказала знать: помимо членов Боярской думы почти половина участников собора, заседавших в дворянских куриях, принадлежала к высшей титулованной и старомосковской аристократии. Среднее дворянство представлено было на соборе примерно 160 - 170 лицами, зато мелкое провинциальное почти полностью отсутствовало.
Созыв представительского
учреждения в Москве связан был с
финансовыми затруднениями
Весна 1566г. принесла казни с собой долгожданные перемены. Опричные казни прекратились, власти объявили о " прощении" опальных. По ходатайству руководителей земщины царь Иван вернул из ссылки удельного князя Михаила Воротонского и пожаловал ему старую "отчизну"- удельное княжество с укрепленными городами Одоевом и Новосилем. Первого мая в Казань прибыл гонец, объявивший ссыльным "государево жалованье". Грозный "простил" большую часть опальных княжат и дворян и милостливо позволил им вернуться в Москву. Эта уступка, впрочем, носила половинчатый характер: в Казани были оставлены на поселение самые влиятельные из ссыльных. Как то ни было, амнистия привела к радикальному изменению опричной земельной политики. По существу опричным властям пришлось отказаться от курса, взятого при учреждении опричнины. Земельная политика опричнины быстро утрачивала свою первоначальную антикняжескую направленность. Объяснялось это тем, что конфискация княжеских вотчин вызвала противодействие знати, а монархия не обладала достаточной самостоятельностью, ни достаточным аппаратом насилия, чтобы длительное время проводить политику, идущую вразрез с интересами могущественной аристократии. К тому же, с точки зрения властей, казанское переселение достигло цели, подорвав могущество суздальских княжат.