Опричнина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основыпсихического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Начало опричнины4
2.Раздор с церковью6
3.Опричный террор 7
4.Итоги опричнины 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3

1. Начало опричнины                                                                                        4                   

2. Раздор с церковью                                                                                      6

3.Опричный террор  7

4.Итоги опричнины  8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              11 

 

Введение

Психология  -  наука  о закономерностях развития  и функционирования

психики.   Взаимодействие   всех   живых   существ   с   окружающим    миром осуществляется посредством особого рода психических процессов  и  состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не  сводятся к ним. В течение многих  столетий  эти  удивительные  и  загадочные  явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением  высшей  сущности Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е.  какособая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но  уже Аристотель предложил  трактовку  души  как  способа  организации  живого  тела  и   его поведения,  что  послужило  мощным  стимулом развития  научных взглядов  в области психического на Западе.

     Возникнув  как раздел философской науки,  психология в течение более  чем двух тысячелетий была неразрывно связана с  ней.  В  рамках  философии  было накоплено огромное количество знаний о  различных  психических  процессах  и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания  окружающего  мира, эмоциональные процессы, механизмы  развития  психических явлений,  сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического  исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

     Накопление  знаний о природе и механизмах функционирования  психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном)  и  теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии  как  самостоятельной  науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в  1879 году  создал   крупнейшую   психологическую   школу,   получившую   название

структуралистской.

   

1.Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - российский психолог; доктор психологических  наук, профессор, действенный член АНП  РСФСР (1950), АПН СССР (1968), Почетный член Венгерской академии наук (1937), Почетный доктор Парижского университета(1968). Разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А.В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (! 959, 1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Истоки его исследований восходят к началу 30-х гг., когда  Леонтьев возглавил группу психологов в Харькове. В ее состав входили А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, Г.Д. Луков, В.И. Аснин. Для них центральной стала проблема практической деятельности и сознания, которая рассматривалась Леонтьевым «необходимой линией движения психологического исследования». Производилось изучение структуры детской деятельности, ее средств, цели, мотива и изменения в процессе развития ребенка.

В конце 30-х гг. А.Н. Леонтьев обращается к проблемам развития психики: исследует генезис чувствительности, развитие психики животных. Итогом этих работ явилась докторская диссертация  «Развитие психики» (1946). Здесь была разработана концепция стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира, исходя из изменения  в этом процессе характера связей животных с окружающими условиями . Каждая новая ступень рассматривалась как переход к новым условиям существования и шаг в усложнении физической организации животных. Выделенные Леонтьевым стадии в развитии психики - элементарной сенсорной психики, перцептивной и стадии интеллекта - в последующих исследованиях получили дальнейшую разработку и конкретизацию .

Эти исследования составили  основу психологического учения А.Н. Леонтьева  о деятельности ее структуре, ее динамике, ее различных формах и видах, окончательный вариант которого дан в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Согласно этой концепции, деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность - деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему: предметный мир «втягивается» в деятельность и отражается в его образе, в том числе в эмоционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира порождаемые материальной практической деятельностью . Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка. В сознании обнаруживается также чувственная ткань, т.е. чувственные образы и личностные смыслы, которые придают сознанию пристрастный характер. Исследование всех этих составляющих сознания отражены в ряде публикаций.

Деятельность имеет сложную  структуру. различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Между компонентами деятельности существуют переходы и трансформации. Анализ образующих деятельность единиц привел к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности в форме которой существует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности к внутренней (интериоризация) и от внутренней - к внешней (экстериоризация). Так преодолевалась мистификация психики, сознания.

Деятельность предполагает субъекта деятельности, личность. В  контексте теории деятельности различаются  образования «индивид» и «личность». Личность является продуктом всех отношений  человека к миру, реализуемых совокупностью  всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей человека с  миром, степень их иерархизированности и общая их структура. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивается в советской психологии.

Основные теоретические  положения учения А.Н. Леонтьева:

·        психология - это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

·        объективным  критерием психики является способность  живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия;

·        абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям:

·        раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность - это  способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами;

·        в  эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3) стадия интеллекта;

·        развитие психики животных - это процесс  развития деятельности;

·        особенностями  деятельности животных являются:

а) вся активность животных определяется биологическими моделями;

б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

в) основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них  ограничивается приобретением индивидуального  опыта, благодаря которому видовые  программы приспосабливаются к  конкретным условиям существования  индивида;

А.Н. Леонтьев о  структуре деятельности

·        деятельность человека имеет сложное иерархическое  строение и включает следующие уровни: I - уровень особых деятельностей (или  особых видов деятельности); II - уровень  действий; III - уровень операций; IV - уровень  психофизиологических функций;

·        деятельность человека неразрывно связана с его  потребностями и мотивами. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий  существования, находящихся вне  индивида. В психологии потребность  человека рассматривается как переживание  нужды в том, что необходимо для  продолжения жизни его организма  и развития его личности. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву - это опредмеченная потребность;

·        деятельность как целое - это единица жизни  человека, активно отвечающая определенному мотиву;

·        тот  или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению  той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель - это представляемый им мыслимый результат деятельности;

·        действие как составная часть деятельности отвечает осознаваемой цели. Любая  деятельность осуществляется в форме  действий или цепи действий;

·        деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;

А.Н. Леонтьев о  трансформации деятельности

·        деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении  его цели, может превратиться в  операцию. В данном случае говорят  об укрупнении единиц деятельности. Например, при обучении управлению автомобилем  первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется  как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшем это действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения - операцией, его реализующей, оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует;

·        результаты составляющих деятельность действий при  некоторых условиях оказываются  более значительными, чем мотив  деятельности, в которую они включены. Тогда действие становится деятельностью. В данном случае говорят о дроблении  единиц деятельности на более мелкие единицы. Так, ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу повышающих его ученический «престиж», у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот обще-психологический механизм развития действия А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель» (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становится мотивом. Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращения операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т.е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели .

А.Н. Леонтьев о  сущности и структуре сознания

·        сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина  мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

·        первоначально  сознание существует лишь в форме  психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием - деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, - управляющим ею;

·        следует  различать осознаваемое объективное  значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о  личностном смысле. Другими словами  личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного  человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как  и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это  не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

А.Н. Леонтьев о  соотношении сознания и мотивов

·        мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно  разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые;

·        осознание  мотивов - это особая деятельность, особая внутренняя работа;

·        неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах - в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции - это отражение отношения  результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмции, если неуспешно отрицательные. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива;

А.Н. Леонтьев о  соотношении внутренней и внешней  деятельности

·        внутренние действия - это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбирать нужное действие, дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок;

Информация о работе Опричнина