Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:27, контрольная работа
Опричнина как образец формирования политической централизации в различных ее видах и интерпретациях была свойственна многих государствам Европы в период Средневековья, с той лишь разницей что западноевропейские державы ранее чем Русь (позднее Московия) сформировали политическую централизацию путем экспансии на ближний восток во времена крестовых походов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ. 5
1. Династический кризис 5
2. Образование опричнины 6
3. Опричный террор 7
ПОПЫТКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА 10
1. Разгром земской оппозиции. 12
2. Усиление опричнины. 14
ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ. 15
1. Предпосылки к отмене опричнины. 15
2. Отмена опричнины. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Камская государственная
(ИНЭКА)
Кафедра Экономической теории
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
на тему: «Опричнина как кризис русской государственности»
Выполнил:
студент гр. 4148-з
Кириева Д.Ш.
Проверил:
доцент, к.и.н.
Гибадуллин Р.М.
Набережные Челны, 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ. 5
1. Династический кризис 5
2. Образование опричнины 6
3. Опричный террор 7
ПОПЫТКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА 10
1. Разгром земской оппозиции. 12
2. Усиление опричнины. 14
ОТМЕНА ОПРИЧНИНЫ. 15
1. Предпосылки к отмене опричнины. 15
2. Отмена опричнины. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Опричнина как образец формирования политической централизации в различных ее видах и интерпретациях была свойственна многих государствам Европы в период Средневековья, с той лишь разницей что западноевропейские державы ранее чем Русь (позднее Московия) сформировали политическую централизацию путем экспансии на ближний восток во времена крестовых походов. Причем речь шла не только об оптимизации народного потенциала, при тогда еще высокой пассионарности западноевропейский народов но и о привлечении на свою сторону и дальнейшей объединении всех сословий под знаменем «освободительной войны с неверными». Да и пополнение государственной казны за счет внешней экспансии, а не в пределах собственной страны как это было в ХIV веке в России.
Интересен тот факт что опричнина существовала всего 7 лет но оставила далекие последствия для будущей истории России.
Среди историков существуют две основные исторические версии о причинах появления опричнины:
Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества. Другие считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.
Данная тема очень актуальна и в сегодняшнее время. И я бы хотела обобщить все их выводы и сделать собственный, но в начале я бы более подробно разобралась в причинах возникновения опричнины.
С наступлением зимы 1564 года царь Иван IV стал готовиться к отъезду из Москвы. Он посещал столичные церкви и усердно молился в них. К великому недовольству церковных властей, он велел забрать и свезти в Кремль самые почитаемые иконы и прочую “святость” . В воскресенье 3 декабря, царь, после службы в Успенском соборе, простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли вереницы нагруженных повозок, под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую “святость” и всю государственную казну. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи.
Царский “поезд” скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Оттуда в начале января он известил митрополита и думу о своем отречении от престола, объясняя это раздором со знатью и боярами.
Пока члены думы и епископы собирались
на митрополичьем дворе и
Под давлением обстоятельств
В ответ Иван IV под предлогом якобы раскрытого им заговора потребовал от бояр предоставления ему неограниченной власти, на что они ответили согласием. На подготовку указа об опричнине ушло более месяца. В феврале 1565 года Грозный вернулся в Москву.
Вернувшись в Москву, Иван IV объявил думе и Священному собору текст приговора, в котором говорилось, что для “охранения” своей жизни он намерен “учинить” на своем государстве “опришнину” с двором, армией и территорией, а Московское государство (земщина) передается в управление Боярской думы. При этом ему присваиваются неограниченные полномочия – право без совета с думой “опаляться” на непослушных бояр, казнить их и отбирать в казну “животы” и “статки” опальных. Членам думы, связанным своими обещаниями в дни династического кризиса, ничего не оставалось, как поблагодарить царя за заботу о государстве.
Распри с боярами завершились тем, что Иван IV основал “государство в государстве” – опричнину. Он взял несколько городов и уездов в личное владение и сформировал там охранный корпус – опричное войско, образовал отдельное правительство и стал управлять страной без совета с высшим государственным органом – Боярской думой. Провинции, не попавшие в опричнину, получили название “земли” – “земщины” . Они остались под управлением “земских” правителей – бояр.
Царь стремился вырваться из
старого окружения, и ему нужны
были новые люди, которым он распахнул
двери своего дворца. Так скромный
вяземский помещик Дмитрий
После издания указа об опричнине власти вызвали в Москву всех дворян из Вяземского, Можайского, Суздальского и нескольких мелких уездов. Опричная дума, в которую Иван IV не допустил титулованную знать, во главе со старомосковским боярином Басмановым, придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. При зачислении в государев удел, опричникам запрещалось общаться с земщиной, каждый клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает.
Опричники носили черную одежду, сшитую
из грубой ткани, к седлу прикрепляли
собачею голову, к поясу у колчана
со стрелами привязывали некое подобие
метлы, которые символизировали
что они “выгрызают” и “
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной об отмене опричнины. Грозный ответил на это террором и около двухсот челобитчиков было казнено.
В 1568 году в результате неудач в Ливонской войне началась новая волна репрессий. Многих государственных действий Грозный обвинил в сговоре с польским королем. Он собственноручно заколол главу Боярской думы Ивана Петровича Федорова. С отрядом опричников царь носился по вотчинам бояр, всюду сея смерть и опустошение. Были уничтожены все сторонники князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV, владельца самого большого удельного княжества. Самого князя Грозный заставил принять яд, а его родственников казнил.
В 1570 году Иван Грозный с опричниками пришел в Новгород. Он обвинил Новгородцев в том, что они хотели “Новгород и Псков отдать литовскому королю, царя всея Руси извести, а на государство посадить князя Владимира” . Пять недель в городе продолжались пытки и казни. Ежедневно сотни истерзанных людей бросали в Волхов. В первую очередь Грозный расправился с высшим духовенством, боярами и купцами. Опричники грабили дома, рыскали по окрестным деревням, убивали людей. После этого погрома Новгород из могущественного соперника Москвы превратился во второстепенный город, полностью подчиненный московскому правительству.
Вернувшись из Новгорода, Иван Грозный организовал в Москве публичную казнь деятелей приказов. На одной из московских площадей построили помост, развели костер, поставили виселицы. На площадь согнали перепуганных москвичей. Казнь длилась несколько часов. Было казнено более сотни приказных людей.
В 1572 году царь отменил опричнину, которая сильно разорила страну, но подорвала могущество боярской аристократии и стерла границы крупных удельных княжеств. Было ликвидировано деление страны на опричный удел и земщину. Некоторым прощенным казанским ссыльным Иван IV вернул земли. Государство было окончательно централизованно. Вместо опричнины Грозный создал “двор” , служащий опорой его репрессивного режима.
Весна 1566г. принесла с собой долгожданные перемены. Опричные казни прекратились, власти объявили о прощении опальных. По ходатайству руководителей земщины царь Иван вернул из ссылки удельного князя Михаила Воротынского и пожаловал ему старую "отчизну" с укрепленными городами Одоевом и Новосилем. Первого мая 1566г. в Казань прибыл гонец, объявивший ссыльным "государево жалование". Грозный "простил" большую часть опальных княжат и дворян и милостиво позволил им вернуться в Москву.
Эта уступка, впрочем, носила половинчатый характер: в Казани были оставлены на поселении самые влиятельные из ссыльных. Как бы то ни было, амнистия привела к радикальному изменению опричной земельной политики. Казна вынуждена была позаботиться о земельном обеспечении вернувшихся из ссылки и взамен утраченных ими родовых вотчин стала отводить им новые земли. Но земель, хотя бы примерно равноценных княжеским вотчинам, оказалось недостаточно. И тогда сначала в отдельных случаях, а потом и в более широких масштабах казна стала возвращать родовые земли, заметно запустевшие после изгнания их владельцев в Казань.
По существу опричным властям пришлось отказаться от курса, взятого при учреждении опричнины. Земельная политика опричнины быстро утрачивала свою первоначальную антикняжескую направленность.
Объяснялось это тем, что конфискация княжеских вотчин вызвала противодействие знати, а монархия не обладала ни достаточной самостоятельностью, ни достаточным аппаратом насилия, чтобы длительное время проводить политику, идущую в разрез с интересами могущественной аристократии. К тому же, с точки зрения властей, казанское переселение достигло основной цели, подорвав могущество суздальских княжат.
Прекращение казней и уступки со стороны опричных властей ободрили недовольных и породили повсеместно надежду на полную отмену опричнины.
Были и те, кто не хотели ждать отмены опричнины, а пытались своими методами и средствами свергнуть царя и поменять режим террора на более спокойный.
Оппозицию поддержало влиятельное духовенство. Митрополит Афанасий 19 мая 1566г. в отсутствие царя демонстративно сложил с себя сан и удалился в Чудов монастырь.
Грозный поспешил в столицу и
после совета с земцами предложил
занять митрополичью кафедру Герману
Полеву, казанскому архиепископу. Рассказывают,
что Полев переехал на митрополичий
двор, но пробыл там всего два
дня. Будучи противником опричнины,
архиепископ пытался
Информация о работе Опричнина как кризис русской государственности